Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — достаточно молодая, но вместе с тем весьма динамичная структура. У главы МЧС, Сергея Шойгу, репутация "некабинетного министра". Его чаще можно встретить в местах ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, нежели в паркетно-кабинетной тиши. И все же для оперативной работы спасательных служб одной только чиновничьей расторопности мало.

С момента основания МЧС информационным технологиям здесь уделялось большое внимание. Особенность в данном случае заключается в том, что МЧС — военизированная структура, а ИТ-специалисты в подобных организациях с давних режимных времен ограничены в выборе программно-аппаратных средств зарубежного производства.

Во времена холодной войны в среде советского оборонпрома популярна была история о том, что первый образец современного автомата был изобретен русскими оружейниками в начале XX века. Если верить пропаганде, когда это чудо техники показали императору Николаю II, он сказал, что, дескать, все это пустое и в русской армии патронов на него не напастись. Как было на самом деле, нам уже не узнать, равно как и не узнать, насколько хорош был первый автомат в условиях боевых действий. Действительность была такова, что русские оружейники использовали патроны немецкого производства. С первых дней империалистической войны в 1914 году источник боеприпасов остался за линией фронта. С тех пор в российской, а позднее в советской армии использовалось только то, что полностью производится на своей территории.

Но мир меняется, человечество склоняется к созданию мировой экономики, а границы государств теряют свою привычную функцию. Начиная с 1991 года МЧС перешло на применение импортной компьютерной техники. Даже для времени перемен начала 1990-х это был в своем роде уникальный шаг. Ситуация, правда, упрощалась тем, что по закону информация о чрезвычайных ситуациях должна быть открытой.

Тем не менее добиться заметных результатов в автоматизации министерства было не просто. Дело в том, что МЧС отводилась роль координатора в создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В эту систему входят более двадцати министерств и ведомств (включая Минприроды, Минатом, Минобороны и Росгидромет), которые так или иначе соприкасаются с чрезвычайными ситуациями. Создание автоматизированной системы должно было расширить возможности управления с использованием современных средств. Эту работу планировалось завершить к 2005 году, но многое из того, что было уже сделано, не выдержало испытания "проблемой 2000".

Профиль клиента

Компания:
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Игорь Резник, заместитель начальника Центра управления в кризисных ситуациях по программному и информационному обеспечению

Число сотрудников:
более 2000 человек (включая региональные центры и другие органы управления)

Проблема:
Решение задач информационного развития МЧС

Профиль партнера

Компания:
Stins Coman

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Борис Синицын, технический директор, главный конструктор АИУС РСЧС

Число сотрудников:
350 человек

Решение:
Разработка и модернизация автоматизированной информационно-управляющей системы для МЧС России

Исходные условия

Вокруг "проблемы 2000" в конце 90-х был поднят страшный ажиотаж, но по большей части все обошлось благополучно. Однако в МЧС эта проблема причинила немало неприятностей. К тому времени база данных министерства, реализованная по технологии Clarion, содержала более 17 тыс. достаточно информативных записей по чрезвычайным ситуациям, накопленных за десять лет. Но в то время БД фактически была переведена в автономный режим. Информацию предстояло реконфигурировать и ретранслировать под новую, современную среду.

Проблема осложнялась тем, что компания, выступавшая в качестве соисполнителя работ, после кризиса 1998 года стала разваливаться. Эстафету подхватил научно-исследовательский институт МЧС. Комплексы, которые сделали его сотрудники, успешно функционируют по сей день.

Однако основные усилия научного института все же направлены на другие задачи, такие, как создание методик и моделей прогнозирования чрезвычайных ситуаций, разработка новых спасательных технологий. Это не позволяло сотрудникам института в полной мере сосредоточиться на работах по развитию автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС). Необходимо было найти компанию, способную быстро внедрить все созданные решения, осуществить помимо поставки и установки программного и аппаратного обеспечения еще и научно-методическое руководство, обеспечить сопровождение внедряемых средств. Руководство министерства приняло решение для выбора подходящего исполнителя организовать тендер.

Конкурс

Автоматизированная система МЧС должна функционировать не только в мирное время, но и в особый период. Таким образом, предполагается, что со временем в ней будет циркулировать и информация с ограниченным доступом — секретная. Согласно закону о защите информации, наличие таких факторов, как ограниченный доступ, конфиденциальность и секретность, обязывало МЧС объявить закрытый конкурс. С этой целью была сформирована конкурсная комиссия, куда вошли представители всех подразделений, причастных к проблеме автоматизации МЧС, в том числе управления безопасности, департамента гражданской защиты и т. д.

Заявки на участие в закрытом конкурсе МЧС подали шестнадцать компаний и организаций, которые ранее работали с министерством или имели деловые контакты с его сотрудниками. Среди прочих в тендере участвовали ИПИРАН, НИИ автоматики, "Импульс" и Stins Coman.

Stins Coman Group
http://www.stinscoman.com
Компания работает на рынке ИТ с января 1992 года. Портфель ее услуг включает системную и сетевую интеграцию, автоматизацию технологических процессов, комплексную техническую поддержку, аутсорсинг, консалтинг и обучение. Специалисты Stins Coman реализовали более 100 крупных проектов в области системной интеграции и промышленной автоматизации для федеральных министерств и ведомств, банков и финансовых организаций, крупных промышленных предприятий.

Система качества, внедренная в Stins Coman, имеет сертификат TUV-CERT на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001. В соответствии с распоряжением Правительства РФ Stins Coman присвоено звание "Поставщик продукции для государственных нужд России".

За полгода до объявления конкурса компания Stins Coman была приглашена для решения некоторых локальных задач, в частности, для создания электронного архива документов, с которыми работает оперативная дежурная смена. «Это была достаточно частная работа, но при ее выполнении мы хорошо познакомились со специалистами МЧС», — вспоминает Владимир Боголюбов, начальник отдела управления комплексными проектами компании Stins Coman.

По правилам участники тендера должны были предоставить концепцию развития АИУС, все необходимые лицензии на работу с закрытой информацией и сведения о своей компании. На предварительном этапе конкурсанты представили концепцию в виде пояснительной записки, определив основные цели, пути и средства их достижения, перечислив базовые технические решения. После рассмотрения пояснительных записок уже на предварительном этапе четыре конкурсанта были отсеяны.

С учетом специфики задач, стоявших перед МЧС, организаторы конкурса отдавали негласное предпочтение компаниям-исполнителям, обладающим современными технологиями и не ограничивающим свою деятельность лишь одним направлением. «По тому, как компании готовились к конкурсу, многое уже было видно, — рассказывает Игорь Резник, заместитель начальника Центра управления в кризисных ситуациях по программному и информационному обеспечению. — Специалисты Stins Coman интенсивно теребили нас телефонными звонками, постоянно требовали исходные данные, интересовались системой управления и предметом автоматизации. Пусть даже они не все правильно учитывали — времени было мало, — но зато рассматривали процесс предупреждения чрезвычайных ситуаций комплексно. Они думали о том, что нужно для автоматизации самого процесса предупреждения чрезвычайных ситуаций, и не ограничивались вопросами расстановки техники или внедрением готовых решений. Между тем некоторые конкурсанты получили исходные данные и, не задавая никаких вопросов, стали предлагать готовые комплексы, внедренные ранее в других министерствах и ведомствах».

В готовых решениях, да к тому же имеющих внедрения, ничего плохого нет. Но специфика МЧС такова, что решения, которые успешно внедрялись в других министерствах, здесь оказывались не вполне подходящими. Так, проекты, разработанные для министерства обороны, ориентированы в основном на военное время, а у МЧС — задачи преимущественно мирного времени, носящие открытый характер. Кроме того, МЧС — довольно молодое и бурно развивающееся министерство, в котором постоянно идет реструктуризация. Не так давно к нему присоединили государственную пожарную службу, а значит, информационную систему нужно оперативно адаптировать с учетом нового подразделения. «Ограничения же, которые накладывались Министерством обороны, делали упомянутую систему не очень поворотливой и не очень быстро модернизируемой», — объясняет Игорь Резник.

Кроме того, как отмечали сотрудники МЧС, основа предлагавшихся типовых решений была заложена примерно пять лет назад и к описываемому моменту морально устарела. «С одной стороны, мы не были связаны ограничениями, неизбежными в случае Министерства обороны; с другой, у нас не было готового решения. В результате мы были достаточно свободны в выборе технологий, — рассказывает Владимир Боголюбов. — То, что мы предлагали, базировалось на самых последних технологиях, доступных в 2000 году. Это интранет-решение на основе высокопроизводительных баз данных типа Oracle, технологии GIS и т. п.».

Тендер МЧС проходил в два тура. После первого этапа в списке претендентов остались четыре компании. «Конкурс был довольно объективный, — комментирует Игорь Резник. — Подведению итогов предшествовала напряженная борьба, окончательное решение не было однозначным. За Stins Coman было шесть голосов членов комиссии, против — три».

Выбор платформы

Перед Stins Coman встала задача реализовать концепцию, представленную в ходе тендера. Необходима была достаточно эффективная технология, которая способствовала бы дальнейшему развитию информационных систем МЧС и обеспечила сохранность существующих наработок. В то же время она не должна была сковывать перспективное развитие системы.

«Работа, в которую мы включились, фактически определялась программой, рассчитанной до 2005 года, — рассказывает Владимир Боголюбов. — Это была скорее стратегическая задача: мы понимали, что пришли не на месяц и не на два, а, если обстоятельства будут развиваться хорошо, — на пять лет. Когда мы познакомились с условиями работы, с предметом автоматизации, то поняли, что есть очень много специфичных вещей, которые мы в тот момент довольно смутно себе представляли. Поэтому мы старались очень серьезно подойти к этой работе, понимая, что вначале нам будет достаточно сложно».

На первом этапе, в 2000 году, компании Stins Coman было предложено разработать технический проект всей автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС РСЧС). Кроме того, нужно было спроектировать несколько функциональных комплексов, которые решали достаточно узкие проблемы. Заказчиком работ выступал Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), в задачу которого входит оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации, и в первую очередь речь шла об автоматизации этого рода деятельности. В рамках поставленной задачи специалисты Stins Coman разработали целый ряд процедур, облегчающих работу операторов и старших оперативных дежурных, помогающих им быстрее выполнять рутинные операции.

Нужно заметить, что проблема обслуживающего персонала в подразделениях МЧС стоит очень остро. Обязанности, связанные с обслуживанием, возложены здесь на военнослужащих с более чем скромной зарплатой. В силу бюджетных ограничений требовалось, чтобы оборудование, на базе которого осуществлялся проект, было как можно более простым и дешевым — это облегчило бы МЧС подготовку технического персонала для эксплуатации. «К нам приходит молодой лейтенант, за два года что-то осваивает и уходит. На смену ему приходит следующий, — рассказывает Игорь Резник. — В технических подразделениях есть отделы, где больше 50% мест вакантны. Поэтому предлагавшиеся нам решения на UNIX-платформах не подходили, а вот для платформы Microsoft даже на курсы не надо никого посылать. В любом книжном магазине полно литературы».

Разумеется, при работе с МЧС специалистам Stins Coman пригодился опыт, полученный при реализации других проектов. В частности, долгое время компания работала с Пенсионным фондом России. В рамках этого проекта была создана система, которая сейчас функционирует фактически на территории всей страны. Система базируется на платформе IBM AS/400, которая, по мнению специалистов Stins Coman, на момент внедрения была достаточно перспективной. В частности, она позволила решить целый ряд проблем, связанных с удаленным администрированием. В результате, не имея специалистов в региональных отделениях, Пенсионный фонд в состоянии использовать эту достаточно сложную технику при администрировании из главного управления в Москве.

Однако в случае МЧС от платформы AS/400 пришлось отказаться. «Когда мы выбирали платформу для АИУС РСЧС, вариант AS/400 тоже рассматривался, — рассказывает Владимир Боголюбов. — В 2000 году на рынке существовало четыре известных платформы — это RISC, Intel, AS/400 и мэйнфреймы. В тот период мне как специалисту уже была очевидна тенденция к интеграции этих платформ. Та же IBM сейчас предлагает решение, которое полностью независимо от платформы. Грани между платформами стираются, а основными вариантами на сегодня становятся архитектуры Intel и RISC. Хотя я сам в прошлом долгое время занимался решениями на мэйнфреймах, должен признать, что это достаточно трудоемкая, хотя и эффективная технология. К сожалению, в последнее время область применения подобных решений значительно сузилась, особенно в России. Фактически похожая ситуация складывается с системами AS/400. Дело в том, что это достаточно закрытая система. Это хорошо и обоснованно, к примеру, для банковского сектора, где особенно важны безопасность информации и секретность. Но в МЧС России мы пошли на более открытое и массовое решение. Мы выбрали Intel-архитектуру в качестве основной платформы и решение на базе RISC для высокопроизводительных систем».

Интранет — нервная система МЧС

В задачи операторов оперативной дежурной смены МЧС входит формирование унифицированной системы документов. Подготовка документов в случае возникновения чрезвычайной ситуации четко регламентирована. Специалисты Stins Coman должны были облегчить оперативной дежурной смене формирование набора таких материалов. Эта часть работ была выполнена уже в 2000 году.

Унифицированная система документов включает в себя около двадцати различных форм. Теоретически при оптимальном заполнении и внесении исходных данных эти формы могут формироваться в автоматическом режиме. «Естественно, формирование документов в автоматическом режиме — это идеальная ситуация, — пояснил Владимир Боголюбов. — На самом деле они формируются в автоматизированном режиме, т. е. с участием человека. Мы хорошо знаем, что бывают автоматические системы, которые вроде бы делают все сами, но результаты неприемлемы для пользователя. А в автоматизированном режиме человек всегда может подправить те результаты, которые предлагает автоматическая система».

Но главный результат работы специалистов Stins Coman на этом этапе — создание корпоративной интранет-системы, которая сегодня объединяет центральный аппарат МЧС с региональными центрами и другими органами управления. В рамках этого этапа были разработаны сайты структурных подразделений. Сейчас уже на сайтах практически всех департаментов и управлений МЧС во внутренней сети министерства есть специальные разделы для оперативной информации. Подчеркнем, что эта информация недоступна из Интернета.

Не секрет, что практически любой чиновник в министерстве занимается потоком бумаг. Ему приходят региональные сводки, данные, донесения или телефонные звонки. На основании этого он составляет заявки, направляет их в другие министерства или формирует статистические данные для руководства, готовит планы и решения. При анализе этой ситуации выяснилось, что одну и ту же работу зачастую параллельно делают сразу несколько департаментов.

«После создания корпоративной интранет-системы, куда выкладывается оперативная информация, количество звонков дежурной оперативной смене сократилось раза в четыре, — признался Игорь Резник. — Теперь во время чрезвычайной ситуации на сайте оказывается выложена вся оперативная информация — с картами, пожарной обстановкой (если, скажем, леса горят), динамикой по сравнению с другими годами и т. п. ».

Основа для подобного решения была заложена еще в концепции развития МЧС, с которой Stins Coman участвовала в тендере. «Можно было сделать большую работу, которая будет ориентирована на узкий круг пользователей, — рассказывает Владимир Боголюбов. — А решения на основе Интернет-технологий рассчитаны на все министерство, и не только на министерство, но и на взаимодействие с другими структурами и ведомствами».

В начале этих работ специалисты Stins Coman разработали программу (получившую название Web-навигатор) для навигации по информационным ресурсам Web-сайтов МЧС и в интрасети. Фактически это был конструкторский набор, который позволяет неквалифицированному пользователю создавать собственный Web-сайт. С помощью этой программы в 2000 году было создано четыре экспериментальных сайта, а в следующем году еще десять. На сегодня эта программа стала неотъемлемой частью АИУС.

Но сейчас стоит задача дальнейшего развития интрасети. Идет разработка главной управляющей программы, которая должна обеспечить единый доступ любого пользователя ко всем ресурсам системы с учетом его привилегий и прав.

Выбор СУБД

Как правило, у любой СУБД ограниченный круг пользователей — в данном случае это может быть, например, департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которому нужна оперативная статистика для проведения аналитической работы. Концепция интранет и корпоративных Web-сайтов МЧС себя полностью оправдала, но она потребовала от сотрудников министерства изменить отношение к базам данных. Создание баз данных требует серьезной проектной работы, а модернизировать СУБД, вводя новые или заменяя старые информационные показатели, даже при наличии средств реинжиниринга достаточно сложно. При внедрении же Web-технологии сами пользователи могут легко менять структуру сайта в соответствии с организационными и прочими изменениями. Однако к этому пришли не сразу.

В 2001 году было принято решение о начале разработки Web-портала, но некоторые задачи еще решались на базе клиент-серверной технологии. Еще в конце 1999 года в МЧС перешли на технологии Oracle. Продукты этой корпорации были тогда уже достаточно популярны в среде столичных специалистов, но слабо распространены в российских регионах. Перед сотрудниками МЧС стояла задача выбрать наиболее перспективное средство автоматизации программирования прикладных решений. Чем выше уровень системы управления базами данных, тем больше возможностей она дает для автоматизации процесса программирования. Кроме того, желательно было обеспечить МЧС независимость от главного конструктора СУБД. Такие специалисты зачастую становятся монополистами созданной ими системы, и, как только в базе данных нужно сделать изменения или дополнения, приходится снова заключать с ними договор и снова готовить деньги.

Но далеко не все в МЧС поддерживали идею построения решений на СУБД высокого уровня. Утверждалось, что для МЧС это очень дорого, что в структуре министерства не найдется специалистов, способных поддерживать такую систему. Но со временем именно этот вариант себя оправдал. «Специалисты действительно дорогие, — признался Игорь Резник. — Они учатся у нас и уходят. Гражданские специалисты, молодые ребята, которые сидят на полутора-двух тысячах зарплаты только для того, чтобы постичь что-то современное, — конечно, они потом уйдут. Мы это прекрасно понимаем. Но, к счастью, на их место приходят новые. Авторитет министерства и его технических подразделений за счет уровня автоматизации только вырос. У людей появилось стремление идти в МЧС, осваивать новые технологии, новые системы».

Сегодня система баз данных МЧС представляет собой сложную пятиуровневую структуру. В нее входят федеральный центр (только в Москве это пять зданий), шесть региональных центров, 89 органов субъектов федерации и еще в каждом субъекте федерации разделенные по категориям города и потенциально опасные объекты — плотины, большие химические комбинаты и т. п. По замыслу все это должно объединяться в единую сеть, в общее информационное пространство. Система крайне сложна с технической точки зрения. Как утверждают сотрудники МЧС, в российских госучреждениях аналогов ей нет.

В 2000 году система была реализована на федеральном уровне, в 2001-м разработка спустилась на региональный уровень. Был разработан типовой проект для региональных информационно-управляющих центров (РИУЦ), реализованный в Сибирском региональном центре в Красноярске. В 2002 году осуществляется выход на следующий уровень — областного информационно-управляющего центра, соответствующего областям, краям, республикам и т. д. Это 89 субъектов федерации.

Однако дело осложняется тем, что финансирование федерально-регионального уровня идет из федерального бюджета, а уровень субъектов и ниже финансируется субъектами федерации. Субъекты вольны использовать средства по своему усмотрению, но в этом случае растет риск распада системы. «Федерально-региональный уровень развивается в соответствии с определенными решениями, принятыми наверху, а в субъектах это может происходить достаточно хаотично, — пояснил Игорь Резник. — Мы пытаемся как-то этому противостоять. В этом году мы делаем для них типовой технический проект, который поможет им понять, куда нужно двигаться. Я думаю, что они откликнутся. Мы уже видим этот процесс. Поскольку субъектов насчитывается 89, то мы понимаем, что за год невозможно реализовать все и работа растянется на последующие годы. С одной стороны, мы будем развивать те решения, которые работают на федеральном и региональном уровне, а с другой — предстоит работа в субъектах федерации. Надеюсь, что это позволит им осуществлять интеграцию».

Функции системы

Обмен данными

Учитывая разветвленную структуру региональных подразделений МЧС, необходим надежный обмен данными. В центре управления в кризисных ситуациях будет установлен центральный вычислительный комплекс, который обеспечит хранение всех данных, сформированных в субъектах федерации. При наличии высокопроизводительных (2 Мбит/с) каналов связи все они будут сразу записываться в централизованную базу данных. В этом случае на местах можно избежать использования Oracle. Имея в качестве клиента Internet Explorer, все пользователи смогут работать с централизованной базой.

Единственный нюанс связан с требованиями к функциональной надежности — в случае разрыва канала следует предусмотреть резервный режим работы. В штатном режиме все пользователи работают с централизованным хранилищем, а в случае резервного режима они должны иметь у себя резервную базу, с которой можно работать, пока связь не будет восстановлена. Поэтому на местах все же предполагается наличие базы данных под Oracle, хотя при удовлетворительной работе каналов связи она может и не очень часто использоваться.

Для синхронизации баз сразу после восстановления соединения проводится репликация. Изменения, которые накапливаются в центральной базе данных, будут передаваться на места.

Локальные вычислительные сети МЧС базируются на коммутаторах производства Cisco. “Компания Cisco стабильна и предсказуема. А этот проект с МЧС очень большой по продолжительности, — добавил Владимир Боголюбов. — Мы знаем, что она была, есть и останется на рынке еще на протяжении как минимум десяти лет». Кроме того, следует признать, что продукция Cisco широко распространена на территории всей России.

Видеоконференции

Для МЧС часто бывает очень важно, во-первых, получать видеоизображение с места чрезвычайной ситуации, а во-вторых — провести видеоконференцию. К примеру, министру, находящемуся в здании на Театральной площади, может понадобиться провести совещание с региональным центром или с субъектом российской федерации. Эта проблема также была решена в ходе проекта.

В качестве пилотной зоны был выбран Сибирский региональный центр, и в конце прошлого года прошел первый пробный сеанс видеоконференц-связи Москва — Красноярск. В режиме многоточечной видеоконференц-связи к залу, где размещается оперативный штаб ликвидации чрезвычайной ситуации, могут подключаться любые объекты. На сегодня это Сибирский региональный центр в Красноярске, территории центральных частей подчинения и все здания МЧС в Москве. Практически все начальники департаментов управления и все заместители министра имеют средства видеоконференц-связи. Сейчас у МЧС функционирует 30 индивидуальных и 5 групповых комплектов такой связи. «Приступаем ко второму этапу, — поделился планами Игорь Резник, — будем устанавливать серверы на территориях».

Электронная картография

Для МЧС очень важна и работа с картографической информацией. Сотрудники министерства — люди военные, привыкшие иметь дело с картами. Правда, прежде это были все больше бумажные карты, но сегодня есть возможность использовать достоинства их цифровых и электронных аналогов.

Работа в данной области складывается из двух аспектов. Первое — разработка специализированных программных средств, второе — собственно создание базы данных цифровых карт. Иначе говоря, задача состоит в том, чтобы охватить этими картами всю территорию России и тем самым дать возможность всем пользователям системы работать с картографическими материалами.

Специалисты Stins Coman предложили программное решение, использующее продукты компании ESRI (http://www.esri.com). «Это широко известная компания, на сегодня лидирующая в этой области, — пояснил Владимир Боголюбов. — Формат карт, которые использует ESRI, — это международный стандарт де-факто».

В российской прессе широко освещалось участие МЧС в гуманитарных операциях и мероприятиях по оказанию международной помощи. В таких миссиях возникает необходимость наладить взаимодействие со службами других государств. И здесь помогает тот факт, что продукты компании ESRI работают с платформой Oracle. По замыслу МЧС, все карты будут храниться в Oracle в виде блок-файлов.

Специалисты Stins Coman предложили решение, позволяющее генерировать слои для электронных карт. Благодаря этому даже неопытный пользователь на основе таблиц из базы данных может самостоятельно подготовить слой с атрибутивной информацией. При наведении курсора на объект выдается необходимая информация, которая соответствует какому-то условному знаку на карте.

Но, пожалуй, главный результат описанного проекта состоит в том, что Интернет-технологии в корне изменили психологию людей. Сотрудники четко осознали, что такое информационный ресурс, и без этого деятельность подразделений министерства уже просто немыслима.

«Личная заинтересованность первого руководителя — непременное условие при создании автоматизированной системы, особенно на стадии ее внедрения, — говорит Игорь Резник. — Как только в корпоративной интрасети появился сайт с оперативной информацией по ЧС, министр запретил представлять руководству министерства бумажные документы».

МЧС
http://www.emercom.gov.ru
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий создано 27 декабря 1990 года постановлением Совета Министров РСФСР «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». В 1995 году указом Президента России этот день объявлен Днем спасателя Российской Федерации.

В структуру МЧС входят федеральный центр, шесть региональных центров (Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжско-Уральский, Сибирский, Дальневосточный), 89 органов субъектов федерации. В распоряжении министерства имеется Центр управления в кризисных ситуациях, поисково-спасательные службы, войска ГО, Центральный аэромобильный спасательный отряд, ВНИИ по проблемам ГО и чрезвычайных ситуаций и ряд других структур. С 1 января 2002 года указом Президента РФ в ведение МЧС передана Государственная противопожарная служба МВД России.

В числе акций с участием специалистов МЧС — поисково-спасательные работы на месте разрушительного землетрясения в штате Гуджарат (Индия), работы по разминированию в Косово (Югославия), работы в районе наводнения в Ленске (Якутия), операция по оказанию гуманитарной помощи Афганистану.