В Екатеринбурге 28 декабря прошлого года был торжественно открыт новый вокзальный комплекс Свердловск-Пассажирский. Здание вокзала, построенное еще в 1915 году по проекту архитектора Константина Бобыкина, давно нуждалось в оснащении современными информационными системами. В 1997 году было принято решение о коренной реконструкции здания, но при этом необходимо было сохранить его исторический облик. Генеральным подрядчиком по системе информатизации и автоматизации стала московская компания "Информсвязь".

Профиль клиента

Компания
Вокзал Свердловск-Пассажирский

Местонахождение:
Екатеринбург

Руководитель:
Петр Эсаулов, главный инженер Свердловской железной дороги

Проблема:
Реконструкция старого здания, реорганизация системы эксплуатации здания и автоматизация обслуживания пассажиров

Профиль партнера

Компания
«Информсвязь»

Местонахождение:
Москва

Руководитель проекта:
Петр Афанасьев, главный инженер; Александр Металликов, главный конструктор проекта

Решение:
Разработка и внедрение комплексной системы информатизации, автоматизированного управления и связи с учетом специфики деятельности вокзального комплекса

В течение последних двух лет здание интенсивно оснащалось современным оборудованием. Кабельная инфраструктура, составляющая фундамент интеллектуального здания и рассчитанная на дальнейшее развитие информационной системы вокзала по крайней мере в течение 15—20 лет, построена на базе продукции Nexans (http://www.nexans.ru, ранее известна как Alcatel Cabling Systems). В проекте использовано оборудование более десятка отечественных и западных фирм. Информационные светодиодные табло "Информсвязь" разработала собственными силами. Специалисты «Информсвязи» решили также задачу программной и аппаратной стыковки всех подсистем и создали единый программный комплекс для управления жизнедеятельностью вокзала.

Управление всеми системами здания, в том числе системой жизнеобеспечения, безопасности и связи, объединено в "интеллектуальный" комплекс, получивший название КСИАСВ "Ермак" (комплексная система информатизации, автоматизированного управления и связи вокзала). Основа комплекса — интегрированная коммуникационная система на основе единой кабельной структуры. По ней информация о работе всех подсистем вокзала передается в базовый комплекс управления обработкой данных. Далее обработанная информация выдается на рабочие места (РМ) персонала. С различных РМ контролируются все технологические процессы: кондиционирование, внутреннее и внешнее освещение, теплоснабжение и многие другие, и осуществляется автоматизированное управление обработкой информации: например, фиксируется прибытие поезда, выдаются голосовые и информационные сообщения и т. д.

КСИАСВ "Ермак" взаимодействует с системой "Экспресс" и АСКТ (автоматизированная система контроля транспорта), используемыми в МПС, а также работает совместно с единой железнодорожной телефонной станцией (ЖАТС) и имеет выход в Интернет. Многочисленные справки о работе вокзала, включая расписание пригородных поездов, скоро можно будет получить на Web-сайте вокзала.

Прибытие поезда

Это ключевое событие в ежедневной жизни вокзала определяется автоматически на основе расписания и во взаимодействии с системами "Экспресс" и АСКТ. Информация поступает на сервер информационно-справочной системы, обрабатывается и отображается на РМ начальника вокзала, дежурного по вокзалу, диспетчера. Кроме того, соответствующие сообщения выводятся одновременно на все виды табло — в залах, на платформах и привокзальной площади. Для этой подсистемы разработан специальный программный комплекс.

Электронный синтезатор речи автоматически формирует сообщения для громкоговорящего оповещения. Контроль и управление процессом информирования пассажиров и посетителей вокзала выполняются с РМ диктора. Для удобства обслуживания пассажиров прибывшего поезда включается дополнительное освещение и информационные указатели.

По мнению главного конструктора системы и начальника управления компании «Информсвязь» Александра Металликова, при эксплуатации «Интеллектуального вокзала» потребляемые энергоресурсы удается снизить на величину до 20%, при этом значительно повышается уровень комфорта в здании и качество обслуживания пассажиров.

А в случае непредвиденных событий такой комплекс просто незаменим. Так, при возникновении аварийной ситуации в помещениях вокзала (например, при пожаре) дается оценка ситуации и, в зависимости от того, есть ли люди в зоне задымления, происходит либо нагнетание воздуха на пути эвакуации (чтобы люди не задохнулись), либо выключение вентиляции (чтобы не раздувать огонь; после выключения система вентиляции заполняется озоном). Включается звуковая и световая сигнализация, подсистема контроля доступа открывает двери по маршруту эвакуации людей, включается дежурное освещение, лифты опускаются на первый этаж, и их двери автоматически открываются. Конечно, разработчики системы и работники вокзала надеются, что по такому алгоритму системе никогда не придется работать. Но предусмотреть необходимо все…

Обновленное здание вокзала столицы Урала способно одновременно комфортно разместить 7400 человек, а в течение суток — обслужить более 50 тыс. пассажиров (39 тыс. на пригородных линиях и 12,7 тыс. на поездах дальнего следования).

"Информсвязь"
http://www.informsviaz.ru
Компания была создана в 1989 году. Основное направление деятельности — создание крупномасштабных территориальных систем связи с интеграцией услуг, а также проектирование и построение систем автоматизации объектов. Из внедренных сетей связи более 80 — крупномасштабные сети, охватывающие территорию России или региона страны. Построенные сети обеспечивают обмен данными между локальными сетями, телефонную, факсимильную и видеоконференц-связь. "Информсвязь" также ведет научные исследования, разработки, направленные на освоение и создание перспективных сетевых технологий.