Любой руководитель рано или поздно задается вопросом, как более эффективно управлять ресурсами своего предприятия. И зачастую приходит к выводу о необходимости автоматизации системы управления: в современных экономических условиях на высоте оказывается тот, кто обладает оперативной информацией о состоянии дел в фирме. Потребность в автоматизации назрела для многих компаний, где либо вовсе не было корпоративной информационной системы, либо она устарела и уже не удовлетворяет насущным нуждам.

Для многих телекоммуникационных компаний актуальна проблема автоматизации системы расчетов с клиентами. Калькуляция себестоимости и затрат, выставление счетов клиентам и ведение с ними взаиморасчетов связаны с определенными техническими и организационными проблемами. Среди причин этого можно назвать сложность бизнес-процессов при осуществлении услуг связи, сложность калькуляции затрат, а также необходимость учитывать много дополнительных факторов (например, при калькуляции учитывается до 70 статей затрат, при этом на каждую статью влияет до 10 факторов — удаленность от клиента, трафик, тип канала и т.д.).

Кроме того, система расчетов с клиентами не может существовать сама по себе, она должна быть фрагментом корпоративной системы управления финансами, дающей руководителю информацию о состоянии предприятия в режиме реального времени.

Проблему автоматизации расчетов обычно решают двумя путями — либо создавая автоматизированную систему расчетов (АСР) собственными силами, либо приобретая систему импортного производства. При этом следует заметить, что импортные АСР чрезвычайно дороги и плохо стыкуются с российской инфраструктурой связи, не учитывают особенностей экономической, финансовой и налоговой политики в нашей стране, а их программное обеспечение закрыто, что исключает поддержку его силами местных специалистов, усложняет и удорожает эксплуатацию. Что же касается АСР, разрабатываемых оператором связи, то это уникальный программный продукт, к сожалению, не всегда оформленный должным образом. Такое ПО зависит от ряда субъективных факторов, может содержать ошибки, создает проблемы при сопровождении и модернизации систем.

В санкт-петербургском филиале ОАО «Ростелеком» нашли еще один эффективный путь решения этой проблемы. В течение двух лет специалисты компании занимались изучением существующих информационных систем. В результате выбор пал на платформу «1С». «На мой взгляд, «1С» превосходит большинство российских систем по адаптируемости и возможностям доработки согласно требованиям заказчика. Весь функционал системы «1С» открыт для изменений как заказчику, так и дилерам компании. Кроме того, сопровождение «1С» можно получить в любом регионе России», — комментирует это решение Владимир Золотоверхий, начальник планово-экономического отдела санкт-петербургского филиала «Ростелекома». Для осуществления проекта была выбрана консультационно-внедренческая фирма «Инталев», а причиной выбора, по словам г-на Золотоверхого, стало «правильное понимание ее специалистами задач комплексной автоматизации системы управления».

Профиль клиента

Компания:
Санкт-петербургский филиал ОАО "Ростелеком"

Местонахождение:
Санкт-Петербург

число сотрудников:
более 800

Руководитель проекта:
Владимир Золотоверхий, начальник планово-экономического отдела

Проблема:
Необходимость в оперативном получении отчетности по взаиморасчетам с клиентами, составлении калькуляции услуг, внедрении автоматизированной системы управления бюджетами.

Профиль партнера

Компания:
"Инталев"

Местонахождение:
Санкт-Петербург

Руководители:
Алексей Федосеев, директор по информационным проектам;
Дмитрий Бурлаков, менеджер проекта

Решение:
Доработка и внедрение системы "Инталев:Бюджетное управление для 1С:Предприятия 7.7" на базе "1С:Предприятие 7.7 для SQL" в петербургском филиале «Ростелекома»

В качестве базового продукта было решено использовать «1С:Предприятие 7.7» (комплексную конфигурацию) + Microsoft SQL Server 7.0 (общая стоимость — 3200 долл.). Затем были разработаны специальные модули для филиала ОАО «Ростелеком».

  • Модуль автоматизации системы бюджетирования: составление планов; передача и утверждение корпоративных планов в центральном офисе; автоматическое составление факта бюджета движения денежных средств и бюджета доходов и расходов филиала; контроль исполнения планов; анализ отклонений.
  • Модуль автоматизации системы бухгалтерского учета (доработка типового решения «1С»): введение нескольких планов счетов; создание новых первичных документов, характерных для деятельности ОАО «Ростелеком»; доработка алгоритмов ведения бухгалтерского учета до корпоративных стандартов.
  • Модуль автоматизации системы расчетов с клиентами: создание классификаторов тарифов, договорных условий; создание новых первичных документов для ведения всех операций с клиентами (реализация услуг, оплата в денежной форме, бартер, взаимозачет, калькуляция себестоимости услуг, автоматическое отражение операций в бухгалтерском учете).

Все эти модули существуют в единой базе данных.

«Инталев»
http://www.intalev.ru
Консультационно-внедренческая фирма "Инталев" была создана в 1996 году группой экономистов. Основные направления ее деятельности — управленческий консалтинг, автоматизация систем управления предприятием, разработка типовых продуктов. В компании разработаны свои типовые решения в области постановки и автоматизации бюджетирования, динамического анализа данных информационных систем, в области консалтинга.

"Инталев" имеет статусы «1С: Франчайзи» и регионального сервисного центра «1С», партнера фирмы "Институт типовых решений — Производство" (дочернего предприятия "1С") и авторизованного партнера компании "Весть-МетаТехнология".

В целом все этапы проекта были выполнены за год совместной работы. Следует заметить, что со стороны филиала ОАО «Ростелеком» в проекте принимали участие всего два сотрудника — начальник планово-экономического отдела и главный специалист по ИТ. В результате в компании были автоматизированы более 40 рабочих мест управленческого персонала, и к единой автоматизированной системе были подключены удаленные местные представительства филиала ОАО «Ростелеком».

Санкт-петербургский филиал «Ростелекома», безусловно, удивил многих, выбрав «1С» в качестве платформы для автоматизации. Во всяком случае, в центральном офисе компании к этой затее поначалу отнеслись скептически, но результаты говорят сами за себя — система на предприятии работает, а одно рабочее место обошлось в сумму порядка 400 долл. (Для сравнения: одна из петербургских компаний связи заплатила за подобный проект на другой платформе около 1 млн. долл.). И сейчас начался процесс информатизации других филиалов ОАО «Ростелеком» — также на базе программных продуктов «1С».

ОАО «Ростелеком»
http://www.rostelecom.ru
ОАО «Ростелеком» зарегистрировано в сентябре 1993 года, а в январе 1994 года получило лицензию Министерства связи РФ на предоставление услуг междугородной и международной электрической связи на всей территории России. Сегодня «Ростелеком» — крупнейшая компания связи России, национальный оператор междугородной и международной электросвязи. Входит в Международный союз электросвязи.

ОАО «Ростелеком» организовано по принципу территориальных подразделений — филиалов (насчитывается 17 региональных и 7 функциональных филиалов). Региональные филиалы — территориальные центры междугородных связей и телевидения (ТЦМС) — обеспечивают функционирование сети "Ростелекома" на всей территории России, на них лежит подключение региональных сетей связи к магистральной сети ОАО "Ростелеком" и взаиморасчеты с региональными операторами связи. Санкт-петербургский филиал (ТЦМС-3) обслуживает Ленинградскую, Псковскую и Новгородскую области.