В Концепции управления государственными информационными ресурсами, разработанной Министерством РФ по связи и информатизации (http://www.minsvyaz.ru), информационные ресурсы органов государственной власти и управления всех уровней отнесены к числу наиболее значимых государственных информационных ресурсов.

Вместе с тем в Концепции отмечено, что “для органов власти всех уровней остается характерным отсутствие ориентации создаваемых информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов”. А это, говорится далее, “способствует сохранению закрытости и недемократичности российской власти”. В данной ситуации интересно рассказать о проекте Info Government, который разработан холдингом «РосБизнесКонсалтинг» (http://www.rbc.ru).

Суть проекта

По словам Юрия Ровенского, генерального директора РБК, проект представляет собой готовое решение для министерств, ведомств и государственных унитарных предприятий, позволяющее в короткие сроки создать современный мощный сайт с широкими возможностями. В числе этих возможностей: структурированное представление самих организаций федеральных органов исполнительной власти и нормативных и нормативно-правовых документов; легкость регулярного обновления информации о федеральных целевых программах, а также о положении дел во вверенных отраслях. Разработка снабжена мощной поисковой системой, позволяющей найти любой документ, доступный на сайте.

“РБК готов помочь государственным структурам решить Web-проблему, сделать возможным отвечающий требованиям времени оперативный диалог с населением, со средствами массовой информации”, — подчеркнул г-н Ровенский.

Для снижения затрат и облегчения обслуживания сайта РБК предлагает взять на себя сопровождение, обновление и развитие созданного ресурса, включая обработку и размещение информации на сайте. При этом собственная информация ведомства (например, о прошедших или запланированных заседаниях, утвержденных или находящихся на рассмотрении документах, об объявленных тендерах, интервью руководителей) может быть дополнена новостями общеполитического и экономического характера с автоматическим обновлением на сайте. Такую информацию могут поставлять собственные аналитики и корреспонденты информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг».

Кроме того, технология обеспечивает оперативное взаимодействие сотрудников ведомства заказчика, независимо от их географического положения.

Задачи, стоявшие перед разработчиками

При создании продукта Info Government были решены задачи соответствия требованиям, поставленным перед структурами власти Федеральной целевой программой “Электронная Россия”, Концепцией развития рынка телекоммуникаций, распоряжением Председателя Правительства о публикации регулярной обязательной информации и другими документами. Разработчиками были созданы:

  • средства внутреннего и межведомственного документооборота;
  • система постановки задачи и контроля исполнения;
  • система доступа к разнообразной справочной и нормативной информации;
  • средства оперативного взаимодействия сотрудников.

Для обеспечения экономической эффективности внедрения Info Government в системе используются готовые разработки РБК и других компаний. Модульная структура продукта позволяет проводить реализацию проекта поэтапно. Можно активировать тот набор сервисов, который необходим сегодня, — остальные же до момента их востребования будут находиться в режиме stand by. Здесь важно, что между сервисами (а их около 20) отлажено программное взаимодействие, и последовательность их подключения не влияет на устойчивость работы всего сайта, не возникает проблем с совместимостью наращиваемых услуг.

По словам директора департамента Интернет-проектов холдинга РБК Дмитрия Чурсина, продукт “подразумевает использование аппаратного и программного обеспечения, которое в будущем позволит расширять и развивать системы без значительных переделок, — в нее заложен максимум всего того, что может потребоваться”.

Кроме того, система проверена на собственном опыте РБК. “В данном случае любое готовое решение, которое отработано на серверах РБК (чаты, опросы, публикации текстовых материалов, рубрикаторы, информеры, системы конкурсных торгов и т. д.), не надо будет бесконечно тестировать и выверять ошибки”, — подчеркнул Дмитрий Чурсин.

Структура

Система Info Government включает шесть основных модулей. Первый, “База документов”, предназначен для обработки значительных объемов информации: структурированных данных, текстов в различных форматах, гипертекстовых документов. Модуль предоставляет пользователю такие возможности, как автоматическое индексирование и поиск, логическое связывание документов на основе гипертекстовых технологий, архивное хранение всех версий документа с сопутствующей информацией, интеграция с системами сканирования и оцифровки, а также со справочными базами данных, библиотеками юридической, научно-технической и другой информации.

Модуль публикации документов предназначен для оперативной публикации документов в Интернете без помощи технических специалистов.

Модуль обмена сообщениями позволяет создать широкий набор средств оперативного обмена информацией. Данный модуль позволяет организовать ведомственную систему электронной почты, текстовой конференц-связи на базе технологий Интернет-чатов, а также системы ведомственной аудио/видеоконференц-связи.

Модуль контроля исполнения поручений имеет встроенные средства анализа как по проектам, так и по исполнителям, позволяет учитывать используемые ресурсы, связывать задания в рамках неограниченного количества проектов.

Модуль “Общественная приемная” обеспечивает требования, регламентирующие права граждан и обязанности государственных и муниципальных учреждений по принятию к рассмотрению жалоб, заявок и других запросов граждан в электронной форме. При этом осуществляется автоматизированная сортировка обращений по регионам, теме и т. д., назначение ответственных за рассмотрение и контроль сроков в соответствии с законодательством. Модуль позволяет провести анализ обращений по регионам, возникающим проблемам, срокам рассмотрения и другим параметрам.

“Экономический блок” — это модуль, с помощью которого можно организовывать и проводить тендеры в соответствии с законодательством РФ; продажи и аукционы продукции предприятий, подчиненных министерству, и объектов собственности; вести инвестиционные проекты.

Организация безопасности

Вопросам безопасности при разработке Info Government уделялось особое внимание. Для повышения надежности архитектура системы построена таким образом, что из внешней сети, например, из Интернета, доступна только внешняя оболочка сайта, а критичные компоненты — базы данных, серверы приложений и авторизации, хранилища электронной почты — отделены от нее и располагаются в закрытой зоне, изолированной программно-аппаратным экраном.

Информация обновляется через Интернет с использованием безопасных протоколов передачи данных, использующих надежные способы шифрования как международных криптостандартов, так и отечественных разработок, сертифицированных ФАПСИ.

Клиент-серверная архитектура исключает распространенное явление хищений пользователем программы целиком, чтобы потом взломать ее и извлечь секретные данные. На компьютере пользователя их просто нет, потому что сервер отсылает ему только ту порцию информации, которая требуется в данный момент, и только ту, к которой данному пользователю разрешен доступ.

В системе применяется централизованное управление безопасностью (LDAP) — все сведения о правах доступа пользователей к той или иной части системы или данным сведены воедино. Это, с одной стороны, упрощает жизнь пользователям — для подключения ко всем разрешенным сервисам системы требуется единственный персональный пароль; с другой — предотвращает ошибки администратора и позволяет четко отслеживать права доступа сотрудников к той или иной базе данных. Вместе с тем централизованное хранилище позволяет легко подключить по мере надобности такие аппаратные средства контроля доступа, как сканеры отпечатков пальцев, системы считывания смарт-карт и т. п.

Не менее важная составляющая безопасности — выявление и своевременное устранение неизбежных уязвимых частей в продуктах сторонних разработчиков: операционных системах, серверах, СУБД. Специалисты РБК ведут постоянные исследования их программного кода с использованием различных средств.

Интернет-сайт госструктуры, т. е. общедоступную часть системы, предлагается размещать на хостинговой площадке РБК. Здесь предусмотрено все для бесперебойной работы: установлены источники бесперебойного питания, имеются дублирующие каналы связи, действует противопожарная система, физическая охрана. Регулярно проводится резервное копирование систем. Кроме того, имеется возможность продублировать Web-системы на площадках сразу нескольких провайдеров, что позволит сохранить их работоспособность даже в таких форс-мажорных ситуациях, как обрывы магистральных кабелей связи, отключения электроэнергии в целом квартале, пожар и тому подобное.

На хостинговой площадке системные администраторы ведут круглосуточный мониторинг состояния сайтов, при помощи специально разработанного ПО отслеживаются и пресекаются попытки хакерских атак. И при всем том персонал заказчика может самостоятельно обновлять материалы, контролировать исполнение всех процессов, настраивать внешний вид сайта.

Немного о проблемах внедрения

В настоящее время Info Government внедряется в ряде министерств и ведомств. “Главная проблема внедрения, — замечает Дмитрий Чурсин, — это налаживание процесса внесения информации в государственную структуру. Зачастую чиновники не слишком лояльно относятся к нововведениям, и работа по обновлению информации проводится не в полном объеме”.

Для решения данной проблемы в системе присутствует модуль, позволяющий руководителю структурного подразделения контролировать процесс внесения информации и принимать определенные меры в случае несоблюдения графика ее предоставления.

Об эффективности

Поскольку продукт Info Government пока находится в стадии внедрения, скажем лишь о тех моментах, которые помогают заказчику сэкономить собственные средства. Так, РБК предлагает министерствам и ведомствам воспользоваться опытом многих зарубежных стран — делегировать часть полномочий по сопровождению сайта сторонней специализированной компании, в данном случае разработчикам продукта. Это позволит заказчикам не создавать внутренних подразделений поддержки, что дает значительную экономию средств. Ведь свой Интернет-отдел в каждом министерстве — это не только увеличение бюджета, затрат на содержание этого аппарата, это еще затраты на помещения, оборудование новых рабочих мест. Напомним, что все это деньги налогоплательщиков.

Несмотря на то, что на сегодняшний момент Интернетом пользуется всего около 5% населения страны, существует распоряжение о минимальном объеме информации, которую должен содержать сайт министерства или ведомства. Облегчить трудоемкий процесс предоставления этой информации и призван новый продукт, разработанный в холдинге «РосБизнесКонсалтинг».

“Мы уверены, что Info Government поможет государственным структурам успешно решить задачи качественно новой информационной открытости, что станет первым успешным шагом в реализации федеральной целевой программы “Электронная Россия”, — подытожил Юрий Ровенский.