Уже несколько лет слышатся призывы использовать технологии радиочастотной идентификации (RFID) для решения разных задач. И проектов внедрения вроде бы становится все больше. Но, с другой стороны, большого прорыва все нет и нет.
Одна из задач, для которых особенно целесообразно использовать RFID, – инвентаризация имущества. Действительно, инвентаризация, проводимая традиционным способом, оказывается довольно трудоемкой процедурой, и использование радиометок позволяет существенно упростить решение этой задачи. Тем более что популярные средства автоматизации поддерживают использование RFID. В совместном решении компаний «1С» и AXELOT «1С: Инвентаризация и управление имуществом», например, это просто базовая опция, доступная уже, что называется, «из коробки». В итоге из трех реализованных в России проектов автоматизации управления имуществом и инвентаризации, о которых было объявлено публично, два реализованы именно на базе «1С: Инвентаризация и управление имуществом». Так поступили в компаниях «Иркутскэнерго» и «Уралхим». Третий проект, в компании СУЭК, был реализован на базе продуктов SAP.
При этом одной из главных сложностей (как отметил технический директор компании AXELOT Станислав Пиголкин в своем выступлении на практической конференции «Новые решения для крупных предприятий и холдинговых структур») стали настройка и подбор оборудования, позволяющие добиться 100%-ной гарантии считывания меток. А решение этой задачи требует подбора как меток, так и считывающих устройств. И это неизбежно ведет к повышению стоимости меток. Причем довольно часто возникает ситуация, когда конечная цена метки приближается к стоимости единицы имущества, а срок службы такого имущества, например цветочного горшка или какого-нибудь табурета, заметно больше, чем метки, что в итоге может вызвать непонимание у руководства.
Станислав Пиголкин отметил еще одну распространенную проблему: сканер считывает информацию о единицах хранения, находящихся в соседнем помещении. Причем чем тоньше стены, тем больше вероятность возникновения такого рода проблем. Бывает и наоборот, когда в большом производственном помещении с большими массами металла чувствительности сканера не хватает. Впрочем, эту неприятность преодолеть легче, проводя несколько сеансов считывания в одном помещении. Точно так же решается проблема учета офисного оборудования, особенно в процессе его работы. В этом случае для считывания метки нужно подойти на довольно близкое расстояние, порядка двух метров. Это, естественно, делает процедуру несколько более трудоемкой.
Заметно мешает еще одно обстоятельство: не все материалы пропускают радиоволны. Значит, проблемы гарантированы, если объект инвентаризации металлический или содержит любую жидкость. А нередко эти факторы и сочетаются, когда речь идет о консервной банке, барабане или бочке с консервированной продукцией, химикатами, топливом, маслом и т. п.
Кроме того, не существует метода, позволяющего надежно закрепить метку. Многие помнят историю с голливудской звездой Вайноной Райдер, которая оказалась замешанной в магазинных кражах. Наличие меток RFID, которые используются в противокражных системах, тогда не помогло. Схожая ситуация иногда возникает и в ходе проектов, о чем упомянул Станислав Пиголкин. Он отметил, что возникали ситуации, когда персонал отрывал эти метки – или намеренно, или в процессе использования того или иного оборудования или инструмента. При этом надо иметь в виду, что клей, которым прикрепляются метки, теряет прочность в холод и в жару.
Препятствовать внедрению RFID могут также особенности учета, принятые в той или иной организации. Например, в компании Vozrast Group одной единицей учета может являться не один объект, а группа однотипных, например, манекены или вешалки. Разрешить такую задачу с использованием RFID оказалось невозможно, и именно поэтому там остановились на использовании штрихкодов.