Как быстро бежит время! Если еще пять лет назад самой обсуждаемой в ИТ‑сообществе была тема создания инфраструктуры «интеллектуальных зданий», то сейчас уже новый масштаб — «умный город». Правда, и по первому вопросу на сегодня не все точки поставлены — как в части регламентирующих документов, так и в части общего понимания данного «стандарта» в среде частных инвесторов, федеральных заказчиков и системных интеграторов. Остается только догадываться, что же будет на следующем уровне.
В любом случае Smart, или интеллектуальное управление, кажется очередной эволюционной ступенькой развития в области создания крупных инфраструктурных проектов, например «умный город», и концептуально, как и в случае с «интеллектуальными зданиями» (о чем неоднократно писали), должно отвечать трем целевым функциям: экономия, безопасность, комфорт. Да, все во имя человека.
Значительную часть своего времени жители современных городов проводят в передвижении, используя различного рода транспортные средства. И обеспечение безопасности на транспорте — исключительно важная задача, особенно с учетом постоянно присутствующей террористической угрозы. Наиболее уязвимы с этой точки зрения транспортные терминалы, например железнодорожные вокзалы, где массовое скопление пассажиров — обыденное явление, зачастую не зависящее от сезонных признаков.
Учитывая это, руководство Минтранса РФ и ОАО «РЖД» предпринимает в настоящее время беспрецедентные меры по усилению мер безопасности на вокзалах и в частности по построению интегрированной комплексной системы безопасности (ИКСБ) на вокзальных комплексах (ВК) Российской Федерации. Ее созданию предшествовал целый ряд приказов и распоряжений руководителей отрасли и прежде всего принятие федеральной целевой программы обеспечения безопасности на транспорте.
Стоящие на сегодняшний день организационно-технические сложности по созданию ИКСБ обусловлены в первую очередь ее масштабностью, разнородностью уже имеющихся систем и средств технической безопасности, отсутствием каких‑либо аналогов у нас в стране, новизной принимаемых решений и т. д. В целом задачи, стоящие перед ИКСБ, можно сформулировать в следующем виде:
- построение ИКСБ, обеспечивающей взаимодействие на межведомственном уровне, полную агрегацию информации от различного рода источников, оптимальное воздействие на объекты управления, интеграцию приложений и сервисов;
- обеспечение в непрерывном режиме процесса сбора, обработки и хранения больших массивов метаданных в соответствии с заложенной политикой разделения полномочий между иерархическими уровнями;
- обеспечение возможности работы центральных программно-аппаратных комплексов с различного рода системами периферийной автоматизации и полевого оборудования;
- защита ИКСБ от несанкционированного доступа и потенциальных угроз. Резервирование на каждом уровне управления;
- применение современных методов видеоаналитики, подготовки и принятия решений, инновационных моделей управления технологическими процессами;
- минимизация эксплуатационных расходов.
Если говорить предельно упрощенно, то структурно ИКСБ сейчас состоит из верхнего уровня — центра безопасности (основной и резервные) и нижнего уровня — объектовых сегментов ИКСБ вокзальных комплексов. В качестве транспорта, как правило, используется корпоративная сеть передачи данных СПД ОАО «РЖД». В ближайшей перспективе видится включение в иерархическую структуру среднего уровня — региональных дирекций с оснащением всем необходимым составом программно-аппаратных комплексов.
При создании объектовых сегментов ИКСБ учитывается классность каждого вокзала, состояние телекоммуникационной и инженерной инфраструктуры, план по развитию и реконструкции. Состав систем достаточно разнообразен: это и IP-видеонаблюдение в местах наибольшего скопления пассажиров (привокзальные площади, входные (выходные) группы, залы ожиданий, перроны), программно-аппаратные комплексы видеорегистрации с обязательными заданными сценариями видеоаналитики (как, например, распознавание автомобильных номеров), структурированные кабельные сети, сети Wi-Fi, системы хранения, комплексы АРМ, металлодетекторы и т. д.
Безусловно, наиболее сложные технические решения применяются на верхнем уровне — в центре безопасности. Скажем, в звене «захват — управление видеопотоками — анализ видео — хранение и поиск метаданных — центр безопасности» самыми проблемными с системной точки зрения являются такие элементы, как анализ видео и хранение и поиск метаданных. Например, только 500 видеокамер, установленных в людных местах, создадут поток метаданных — 24 млн событий в день. Для их хранения потребуется около 500 ГБ. В этом случае в архиве глубиной в пять недель будет содержаться информация о 840 млн событий, для хранения которой потребуется около 16 TБ. Для хранения и обработки такого объема данных появилась необходимость в использования программно-аппаратной платформы, построенной на основе высокопроизводительных компонентов с использованием современных архитектурных решений.
За прошедшие месяцы 2011 г. компания ВСС принимала самое активное участие в создании пилотного участка ИКСБ — Центра безопасности и целого ряда объектовых сегментов ведущих вокзальных комплексов РФ: было смонтировано серверное оборудование, цифровые видеокамеры, линии связи и рабочие станции для создания и демонстрации в действии ряда систем, обеспечивающих современный уровень безопасности на контролируемых объектах. Были развернуты система видеонаблюдения и видеоаналитики, подсистема информационной безопасности, система удаленного беспроводного доступа и безопасной консоли руководителя и др.
В ходе создания пилотного участка ИКСБ представители ВСС совместно со специалистами компаний — партнеров IBM и «СпецЛаб» принимали участие в демонстрации функционала развернутых систем на самых различных уровнях — руководителям ОАО РЖД, МВД, ФСБ и других структур.