Сейчас часто и в самых различных ракурсах обсуждается концепция «умного города». Некоторые практические достижения в этой области мы уже теперь можем наблюдать в крупных городах мира, в муниципальных образованиях среднего масштаба, а также в пока немногочисленных вновь строящихся городах. Последние призваны наглядно продемонстрировать тенденции будущего градостроительства. В концепцию их развития изначально закладывается целый ряд инфраструктурных компонентов, характерных для «умного города». А если практическая имплементация соответствующих идей начнет приобретать более-менее массовый характер, то по определению возникнет понятие конкуренции. И это конкуренция не за формальное право оказаться первым или вторым в неком рейтинге. Конкуренция тут неформальна хотя бы потому, что «умный город» по определению может развиваться, только опираясь на высококвалифицированные трудовые ресурсы, а их количество всегда ограничено. При этом в нашей ситуации вряд ли стоит пытаться использовать более привычное нам понятие конкурентоспособности коммерческих предприятий. Применительно к концепции «умный город» оно все‑таки имеет заметные особенности.
Конкурентоспособность города, наверное, можно определить как его структуру и управляемость, которые позволяют постоянно повышать уровень жизни населения. Для этого, в свою очередь, необходимо создавать условия, способствующие развитию производства в широком понимании этого термина. Поэтому у конкурентоспособности города должны быть, конечно же, параметры социальные (уровень и безопасность жизни, наличие хорошо сбалансированной структуры социальных пакетов для различных категорий населения, качественные услуги ЖКХ и т. д.) и экономические (бюджетное финансирование, кредитование, инвестиционный климат). Кроме того, необходимо обеспечить высокий уровень развития инфраструктуры (дороги и другие строительные объекты, инженерные коммуникации) и административного управления, что предполагает нормативно-правовое регулирование, внятные и эффективные механизмы взаимодействие с властью, а также общую стабильность ситуации. Если рассуждать уж совсем фундаментально, то, конечно же, к вышеперечисленным можно добавить еще и ресурсные (природные, трудовые) факторы, и экологические. В общем, если прогресс затрагивает все факторы, можно говорить о стабильном развитии города, а значит, о его высокой конкурентоспособности.
Но при этом каждый город индивидуален. И даже если определенная цель ставится «сверху», пути достижения данной цели у каждого города тоже будут свои. Хотя сами факторы конкурентоспособности при этом скорее обычно похожи.
С понятием конкурентоспособности, каким бы оно ни было, тесно связано понятие конкурентной среды. Пока даже города-передовики находятся на том уровне, когда контуры практического воплощения концепции «умный город» еще только формируются. В этих условиях само содержание понятий «конкуренция» и «конкурентная среда» складывается под воздействием взаимного изучения опыта. Общие ориентиры подобной работы крайне важны, потому что процессы осмысления данного опыта и практического воплощения тех или иных идей фактически идут параллельно друг другу.
На мой взгляд, изучать опыт других городов надо по принципу не столько географической близости, сколько близости экономической. Профессиональные исследования, если они проведены грамотными специалистами с глубоким и подробным изучением всех факторов, влияющих на конкурентоспособность города, могут иметь огромное значение при разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности. Проблема конкурентоспособности решается более эффективно, если уделяется необходимое и постоянное внимание социальному капиталу, инновационной среде и, скорее всего, некоторым другим областям городского функционирования, сильнее всего влияющим на рост качества жизни населения. Такие области выделяются уже в каждом конкретном случае. Наконец, хотелось бы сказать о роли информационных технологий в обеспечении конкурентоспособности города. С одной стороны, как известно, фактически любые новые концепции управления сейчас весьма глубоко связаны с ИТ. С другой — при реализации крупных комплексных инициатив роль ИТ часто переоценивают.
И все же в вопросах, о которых мы сейчас говорим, роль ИТ довольно существенна. Ведь развитие города прежде всего означает развитие организаций, а ИТ в организации — это и новые технологии, и инновации. Конечно, есть и глобальные программы, связанные с ИТ («электронное правительство», центры мониторинга и прочее), которые тоже оказывают свое влияние. Однако это влияние и более глобально, и вместе с тем заметно более инерционно.
В разговоре о крупных управленческих инициативах, часто звучит расхожий тезис о том, что ИТ выступают драйвером преобразований. Но я бы не сказал, что ИТ могут стать некой «точкой роста» сами по себе. ИТ — это скорее сервисная часть, которая используется всеми и на всех уровнях. Точками роста могут быть кластерные образования, представляющие собой продуманную структуру объединения различных организаций (прежде всего научных, образовательных и производственных). Она ориентирована на реализацию полного цикла конкретных инноваций, который учитывает финансовые и производственные особенности проекта по их выводу на рынок, а также потребительские характеристики создаваемого продукта.
В Санкт-Петербурге таких образований восемь:
- автомобилестроение;
- городское хозяйство;
- информационные технологии;
- радиология;
- радиоприборостроение;
- судостроение;
- энергомашиностроение;
- фармацевтика (фармакология).