Тема SOA волнует российских ИТ-директоров. Интерес к этой технологии очень велик во всем мире, и его отголоски приходят в нашу страну в виде маркетинга международных вендоров. Кроме того, сейчас в России активно растет число интеграционных проектов. Так, по словам экспертов из GMCS, большинство ERP-проектов, которые ведутся или стартуют сегодня, связано с интеграцией информационных систем. Всё это не может не вызывать интереса к SOA. «Каждый ИТ-руководитель интуитивно стремится применять в своих проектах подход SOA: повторно использовать ранее написанные программные модули (сервисы) и интегрировать их в приложение, реализующее бизнес-процессы. Но при поверхностном знакомстве с SOA возникает двоякое ощущение. В общем, появляется жгучее желание познакомиться с теорией SOA поближе, послушать специалистов, реально применивших этот подход в своей работе» — так прокомментировал интерес к SOA один из российских ИТ-директоров, с которыми мы общались при подготовке темы нашего номера. Именно это мы и постарались осуществить в рамках данной темы номера.
На фоне массированного маркетингового прессинга в пользу любой новой концепции, в том числе и SOA, всегда интересно знать, что же в указанном направлении происходит реально. Небольшой опрос системных интеграторов, проведенный в сентябре текущего года, показал, что впечатления от востребованности SOA делят подрядчиков на два практически равных по численности лагеря. «АйТи», «Корус Консалтинг», «Систематика», «Ай-Теко» видят реальный спрос на проекты, основанные на SOA, уже сейчас. «АНД Проджект», Columbus IT и «Открытые технологии» ничего подобного не наблюдают. Иногда скепсис по поводу нового подхода высказывается очень серьезный. Например, Анатолий Степанский, коммерческий директор «Импакт-Софта», считает, что концепция SOA не будет серьезно развиваться из-за проблем стандартизации. «Крупные поставщики в этом вряд ли заинтересованы. Думаю, что те компании, которые выберут для себя концепцию SOA, в итоге получат существенный рост ТСО», — полагает он. Мировой опыт (см. статью «Уроки SOA-проектов на Западе» в этом номере) такого прогноза не подтверждает, но, конечно, уверенно говорить о какой-либо ясно подсчитанной эффективности сервисного подхода пока явно преждевременно.
Из общения на конференциях, форумах и в личных беседах складывается впечатление, что никаких SOA-проектов в стране сейчас не ведётся. В основном речь идет о трех типах внедрения, которые можно считать прелюдией к переходу на SOA. Первая группа — внедрения единой шины данных, ESB и другие интеграционные проекты, как правило, с использованием Web-сервисов (именно к такому типу стоит отнести проекты в Альфа-банке и «Ренессанс-Кредите», представители которых участвовали в заседании нашего круглого стола). Вторая группа — проекты по применению инструментов BPM (один из них рассмотрен в этом номере в статье «Шаги к BPM»), третья — переход к единой НСИ, внедрение инструментов управления ею. Но никто при обсуждении подобных проектов не говорит о сколь-нибудь полноценной реализации SOA — даже те, кто декларирует свое существенное продвижение по этой дороге (см. интервью с заместителем директора по ИТ Альфа-банка Михаилом Коленкиным в IE, №10/2007). Тем более, что само понятие «полноценная реализация SOA» нуждается в расшифровке, учитывая разногласия в понимании сути и ключевых идей данной концепции (см. статью «Как слепые о слоне»).
Возможно, на нынешнем этапе значительно больше смысла и пользы имеют попытки решать частные задачи, будь то интеграция, оптимизация бизнес-процессов или управление НСИ. Во всяком случае решать их с учетом идей и подходов SOA, постепенно собирая «сервисный пазл», стараются многие.