В последнее время все возрастает количество крупных ИТ-проектов, связанных с изменением бизнес-процессов компаний. И на этой волне на российский рынок активно выходят компании - поставщики инструментария для моделирования и оптимизации бизнес-процессов. Осенью 2004 года на российском рынке появился новый игрок - компания Casewise, интересы которой в нашей стране стала представлять компания "ФОРС-Центр разработки". Практически одновременно с этим, 1 января 2005 года, группа компаний IDS Scheer (разработчик инструментов ARIS) приобрела 75% российской консалтинговой компании "Логика бизнеса", своего многолетнего партнера в России. Оба этих события однозначно указывают на потенциал сильно растущего рынка инструментов для описания, моделирования и оптимизации бизнес-процессов в России.
Собственно говоря, описывать бизнес-процессы можно и на бумаге. Зачастую бизнес-консультанты этим и ограничиваются. Однако очевидно, что тогда работа с бизнес-процессами окажется медленной и нерезультативной. В описание будет сложно вносить какие-то коррективы и правки, которые неизбежны. Технологически это крайне неэффективная работа. Здесь у специализированных инструментов типа ARIS и Casewise есть очевидные технологические преимущества.
Второй момент - за инструментами стоит определенная методология. Одно дело - решать задачу моделирования какой-либо области, и совсем другое - опираться при этом на определенную методику, которая шаг за шагом ведет к цели, задает правильные вопросы и последовательность действий. Всегда проще делать, когда кто-то управляет этим процессом. Если сравнивать ARIS Toolset и Casewise Corporate Modeller Suite, то некоторое преимущество у Casewise: этот инструмент основан на известной модели Захмана.
Наконец, есть третий, пожалуй, самый существенный момент, который следует учитывать, задумываясь о проекте, связанном с описанием бизнес-процессов. Само по себе описание бизнес-процессов мало что дает. Трудно себе представить желание компании просто описать бизнес-процессы без дальнейшего развития этого проекта. Ну лежат на столе картинки процессов, и что с ними дальше делать? Такое может происходить только при стандартизации процессов в большой компании. Поэтому сегодня, как правило, описание бизнес-процессов - это часть большого проекта по изменению бизнес-процессов и их автоматизации.
В российской практике описание бизнес-процессов следует рассматривать как предпроект перед внедрением системы автоматизации процессов. Видимо, здесь кроется причина многих рыночных претензий к известным консалтинговым компаниям. Не в том ли дело, что они пишут много бумаг, а расстояние от бумаги до программы, в которой это будет реализовано, очень большое? И одна из задач, решаемых с помощью инструментов для описания и оптимизации бизнес-процессов, - как можно быстрее передать эту информацию в дальнейшую работу. Сократить это расстояние, тем самым ускорив проект автоматизации бизнес-процессов.
И здесь можно увидеть серьезное различие в двух решениях. ARIS Toolset неразрывно связан с решениями SAP, процессы, смоделированные в ARIS (точнее в ARIS for mySAP), достаточно быстро и легко переносятся в mySAP Business Suite, есть интеграция с инструментальными средствами внедрения SAP. Это дает как плюсы, так и минусы. Как только у заказчика возникает желание внедрить mySAP Business Suite, немедленно возникает и ARIS. С другой стороны, конечно, ARIS может использоваться и в отрыве от решений SAP, но понятно, что такая ориентация на одного поставщика не может пройти для системы даром.
В отличие от конкурента Casewise изначально создавался как средство моделирования процессов, независимое от продуктов по автоматизации бизнес-процессов. Его можно использовать в проектах внедрения решений SAP, равно как и Oracle, Siebel и любых других. И такое средство компаниям тоже нужно, оно не привязывает к тому или иному поставщику комплексных информационных систем. Можно сначала описать процессы, а потом думать, на какой системе реализовывать их поддержку.
В любом случае два лучше, чем одно. Мысль банальная, но здесь вполне уместная. Впрочем, какой бы вариант ни выбрал заказчик, он явно сокращает расстояние от бумаги до программы.