Intelligent Enterprise: Насколько важна роль финансового планирования в нынешних условиях?
Фред Лале: Крайне важна! Раньше компании создавали планы на год или на несколько лет вперед. Но темп растет, и сейчас статичные планы быстро теряют актуальность. Необходима возможность адаптировать и оптимизировать планы буквально в режиме реального времени. Особенно в пору экономических неурядиц, когда валютные курсы, цены на сырье и материалы постоянно скачут, а процессы, связанные с реорганизацией компаний, ускоряются. Ускоряется и технический прогресс, приводящий к полному изменению устоявшихся подходов. Хороший пример – сервис Uber, который за очень короткий срок изменил рынок такси.
В таких условиях руководители компаний часто задают себе вопрос: «Страдаю ли я от изменений или инициирую их? Способна ли наша бизнес-модель справиться с переменами, которые происходят в мире?». Например, мой близкий друг является одним из топ-менеджеров крупной розничной сети, специализирующейся на хозяйственных товарах. Для него особенно важны изменения потребительского поведения, которые проявляются в последнее время. Сейчас все больше покупателей приходят в магазины с заранее подготовленным списком нужных товаров и спонтанные покупки практически сошли на нет. А что будет, когда появится возможность всё необходимое заказать через Интернет или мобильный сервис с доставкой на дом? Перед хорошо отлаженной и долгое время успешно работающей бизнес-моделью сейчас стоит вопрос: как успеть вскочить в поезд перемен, который уже пришел в движение? Как встать во главе торговой революции, а не оказаться ее жертвой?
Всегда есть те, кто пользуется новыми технологиями, находя в них возможности для роста. Но есть и такие, кто не спешит меняться, видя в новых и на первый взгляд не отлаженных решениях лишь угрозу. Очень часто сама организационная структура многих компаний является препятствием для перехода в цифровой мир. Тот же Uber уничтожил множество таксомоторных предприятий просто потому, что их руководство не смогло вовремя оценить изменения, которые несет этот сервис. Скорость реакции иерархической организационной структуры оказалась слишком медленной. И это нужно менять, так же как и модель доступа к информации. Доступ к данным должен быть непрерывным. При этом инструменты, с помощью которых обрабатывается информация, должны быть удобными для пользователей. Если пользователи ими недовольны, то и применять их они будут как можно реже, а то и саботировать.
Сбор и анализ информации о подобных изменениях на рынке становится важной задачей. Это может быть условием выживания бизнеса. И финансовая информация – не исключение. Сейчас готовить годовой план и корректировать его каждый квартал уже недостаточно. Многие компании перешли к цикличному планированию, когда продолжительность цикла составляет всего неделю. И речь идет не о малом бизнесе, а о международных корпорациях с оборотом в десятки миллиардов долларов.
Какие инструменты традиционно применяются для финансового планирования? Каких подводных камней стоит опасаться?
Как правило, финансовое планирование ведется в электронных таблицах. Работать с ними учат чуть ли не в школе. В них довольно легко настраивать бизнес-логику, есть и возможности визуализации. Но при коллективной работе теряется контроль над точностью данных, поскольку с такими документами работает несколько пользователей одновременно. Кроме того, электронные таблицы не слишком гибкий инструмент – они не позволяют задействовать все источники данных.
ПО для автоматизации бизнес-процессов (ERP, CRM) также имеет свои особенности. Эти системы внедрялись давно, причем внедрение проводилось с расчетом на традиционную организационную иерархию, медлительность которой в современном мире нередко становится препятствием для развития. К тому же такие системы часто не справляются с обработкой больших объемов данных в реальном времени и недостаточно эффективны в условиях активных перемен. Раньше модели менялись раз в несколько лет, но сегодняшние потребности этим уже не удовлетворяются.
Традиционные инструменты финансового планирования весьма дорогостоящи. Их внедрение занимает длительное время и с большой долей вероятности требует расширения серверных мощностей. При этом до самого конца проекта заказчик не будет знать, подходит данное решение бизнесу или нет.
И многие руководители это понимают. Не так давно от директора одного из банков я услышал буквально следующее: «У меня работает 16 тысяч аналитиков. И это убивает мой банк! Помогите мне!». Да, именно так. И этот руководитель не одинок. Похожие настроения встречаются и среди производителей, и в госсекторе, и в сфере образования.
В разных странах разное законодательство и разные подходы к ведению бизнеса. Вы как-то пытались учесть все эти особенности?
Мы решили разрабатывать только базовые функции. Всё остальное создается нашими партнерами и собственно заказчиками. Практически любые изменения могут производиться в рамках процесса локализации. Адаптацию Anaplan под требования шведского рынка будет делать шведская компания, для Малайзии – малазийская, для России – российская.
Мы всячески приветствуем адаптацию и под требования вертикальных рынков. Например, есть компания, которая занимается строительством жилых домов. Они адаптировали наш продукт под специфические особенности своей отрасли и предлагают новое решение для других компаний того же профиля. Сами мы никогда не смогли бы адаптировать свое решение для нужд таких предприятий.
Что касается соблюдения требований по локализации данных, то такой проблемы у наших пользователей нет. Наиболее серьезными остаются требования по защите персональных данных. Но ими большинство моделей просто не оперируют. А если где-то и применяются такие данные, например, когда речь идет о задачах кадрового учета (расчет KPI, заработной платы), то мы рекомендуем их обезличить, используя кодовые номера вместо реальных имен и фамилий. Это несложно, и такая практика уже хорошо отработана, в том числе и в России.
Многие сетуют на проблемы, связанные с безопасностью доступа и сохранностью данных в облаке. Как вы решаете подобные задачи на своей стороне?
Да, у потенциальных пользователей облачных сервисов такие аспекты вызывают много вопросов. И это хорошо, но данная тема очень часто излишне политизируется.
Сейчас большая часть работы по планированию выполняется с использованием обычных табличных процессоров. При этом файлы хранятся в сетевых каталогах, в том числе доступных извне, из публичного Интернета. Передаются они и на внешних носителях, которые периодически теряются. Такие файлы отправляют по электронной почте, и всегда есть риск, что письмо уйдет не тому адресату. А ведь в документах этих часто содержится конфиденциальная информация, и если она попадёт в чужие руки, это может нанести серьезный ущерб. Использование Anaplan все перечисленные риски полностью закрывает, так что риск утечки критичных данных снижается.
У нас большая команда специалистов, которая непрерывно работает над улучшением защитных систем и следит за тем, чтобы они хорошо функционировали. Мы внимательно следим за целостностью данных, за производительностью и эксплуатационными характеристиками инфраструктуры. Очень часто в облако переносят старую инфраструктуру, никак не адаптировав ее для использования в новой среде. Крайне важно наводить справки о том, какие технологии применяет поставщик сервисов, а не только оценивать пользовательский интерфейс.
Облачные сервисы привязаны к Интернету. А что делать там, где его нет или где у него низкая скорость?
Anaplan, как и другие облачные сервисы, не будет работать в отсутствие Интернета. Тем не менее требования к пропускной способности канала невелики, по крайней мере если речь идет о конечных пользователях. При медленном или нестабильном соединении можно работать с данными в офлайне, синхронизируя их по завершении сеанса. Объемы данных тут совсем небольшие, вся обработка происходит на сервере. А процесс загрузки основного массива данных производится на уровне центрального офиса, где с Интернетом все в порядке.
Тенденцией последнего времени является широкое распространение технологий обработки больших данных. Видите ли вы в этом какие-то сложности для себя?
Нет, никаких сложностей. Мы разработали полный набор средств работы с данными, от хранения до управления. Он называется Hyperblock. Мы никак не зависим от внешних процессоров других разработчиков, будь то Oracle, Microsoft, IBM или кто-то еще. Нужно лишь обеспечить механизм передачи данных.
Есть и такая тенденция, как расширение использования мобильных платформ. Насколько Anaplan адаптирован для такого рода платформ, рынок которых существенно раздроблен?
Мы стараемся быть максимально гибкими по отношению ко всем имеющимся мобильным платформам. Для работы не нужно ничего, кроме Web-браузера. Но все же, как показывает практика, большинство задач по планированию решаются в офисе – на ноутбуке или стационарном компьютере. Именно там происходит ввод данных и аналитическая работа, связанная с обработкой разных сценариев. Решать что-то «в поле», где как раз и востребованы мобильные устройства, приходится существенно реже. На этом уровне важнее иметь оперативный доступ к существующей информации.
Например, один из наших крупнейших заказчиков – компания HP – строит планы продаж и управляет их эффективностью исключительно в стационарных условиях. Мобильные устройства востребованы у руководителей подразделений, к которым этот массив информации попадает уже в обработанном виде. На совещаниях, где вопросам сверки актуальных показателей с планом уделяется много времени, планшеты оказываются куда удобнее, чем даже ноутбуки. Но служат они тут по большому счету высокотехнологичной шпаргалкой в процессе сверки планов.