Когда мы говорим о CIO, то чаще всего имеем в виду руководителя ИТ-направления коммерческой компании. Не так часто можно встретить ИТ-руководителя, в обязанности которого входит управление использованием информационных технологий для развития города. Об этом мы беседуем с ИТ-директором города Хельсинки Маркку Райтио.
Скажете, каковы, по-вашему, основные отличительные особенности работы CIO в данном случае? Какими качествами он должен обладать?
Маркку Райтио: Я думаю, в моем случае речь также идет об управлении информацией и о повышении эффективности работы за счет применения ИТ. Поэтому общие черты, характерные для работы любого CIO, остаются всегда. Мне, как руководителю ИТ в коммерческой компании, приходится погружаться и в технологические вопросы, и в вопросы организации той деятельности, которую мы автоматизируем. Мы точно также как и наши коллеги в коммерческих компаниях, должны активно заниматься проектной деятельностью, поэтому и мне в том числе необходимы знания и опыт в таких областях, как Project Management или Project Portfolio management. Мы плотно занимается проблемами операционной деятельности и в то же время выстраиваем модель управления ИТ на долгосрочную перспективу. В этом смысле моя деятельность как ИТ-руководителя тоже универсальна.
Однако существуют и различия. ИТ-руководитель коммерческой компании, повышая эффективность работы за счет ИТ, прежде всего имеет в виду получение компанией прибыли, в то время как наша работа часто требует сосредоточиться на вопросах повышения комфортности жизни населения города. Это одна из важнейших задач. Кроме того, формирование интеллектуального управления городским хозяйством по определению предполагает привлечение к решению этой проблемы не только муниципальных, также коммерческих, научных, образовательных организаций. И, возможно, не только в других городах, но и за пределами Финляндии. Поэтому налаживание необходимых коммуникаций представляется в нашем случае наиважнейшей задачей. Иными словами, непрерывный процесс обучения тому, что создается в области развития концепции «Smart City» и проходит успешную практическую апробацию, должен быть налажен очень хорошо. Это не менее важно, чем получение конечного результата.
Очень много значит для моей нынешней работы тот факт, что большинство идей в развитии интеллектуального управления городом сейчас исходит от заказчиков – населения города и работающих в нем организаций. Уметь непрерывно слышать заказчиков также важно, хотя это серьезная управленческая и технологическая проблема, и одного желания тут недостаточно.
В результате CIO часто необходимо создавать собственную модель развития ИТ-инфраструктуры города, которая бы учитывала все нюансы управления, потребности населения, интегрировала бы международный опыт и по возможности (поскольку мы часто имеем дело с крупными проектами) минимизировало бы влияние бюрократии. Умение сформировать такую модель тоже чрезвычайно важно для нас.
Выше вы подчеркнули важность коммуникаций. Не могли бы вы подробней описать, как вы решаете эту задачу?
Да, подчеркну это еще раз – коммуникации очень важны. Важны хотя бы потому, что по моим наблюдениям существует абсолютно прямая зависимость – при сокращении цикла профессиональных коммуникаций, повышении их эффективности вы неминуемо повышаете производительность работы.
Коммуникации в значительной степени строятся на основе все тех же информационных технологий и поэтому осуществляются в разных формах. Они могут быть организованы как на базе формальных регламентов, так и полностью на неформальной основе. Выше я уже сказал, что мне приходится коммуницировать с самыми разными специалистами. Когда речь идет о контактах с городским советом или с мэром г. Хельсинки, то здесь нам периодически приходится предоставлять отчетность, и соответственно мы говорим о формальных коммуникациях. Я часто общаюсь и с руководителями ИТ-разработок функциональных подразделений, ответственных за те или иные информационные решения для города. Здесь речь идет не об отчетности. Взаимодействие строится скорее в терминах дисциплины Portfolio management, хотя это тоже довольно формально.
Вообще у нас выстроены три отдельные группы для коммуникаций. Первая ориентирована на топ-менеджмент города, вторая объединяет профессионалов в области управления реализацией программ связанных проектов, и третья предусматривает взаимодействие специалистов по управлению ИТ-инфраструктурой.
Далее лично мне регулярно приходится (в том числе и в виртуальном режиме) встречаться со своими коллегами из крупных городов Финляндии, а также соседних с Хельсинки городов. Также я периодически общаюсь с CIO других европейских столиц и крупных городов, и если говорить об этом общении, то оно в основном носит неформальный характер, а ее основные цели – обмен опытом и знаниями. В данном случае именно неформальный тип электронного общения наиболее эффективен.
Какие информационные технологии и продукты в рамках построения «умного города» вам представляются особенно актуальными?
Так или иначе управлением городом Хельсинки занимается большой коллектив, насчитывающий около 40 тыс. человек. Некоторые специалисты объединены в большие департаменты численностью в несколько тысяч человек, хотя есть подразделения и гораздо меньшего размера. Словом, все строится в соответствии с теми направлениями, которыми занимается город, и развитие соответствующих функциональных ИТ-решений тоже относится в значительной мере к области компетенции этих дивизионов. Прикладные решения у них интересные, разнообразные, и об этом нужно говорить отдельно. Базовые технологии, лежащие в их основе, тоже составляют очень широкий, если не полный спектр.
Мне же в моей нынешней должности обычно приходится иметь дело именно с управлением жизненным циклом информации. Здесь еще раз необходимо подчеркнуть важность налаживания коммуникаций со стороны CIO и электронных далеко не в последнюю очередь. Для этого мы активно используем очень широкий спектр технологий. Это корпоративные порталы, технологию мгновенных сообщений Instant Messaging. В последнее время мы также осваиваем социальные сети. Хотя этими тремя примерами список далеко не исчерпывается. При этом у каждой технологии свое предназначение, поскольку понятие «электронные коммуникации», «распространение информации» подразумевают под собой решение различных категорий прикладных задач.
Во-первых, отдельные функциональные решения порождают огромное информационное поле, и эта информация должна быть предварительно структурированной, максимально открытой, оперативно доводиться до нужных специалистов, равно как и до всего населения города. Но при этом она должна быть защищена, и данные процессы не должны порождать информационный хаос. Для этого хорошо подходят «классические» Web-технологии в виде, скажем, интернет- или интранет-порталов.
Во-вторых, разработка концепции Smart City во многом основана на инновациях, которые, как известно, зарождаются в одном месте и затем требуют массового тиражирования. Проблема часто осложняется еще и тем, что ИТ-разработчики в силу своей психологии часто стараются скорее решить задачу самостоятельно, нежели стремятся целенаправленно заняться поиском аналогов и заимствовать полезный опыт. Тут очень важны возможности организации обмена знаниями, часто производимого неформальным образом. В современном мире этот обмен не может ограничиваться рамками одного государства, и это делает технологию социальных сетей просто незаменимой в решении данной задачи.
И наконец, я должен обеспечить электронное взаимодействие так, чтобы его развивали сами участники общения без какой-либо помощи со стороны профессионалов.
Вы справедливо говорите о том, что концепция Smart City полноценно развивается, только опираясь на международный опыт. Однако в различных городах мы имеем различную культуру и традиции управления, да часто и разный уклад жизни самого населения. Это способно обособить это развитие в масштабах отдельно взятого города. Что бы вы могли сказать по этому поводу?
Сегодня мы явно видим, что ситуация быстро выравнивается. По крайней мере, это касается инновационных сервисов, появляющихся в различных сферах городского управления. Повсеместное развитие коммуникаций, глобализация делают свое дело, и теперь та или иная инновация, реализованная в одном из городов, автоматически дает другим городам мощный стимул для того чтобы делатьаналогичные акценты в развитии. По своему опыту могу сказать, что нечто похожее имело место, например, при распространении мобильных технологий в сфере интеллектуального управления городским транспортом. Играет свою роль и рыночная консолидация, когда решения, доказавшие свою эффективность (даже вне зависимости от того, насколько они информационно или технологически насыщены), распространяются по миру очень быстро. Жители городов готовы их тоже быстро принять. Поэтому, еще раз повторю, различия в культуре управления и укладе жизни имеются, но быстро выравниваются.
Однако картина от этого не становится однородной. Да, с точки зрения использования сервисов, характерных для «умного города», комфортной и эффективной представляется ситуация, при которой универсальны все сервисы во всех городах, зрелых с точки зрения интеллектуального управления. Люди мигрируют между населенными пунктами. Переехав из одного в другой, они фактически с первого дня могут включится в полноценную жизнь и работу. Это и для людей удобно, и экономически выгодно. Но вместе с тем, как я сказал, развитие Smart City во многом держится на инновациях, которые зарождаются и полноценно реализуются сначала в одном месте. И пока они становятся своего рода стандартом в сфере интеллектуального управлении городом вообще, успевает возникнуть еще масса интересных инноваций в других точках. Поэтому достижения с области внедрения концепции Smart City в различных городах планеты по определению неравновесна. Она и не может быть другой, поскольку иначе просто ничего бы не развивалось.
Инновации — подход Хельсинки
Группа «Город Хельсинки» объединяет более 100 органов управления, учреждений и предприятий. Среди них — некоммерческая компания Forum Virium. Это латинское название плохо поддается переводу на современные языки, но выражает очень актуальную сегодня идею соединения усилий ради общего блага: forum — городская площадь, где происходят встречи, обсуждаются дела и заключаются договоры, а virium — родительный падеж множественного числа от vis, «сила». Штат компании невелик — около 20 человек, это специалисты по управлению проектами и эксперты в различных предметных областях. Деятельность Forum Virium заключается в управлении портфелем проектов по созданию публичных (государственных и муниципальных) цифровых услуг для населения, включая сбор идей, отбор наиболее перспективных предложений, поиск подрядчиков и распределение финансирования. Средства на реализацию проектов поступают из самых разных источников: это и городской бюджет, и публичные агентства — национальные и работающие в рамках ЕЭС — по поддержке инноваций, и коммерческие компании, заинтересованные в разработке тех или иных услуг (в частности, Tieto, Nokia, Elisa, TeliaSonera).
Модель, по которой работает Forum Virium, именуется не user centric, а user driven. Пользователь в ней рассматривается не как точка приложения совместных усилий публичного сектора, бизнеса и академического сообщества, а равноправная четвертая сторона процесса, от которой может и должна исходить инициатива. Поощрение активности конечного потребителя — важное направление работы компании.
Генеральный директор Forum Virium Ярмо Эскелинен так пояснил задачи компании: «Мы — те, кто может начинать и оплачивать проекты с высокой степенью риска, особенно в сфере “умного города”. Можно рассматривать нас как аутсорсинговый отдел исследований и разработок». Forum virium принципиально ограничивается только пилотной фазой проектов, дальнейшую их судьбу определяет заказчик. Тот вполне может просто заморозить работу. Но если проект признается удачным и заслуживающим широкого внедрения, он начнет собственную жизнь. Одним из самых успешных проектов, начинавшихся в Forum virium, стала служба по предоставлению данных о состоянии финских шоссейных дорог. Хранилище данных, разработанное компанией Logica по заказу дорожно-строительной компании Destia, было принято Destia в эксплуатацию, а затем куплено у Destia французской группой TDF, которая занесла в хранилище данных информацию по дорогам всей Западной Европы. На вопрос о сумме сделки Ярно Эскелинен ответить не смог — просто не знал.
В настоящее время работа Forum Virium по направлению «умный город» ведется в рамках трехлетней международной программы Smart Urban Spaces — «Интеллектуальные городские пространства», в которой участвуют десять городов из четырех стран Евросоюза: Греции, Испании, Финляндии и Франции. Каждый город сам определяет, какие сервисы развивать и тестировать у себя, но координирует эту деятельность с остальными участниками. Цель программы — выработать некоторую единую концепцию панъевропейских городских служб и сформировать предложения по стандартам для них. Перечислим некоторые сервисы, в создании которых участвует Forum Virium. Системы электронных платежей, билетов и пропусков на базе NFC позволят расплачиваться со смартфона, поддерживающего эту технологию (как в Японии), и аналогичным образом пользоваться телефоном для посадки в транспорт, входа в музей, бассейн и т. д. Служба присмотра за детьми на базе RFID не даст ребенку потеряться в городе: родители всегда смогут определить его местонахождение, поскольку он будет носить специальный значок с уникальной RFID-меткой. Для туристов, в особенности прибывающих в Хельсинки ненадолго (например, круизные лайнеры обычно заходят в порт Хельсинки на один день), разрабатываются мобильные электронные гиды на разных языках, использующие технологию LBS — позиционирование по базовым станциям сотовой связи. Система определяет, где находится пользователь, и в зависимости от этого проигрывает ему тот или иной аудиофайл.
Еще одно интересное направление — «умные таблички», где привязка к месту осуществляется по изображению с фотокамеры смартфона: турист наводит камеру на табличку с названием улицы, и система выдает ему соответствующую информацию на его родном языке. В «умных табличках» могут быть прямо заинтересованы, например, владельцы магазинов или ресторанов, которые захотят вставить в информацию свою рекламу. Это положительный момент. «Нужно учитывать эгоистические интересы всех участников проекта. И город, и пользователи, и бизнес должны получить от него что-то для себя», — заметил Ярмо Эскелинен.