В последние годы у нас, как и во всем остальном мире, активно растет количество поставщиков облачных услуг. Но при этом, естественно, существует некоторое отставание от развитых стран. И кое-какая национальная специфика.
До недавнего времени одна из таких особенностей состояла в том, что предоставлением облачных сервисов занималось довольно мало телекоммуникационных операторов. Кто только не выходил на этот рынок у нас — и дистрибьюторы ПО (Softline, MONT), и крупные интеграторы (КРОК, «Ай-Теко», «БАРС Груп»), и провайдеры аутсорсинговых услуг (ИТ ГРАД), и банки («Деловая среда» от Сбербанка), и вендоры, особенно разработчики ПО («1С-Битрикс», SAP). Немало было и специализированных игроков, иногда предлагавших один сервис, вроде ONLYOFFICE или «Новые облачные технологии», да и поставщики популярных за рубежом сервисов, такие как Anaplan, SalesForce или Teradata, тоже выходили на наш рынок. Равно как и пользователи мобильных устройств, работающих на трех наиболее распространенных платформах, просто «по факту» применяли облако Apple, Google или Microsoft, иногда даже не подозревая об этом. Некоторые из таких сервисов востребованы и бизнесом, например редакторы документов от Google или, в меньшей степени, Microsoft. Вместе с тем активное и не всегда заметное для пользователей взаимодействие с неподконтрольным облаком уже стало предметом беспокойства со стороны служб безопасности, как общей, так и информационной, по всему миру. Впрочем, это уже тема для отдельного разговора, и мы к ней обязательно вернемся. Однако и помимо «большой тройки» существует целый ряд других облачных сервисов (в частности, обмен файлами), имеющих свою длительную историю. Многие из них, скажем, Dropbox, включают в себя не только сугубо «бытовые» услуги, но и ориентированные на нужды бизнеса, в том числе и крупного. Пытались занять эту нишу и поставщики оборудования со своими аналогичными сервисами, впрочем, без особого успеха.
Попытки выйти на рынок облачных провайдеров предпринимали и интернет-компании, в том числе российские «Яндекс» и Mail.RU. Какое-то время здесь пробовал играть и «Рамблер», но в 2013 году он полностью сосредоточился на медийно-сервисных порталах и приложениях. А вот «Яндекс» и Mail.RU кое-каких успехов на облачном рынке всё же добились. Так, их почтовые сервисы, существующие (для истории Рунета) с незапамятных времен, продолжают развиваться и имеют коммерческие версии с расширенными возможностями, которые довольно широко востребованы, в том числе и в бизнес-среде. Но только почтой предложение не исчерпывается. Существуют также онлайновые хранилища, редакторы документов, лицензированные у Microsoft, картографические сервисы «Яндекс Карты» и Maps.ME. У Mail.RU есть сервис «Агент», который в некоторых странах (Египет, ОАЭ, Ирак, Саудовская Аравия) даже стал полноценной заменой запрещенному там Skype. Все эти решения имеют версии для бизнес-пользователей с расширенными возможностями.
Правда, не обошлось и без проблем. У «Яндекса» есть онлайновый диск, имеющий не вполне однозначную репутацию вследствие довольно серьезных неприятностей у многих пользователей, чреватых потерей работоспособности операционной системы, источником которых стало плохо отлаженное приложение «Яндекс Диск» для настольной Windows. В диске Mail.RU некоторое время отсутствовала проверка данных на наличие вредоносного ПО, результатом чего в период с 8 по 15 апреля 2014 года стало массовое заражение пересылаемых файлов троянцем-вымогателем.
А вот российские телекоммуникационные операторы не проявляли значительной активности, по крайней мере публичной. Хотя за рубежом, в частности в США и Европе, причем не только Западной, именно они начали предоставлять облачные услуги, поскольку именно у них имелись в достаточном количестве вычислительные мощности, которые у компаний других секторов отсутствовали. Мотивом тут часто служила необходимость оптимизировать работу серверного оборудования, не всегда использовавшегося эффективно. Тут уже успел стать хрестоматийным пример компании Amazon, решившей монетизировать вычислительные мощности, которые в полном объеме бывают задействованы лишь в период предрождественского пика продаж, а в остальное время простаивают, занимая при этом место в ЦОДе и требуя энергии как для своей работы, так и для отведения тепла. Схожая ситуация, пусть и в несколько меньшей степени, сложилась и в других телекоммуникационных и интернет-компаниях, так что пример Amazon оказался заразительным.
Кроме того, к середине 2000-х в развитых странах у телекоммуникационных компаний, включая операторов фиксированной, мобильной связи и доступа в Интернет, практически прекратился рост клиентской базы. А учитывая ценовую эрозию на услуги связи, резко замаячила перспектива потери доходов. В таких условиях залогом выживания для многих компаний стала диверсификация бизнеса. И оказание облачных услуг — одно из направлений такой диверсификации. Кроме того, облачную природу имеют многие востребованные у корпоративных заказчиков дополнительные услуги, в частности сервисы по защите от DDoS- и таргетированных атак, фильтрации почтового и Web-трафика и, наконец, весь комплекса задач мониторинга событий в области безопасности.
Естественно, что зарубежные телекоммуникационные компании, работающие в России, не здесь стали исключением. Причем иногда они вынуждены наращивать свои облачные мощности, поскольку их заказчиков, среди которых немало и российских компаний (например, у французского Orange таких ровно половина), напрямую касается требование федерального закона 242 по локализации персональных данных граждан РФ на территории нашей страны. Свою роль сыграл и резкий рост валютных курсов, из-за чего стало весьма накладно содержать свои ИТ-мощности за рубежом. А надо сказать, такого рода практика одно время была весьма популярна, с одной стороны, как антиредейрская мера, а с другой, как ответ на дефицит и дороговизну ИТ-персонала. В результате российские отделения зарубежных телекоммуникационных компаний сами прибегали к услугам внешних операторов центров обработки данных, поскольку переходный период у 242-ФЗ оказался слишком коротким для того, чтобы построить собственный ЦОД высокого уровня надежности. Именно по такому пути пошли российские отделения того же Orange и японской NTT. Статьи об опыте этих компаний вы сможете найти в данном номере.
Начинает работать и фактор прекращения роста клиентской базы, по крайней мере в крупных городах. И тут российские компании активно перенимают зарубежный опыт и устремляют взор в сторону предоставления облачных услуг. Тем более что, как показывают данные аналитиков, это один из немногих сегментов отечественного ИТ-рынка, где имеет место рост. В настоящем номере есть материал о том, что именно стремление предоставлять облачные сервисы побудило компанию КОМКОР (торговая марка АКАДО) построить новый современный ЦОД.
Надо отметить, что и раньше некоторые операторы занимались предоставлением облачных сервисов. Другое дело, что это, как было сказано выше, не предавалось широкой огласке. Тем не менее Ростелеком уже давно стал площадкой, на которой располагается целый ряд сервисов, ориентированных на сферу медицины и образования. Сотовые операторы «большой тройки» также проявляют активный практический интерес, который в скором времени должен вылиться в осязаемые результаты. Так что есть немало поводов для оптимизма.