О том, почему компания Tele2 приняла решение развернуть новую ERP-систему с помощью облачного сервиса, рассказывает финансовый директор Tele2 Людмила Смирнова.
Intelligent Enterprise: Расскажите, пожалуйста, почему был инициирован проект, какие задачи он призван решить.
Людмила Смирнова: Проект связан прежде всего со скачкообразным увеличением объема бизнеса нашей компании. Весной 2014 года Tele2 и Ростелеком создали совместное предприятие, объединив мобильные активы, — соответственно за очень короткий промежуток времени наш бизнес фактически удвоился. В «старой» Tele2 бизнес очень четко централизован, в том числе бухгалтерский учет всех подразделений ведется в объединенной бухгалтерии. И эта бухгалтерия должна была взять к себе еще порядка шестидесяти новых бизнес-единиц — операционных компаний в регионах, со всем их учетом, включая внутригрупповые обороты, операции, которые должны корректироваться для целей МСФО, и другие подобные задачи. Мы понимали, что имеющаяся система не выдержит возросших нагрузок.
Системе этой уже более десяти лет, мы внедрили её в 2004 году. Это очень известная платформа — Scala, изначально шведская разработка, перешедшая к компании Epicor; но у нас она за время использования подверглась огромному количеству доработок и, можно сказать, была полностью переписана. Как говорят наши ИТ-специалисты, от Scala осталась только заставка на экране. Кроме того, в большой структуре, особенно географически распределенной, такой как наша, обязательно есть необходимость в функциональных блоках, закрывающих различные потребности, и в локализации различных решений для определенной географии. На момент начала проекта в компании накопилось большое количество точечных решений для различных небольших задач, и системный ландшафт выглядел довольно хаотично.
Внедрив такой передовой инструмент, как SAP, мы решим проблему географической распространенности, сохранив при этом жесткую централизацию. Скажу даже больше: мы рассматриваем SAP как инструмент интеграции новых компаний, потому что внедрение новой системы позволит нам унифицировать их бизнес-процессы.
В данный момент мы внедряем SAP для 1500 рабочих мест в пределах хорошо понятного нам так называемого старого периметра Tele2, где функционирует объединенная бухгалтерия, а все процессы четко регламентированы и унифицированы, так что накатка на них ERP — задача по преимуществу техническая. Во второй фазе проекта, которая запланирована уже на конец этого года, мы должны перевести на SAP вновь присоединенные компании, после чего общее количество рабочих мест достигнет приблизительно четырёх тысяч. При этом мы унифицируем бизнес-процессы и завершим интеграцию всего бизнеса по компаниям, которые вошли в совместное предприятие год назад. Тогда у них произойдет двойная революция. Во-первых, они получат ERP, а это означает корректные релевантные данные и прозрачные высокоэффективные процессы. А во вторых, у них больше вообще не будет бухгалтерии, поскольку они перейдут на централизованное бухгалтерское обслуживание. За счет оптимизации их штатной структуры мы получим огромную экономию.
Проект очень объемный, и на него уже затрачено большое количество ресурсов. В него включается не только традиционный ERP-функционал, но и функционалы систем бюджетирования, планирования, в том числе стратегического, консолидации и анализа данных. Поэтому мы ожидаем, что внедренная система переведет наши возможности оперативного взаимодействия с данными на совершенно новый уровень.
Как вы выбирали систему, почему остановились на SAP?
Мы — крупный телекоммуникационный оператор, у нас более 35 миллионов абонентов, которые ежедневно создают транзакции. И если уж мы говорим о системе ERP для себя, то первое требование к ней — мощность. Она должна поддерживать обработку огромного объема транзакций фактически в реальном времени, чтобы менеджмент получал отчетность без каких-либо задержек. Кроме того, необходима поддержка мультистандартов, потому что мы ведем учет и по российским, и по международным стандартам, а также интеграция с нашими специфическими системами, в частности с биллингом. (В принципе SAP предлагает решение для биллинга, но для нас предпочтительна интеграция.)
Таким образом, мы понимали, что ориентируемся на определенный класс систем. На первом этапе тендера мы совместно с компанией Deloitte изучили рынок ERP-решений. Могу честно сказать, что первоначально я была против SAP и призывала консультантов отказаться от «парадигмы трех букв». Мне казалось, что выбор SAP — это слишком просто, ведь и так понятно, что это лидер, а необходимо посмотреть, что есть еще. Но сравнив плюсы и минусы разных платформ, перспективы их дальнейшего развития, возможности масштабирования, надежность, качество поддержки, количество консультантов на рынке, все-таки в итоге мы сделали выбор в пользу SAP. Что лишний раз подтверждает успешность этой компании в России.
Лично я ценю компанию SAP как надежного партнера, с которым можно взаимодействовать в очень доступном режиме. Мы практически каждый день в контакте с нашим аккаунт-менеджером и можем обращаться со своими вопросами на любой уровень вплоть до высшего руководства, если вопрос действительно требует его вовлечения.
Определившись с платформой и конфигурацией решения, мы перешли ко второму этапу тендера — выбору консультанта по внедрению, — который проводили уже совместно с SAP. Нашим партнером в этом проекте стала компания BearingPoint.
Как организовано взаимодействие централизованной системы с регионами?
В настоящий момент у нас девять макрорегионов, которые работают через ЦОД, расположенный в Ростове-на-Дону и управляемый непосредственно компанией Tele2. В нем обслуживаются наши специализированные телекоммуникационные решения — базы данных по элементам мобильной сети, данные биллинга и т. д. Внедряемые сейчас системы SAP будут работать в облачной среде HANA Enterprise Cloud (HEC), а физически они размещены на серверах в облачном центре обработки данных в Москве, который SAP запустила в декабре. Ростовский ЦОД и облако соединены двумя каналами связи — основным и резервным — с высокой пропускной способностью, и все регионы обращаются через сеть к облачному решению. Кроме того, имеется резервный ЦОД в Санкт-Петербурге, куда копируются данные. Он будет задействован для восстановления работоспособности в случае глобальной катастрофы.
В общем облаке SAP для нас создано обособленное частное облако. Выделенный нам ресурс полностью изолирован от других систем с помощью межсетевого экрана, то есть все требования по безопасности и конфиденциальности данных выполняются. Мы обсуждали этот вопрос со службой безопасности, и она подтвердила, что с ее точки зрения рисков нет, тем более что ЦОД принадлежит SAP совместно с Ростелекомом — нашим самым крупным миноритарием. Так что это решение ничем не хуже собственной инфраструктуры, а как минимум в одном очень важном отношении оно лучше. Нам предоставляется поддержка — мы получаем не только «железо» и программы, но и головы, мозги, которые следят за обработкой наших задач. Вообще в объем проекта вошли все сервисы, которые в принципе возможно передать на аутсорсинг, то есть мы получаем как консультационные услуги и услуги по адаптации и миграции (в данный момент у нас проходит перенос данных), оказываемые в ходе внедрения, так и хостинг и управленческие услуги непосредственно при эксплуатации системы.
Конечные пользователи получают доступ к частному облаку по защищенному интернет-каналу. Это очень удобно: скажем, я, находясь даже не в офисе, а на конференции, встрече или где-то еще, в любой момент могу обратиться к системе и работать с корпоративной информацией в режиме реального времени.
HEC — новый, еще мало кем опробованный облачный сервис. Что заставило компанию пойти на такой риск?
Вообще нашей компании совсем не свойственны смелые шаги — прежде Tele2 никогда не выступала пионером во внедрении тех или иных инноваций, а придерживалась принципа «копировать с достоинством». Тем не менее мы действительно одними из первых в России приняли решение использовать облачную среду SAP HANA Enterprese Cloud и экспертизу SAP Consulting в данной сфере, причем сделали это именно из соображений управления рисками. Конечно, нам пришлось преодолевать некое внутреннее сопротивление — это неизбежно, потому что новые решения всегда требуют некоторого слома сознания. Однако риски нужно анализировать объективно, взвешивая различные «за» и «против».
Естественно, мы рассчитали TCO (совокупную стоимость владения, то есть приобретения и эксплуатации) для инфраструктуры, которую нам пришлось бы приобрести, если бы мы реализовали проект с использованием традиционного подхода. Расчет проводился на пять лет, с учетом специфики данных, пиковых нагрузок, наработки за год, возможностей масштабирования без замены оборудования. Полученная сумма TCO оказалась приблизительно равной стоимости использования HEC в течение тех же пяти лет. Но риски в случае выбора облачной платформы ниже.
Начну с технических рисков, хотя это не моя сфера. При внедрении инновационных продуктов становится очень существенным риск отсутствия компетенции. Для поддержки инфраструктуры, на которой развернута ERPсистема, необходимы инженеры. Рассчитывая TCO для собственной инфраструктуры, мы заложили туда их зарплату, но на рынке просто физически мало специалистов, умеющих поддерживать такое оборудование, а чтобы обучить своих сотрудников, нужно время, которого тоже мало. Сроки у нас очень жесткие, внедрение системы критически важно для бизнеса. А выбрав HEC, мы вообще освобождаемся от задачи поддержки — она целиком и полностью лежит на поставщике. Действует принцип единой ответственности поставщика за весь программно-аппаратный комплекс, то есть мы получаем гарантированную доступность платформы на технологическом уровне и выполнение требований по непрерывности бизнеса. Реализована концепция катастрофоустойчивости (Disaster Recovery): есть, как я уже говорила, резервный ЦОД в Санкт-Петербурге, и в случае отказа основной площадки работоспособность системы будет восстановлена через 30 минут. То есть технологические риски минимальны.
То, что прямо касается меня как финансового директора, — это коммерческие и финансовые риски. Для меня сейчас особенно важен денежный поток. Контракт с SAP мы подписывали в декабре, как раз тогда, когда курс евро достигал ста рублей, но благодаря «облачному» решению мне не пришлось сразу извлекать из денежного потока Tele2 сумму на оплату оборудования — я смогла равномерно распределить эту денежную нагрузку на пятилетний срок. Мы платим за сервис. У нас есть возможность гибкого изменения объема потребляемых услуг: если потребности бизнеса вырастут, мы запросим увеличение объема, если они снова сократятся — откажемся от дополнительного объема и опять станем платить меньше. При этом поставщик несет коммерческую ответственность за доступность платформы. А финансовые риски связаны прежде всего со штрафными санкциями в случае выхода из контракта.
Одним из достоинств облачных вычислений считается повышение прозрачности в отношениях между бизнесом и ИТ-подразделением за счет того, что можно точнее учитывать ИТ-ресурсы и затраты на них. Рассчитываете ли вы получить этот эффект?
Нет. Нам нет необходимости приобретать прозрачность затрат, потому что Tele2 и так обладает культурой, во первых, взвешенного и обоснованного принятия решений по затратам, а во вторых, очень внимательного отношения к затратам. Поэтому я не могу сказать, что переход в облако повысит прозрачность, — с его помощью мы покроем совершенно другие риски.
С Людмилой Смирновой беседовала обозреватель Intelligent Enterprise Мария Суханова