В ушедшем году внедрение облачных решений в России стало обыденностью. И ничего удивительного в этом нет, поскольку именно такие технологии являются естественным решением целого ряда проблем, связанным с поддержкой бизнеса в сложных условиях.
Облачные услуги являются естественным продолжением традиционного ИТ аутсорсинга. По мнению многих участников рынка, в России рынок аутсорсинга сложился на острой фазе кризиса 2008-2009 годов. Рынок облачных услуг совершил рывок в 2013–2014 годах, когда имела место стагнация: отсутствие экономического роста, а значит, роста бюджетов (и это в лучшем случае), и остро встала задача оптимизации затрат, на функционирование ИТ в том числе.
Ну а большая часть технических проблем, связанных с обеспечением работы наиболее востребованных классов ПО в виртуальной и облачной среде была решена к концу 2011 года. Среди таких систем, например, долгое время находились СУБД или УАТС/УПАТС, чья производительность могла существенно деградировать. Впрочем, способы интегрировать их в облачную среду без использования средств виртуализации были и раньше, но при этом терялся целый ряд преимуществ, связанных с гибким выделением мощностей.
Драйвером развития облачных сервисов в первое время выступило государство. Федеральные и муниципальные ведомства стали пионерами в области широкого использования облачной модели для собственных нужд, в то время как бизнес внедрял такую модель существенно более осторожно. Первые реальные проекты были реализованы уже к 2011–2012 годам и позволили за рекордно короткие сроки провести масштабную информатизацию в таких до того хронически отсталых с точки зрения ИТ отраслях, как здравоохранение и образование, в том числе дошкольное. Также практически с нуля были созданы сервисы электронного правительства. При этом для обслуживания построенной инфраструктуры не требовалось привлечение дополнительных квалифицированных кадров, с наличием которых всегда были сложности, особенно за пределами мегаполисов. И это как минимум без снижения качества услуг. Даже более того, качество целого ряда услуг даже повышалось за счет централизации. Так, например, сроки обновления учетных систем были снижены, в то время как до перехода в облако многие управления образования или здравоохранения на местах тратили на данную регулярную процедуру довольно значительные ресурсы.
Бизнес же подтянулся позже. Прежде всего, речь идет о территориально распределенных крупных компаниях и банках, где многие проекты централизации ИТ, фактически создания частного облака, были начаты еще в 2000-ные годы.
Но все же как раз в 2014 году процесс внедрению облаков стал по-настоящему массовым. И речь идет уже отнюдь не о пилотах или переносе в облачную среду каких-то второстепенных сервисов, как это было в начале 2010-х годов. Сейчас далеко не редкой стала ситуация, когда компании полностью отказывались от собственной инфраструктуры, перенося свои приложения в ЦОД поставщика услуг. В этом качестве могут выступать как вендоры бизнес-приложений, интеграторы, операторы коммерческих ЦОД или провайдеры телекоммуникационных услуг.
Также начали предоставлять облачные услуги компании, имеющие избыток ИТ-ресурсов. Интересно отметить, что России эту нишу заняли банки, а не компании, чей бизнес связан с торговлей через интернет, как, например, в США. Возможно, повлияло и то, что ИТ-инфраструктура крупнейших банков уже давно является облачной. Пионером тут стал Сбербанк с проектом «Деловая среда». Он предоставляет сервисы, ориентированные на небольшие предприятия и индивидуальных предпринимателей по модели «ПО как услуга», или SaaS (Марина Иванова, Сбербанк России: Сила не в охвате, а в синергии услуг//Intelligent Enterprise, №5, 2014). В момент написания этих строк стало известно о том, что по тому же пути пошел Уралтрансбанк. Его сервисы ориентированы уже не только на малый бизнес, но и на средние и даже крупные компании. Наряду с SaaS, Уралтрансбанк предоставляет услуги на базе модели «инфраструктура как сервис», или IaaS, которые наиболее популярны и востребованы среди российских заказчиков вследствие того, что позволяет перенести в облако уже имеющуюся инфраструктуру с минимумом изменений.
Многие совсем небольшие компании и стартапы и вовсе отказываются от создания собственной ИТ-инфраструктуры, получая все необходимое из облака, часто публичного. И раньше многим небольшим компаниям хватало бесплатной электронной почты, например, от Google, Microsoft, Мейл.РУ, Яндекс. Теперь же перечень сервисов куда больше. Это и средства обмена файлами, и редакторы офисных документов, и другие онлайн-приложения, которыми можно пользоваться везде и всюду, на любом устройстве и при этом абсолютно бесплатно. В сочетании с другими сервисами, пусть даже платными, например, аренды учетных приложений, CRM, интернет-магазина, возможно, еще каких-то других они позволяют полностью обойтись без создания серверной инфраструктуры и найма обслуживающего ее персонала.
Существенно растет популярность сервисов, распространяемых на основе модели «программное обеспечение + услуги». Наиболее активно их продвигали Adobe и Microsoft.
Также оказались востребованными услуги по аренде довольно специфических приложений, например, САПР и PDM. «Мы являемся серийным заводом, собственного конструкторского бюро у нас нет. А наши смежники активно используют профессиональное ПО – САПР и PLM/PDM. Оно чрезвычайно дорогостоящее, и приобретать полноценную лицензию на него нам нецелесообразно. И в этом случае аренда такого ПО с оплатой фактического использования для нас будет выходом», – вот, например, мнение исполнительного директора довольно крупного машиностроительного предприятия (Новый подход к производственному процессу//Intelligent Enterprise, №6, 2014). И это при том, что в целом отношение к облачным технологиям у данного специалиста довольно скептическое.
Повлияли и экономические санкции, наложенные на ряд российских предприятий, в том числе ВПК. И аренда приложений тех вендоров (например, Autodesk), которые не могут напрямую поставлять свои приложения таким заказчикам, является вполне легальным способом обхода такого рода ограничений. Некоторые компании, в частности, «ИТ ГРАД», уже сейчас предлагают соответствующие услуги.
В результате география облачных проектов существенно обширнее, чем распространение традиционного ИТ-аутсорсинга. Известно, что практически невозможно получить услуги по аутсорсингу вне крупнейших городов – Москвы, Санкт Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Новосибирска. Облачные же сервисы будут доступны везде, где имеется канал связи с пропускной способностью не менее 1 Мбит/с. А это значит, что охват таких услуг составляет не менее 90% территории России.
Тем не менее, целый ряд сложностей не преодолен. Более того, появляются и новые. Так, например, большие опасения высказываются в отношении поправок к закону «О персональных данных», согласно которым с 1 сентября 2015 года все персональные данные граждан России должны храниться только на российской территории. Построение соответствующей инфраструктуры требует времени и значительных затрат. Также под угрозой оказываются пользователи целого ряда зарубежных сервисов, у которых просто нет полноценных российских аналогов.
Вместе с тем, целый ряд иностранных вендоров уже открыл ЦОД в России для предоставления своих облачных услуг. Так, 23 декабря был открыт ЦОД компании SAP. Да и раньше многие компании, в частности IBM, действовали исключительно через своих российских партнеров.