Сегодня в связи с некоторыми технологическими тенденциями на рынке телекоммуникационных решений корпоративным клиентам становится доступен более широкий спектр сервисов, включая унифицированные коммуникации для традиционных и мобильных платформ. Также пользователи могут выбирать облачную форму эксплуатации телеком-сервисов корпоративного уровня, получая при этом ряд технических и экономических выгод. Об этом мы и говорим с Романом Муракаевым, начальником экспертного отдела компании «Связь Сервис Телекоммуникации».
Intelligent Enterprise: Поскольку телекоммуникационные решения корпоративного уровня являются ключевой специализацией вашей компании, хотелось бы, чтобы вы обрисовали основные тенденции данного сектора ИТ-рынка…
Роман Муракаев: Одной из таких тенденций является уход от традиционных программно-аппаратных решений в сторону чисто программных сервисов. В результате по характеристикам гибкости и адаптируемости под задачи клиента эти сервисы становятся в один ряд с широко используемыми в практике корпоративной автоматизации прикладными ИТ-системами (ERP, CRM, почтовыми и файловыми серверами и многими другими). Такие решения, как известно, жестко не связаны с аппаратными платформами, на которых работают, их легко можно модернизировать (в том числе под индивидуальные потребности заказчика), расширять за счет добавления новых функций. Их можно предоставлять, скажем, в качестве ознакомительных версий, а также размещать в виртуализированных и облачных средах. И наконец, они часто оказываются дешевле как в приобретении, так и в эксплуатации. Насколько подобные характеристики сегодня важны для прикладных ИТ-систем, знают все. Но для телекоммуникационных сервисов они не менее значимы, и важно понимать, что их реализация однозначно возможна.
Об облачных технологиях ввиду их особой важности для развития практически любого направления информационной поддержки бизнеса хотелось бы поговорить особо…
Тут надо сказать, что современный корпоративный пользователь в среднем еще не успел осознать того, что полноценный телекоммуникационный сервис на базе программной платформы со всеми обозначенными нами преимуществами сегодня доступен на рынке, а ему уже предлагают переход в облако, где эти преимущества еще более развиты.
С другой стороны, как технические, так и экономические характеристики облачных решений уже хорошо известны. В случае программно реализуемых телекоммуникационных сервисов, коль скоро они теперь стоят в одном ряду с уже нередко размещаемыми в облаке сервисами прикладной ИТ-поддержки, выгоды будут ровно теми же: снижение затрат, прежде всего на администрирование и поддержку, повышение надежности и эффективности использования оборудования. Особое преимущество использования облачной модели — возможность масштабировать функции любых работающих в облаке решений в очень широких пределах, и сервисы электронных коммуникаций тут не исключение.
Но облака не только развивают имеющиеся преимущества программных решений, но и создают новые. В частности, если они размещаются в облаках, доступ к ним возможен по подписке, а значит, заказчик платит за них по фактическому потреблению и соответственно не покупает лицензии.
В случае реализации телекоммуникационных сервисов на базе облачных технологий можно говорить и о возможности объединения в рамках единого решения всех востребованных на сегодня типов корпоративных коммуникаций — от обмена электронными сообщениями до коллективной работы с документами, и о формировании корпоративной социальной сети с мощными инструментами организации совместной работы.
Что вы могли бы сказать о деятельности вашей компании в свете только что обозначенных вами тенденций, а также о решениях, которые вы предлагаете?
Основной акцент в деятельности компании «Связь Сервис Телекоммуникации», образованной в 2003 году, традиционно сосредоточен на решениях компании Unify (до 2013 года — Siemens Enterprise Communications). Первоначально это были так называемые конвергентные цифровые системы, а фактически УАТС/УПАТС с расширенными возможностями из линеек HiCom и HiPath. После ребрендинга продуктовая линейка заметно изменилась. Серия HiPath ушла в прошлое, и ее место заняло семейство программных решений OpenScape, которое способно предложить значительно более широкий спектр телекоммуникационных сервисов, чем тот, который способен обеспечить традиционный программно-аппаратный комплекс УАТС/УПАТС даже с расширенным набором функций. Прежде всего речь идет о реализации известной концепции унифицированных коммуникаций (Unified Communications — UC), что в свою очередь означает присутствие целого ряда новых возможностей. В частности, коллективную работу в Web-среде (Web collaboration), видеоконференцсвязь, функции контакт-центра, обмен сообщениями, статус присутствия сотрудников и многое другое.
Unify, по нашему мнению, следует в русле самых последних тенденций в области организации электронных коммуникаций корпоративного уровня и тем самым позволяет нам постоянно оставаться на передовых позициях.
Флагманским продуктом является OpenScape Voice — программный голосовой коммутатор на базе протокола SIP. Если OpenSpace Voice используется совместно с решением UC Application, заказчику становится доступным весь спектр сервисов из категории Unified Communications, о которых говорилось выше.
Связка OpenScape Voice плюс UC Application ориентирована прежде всего на крупные предприятия. Такое решение позволяет осуществлять масштабирование в пределах трех тысяч филиалов, шести тысяч бизнес-групп и ста тысяч конечных пользователей. Но в линейке Unify существуют предложения, ориентированные на средний и малый бизнес. В данном случае я имею в виду связку решений OpenScape Business плюс UC, масштабируемую до пятисот пользователей. Здесь при существенном уменьшении стоимости владения функциональность остается столь же богатой. Такие предложения, кстати, наглядно демонстрируют преимущества именно программной реализации решения для различных категорий клиентов.
Что касается возможностей работы в облачной среде, надо сказать, что почти все решения Unify могут быть виртуализированы, а следовательно, размещены в облаке.
Уже достаточно распространена практика предоставления телекоммуникационных сервисов по подписке. В частности, это касается деятельности некоторых европейских телеком-операторов, работающих с решениями Unify. Там конкуренция очень высока, и как следствие рынок насыщен более разнообразными продуктами и более восприимчив к инновациям.
Продуктовым воплощением корпоративной социальной сети, в которой процессы совместной работы сотрудников реализованы с помощью интегрированного набора различных инструментов коллективного взаимодействия, является решение Unify by Circuit, представленное буквально в прошлом месяце. Кстати, именно благодаря своей изначальной «облачной природе» Circuit сегодня можно бесплатно протестировать, зайдя на соответствующий ресурс с Web-сервера Unify.
Большинство моделей электронных коммуникаций в корпоративной среде сегодня реализуется с помощью мобильных устройств. Какие задачи в связи с этим приходится решать?
Если говорить про мобильность, то имплементация самой технологии UC с широким распространением портативных девайсов почти не претерпевает изменений, но определенной проблемой пока остается существенное разнообразие клиентских устройств, а также операционных систем и их версий, которые сегодня используются в корпоративной среде. Некоторые из них более популярны, некоторые менее, но очень часто даже в масштабах отдельно взятого предприятия существует некий технозоопарк. Основными поддерживаемыми платформами со стороны решений Unify сейчас являются iOS и Android. Платформа Windows Phone, с которой пока есть ряд объективных проблем, тоже в целом остается приоритетной в решениях Unify.
Поскольку так или иначе ставка делается на многоплатформенность, небезызвестная концепция BYOD также активно поддерживается.
Кому, повашему, сегодня наиболее интересны программные решения в сфере телекоммуникаций вообще и размещаемые в облаке в частности?
Прежде всего я бы выделил телекоммуникационную отрасль. Всем известно, что работающим в ней операторам совершенно невыгодно быть по сути лишь «трубой» для перекачки информационных потоков. Все стремятся предоставлять более разнообразные прикладные сервисы. И в этом смысле решения Unify просто не могут не вызывать у них интереса. А потом, телекомоператоры, как правило, имеют мощный ресурс централизованной инфраструктуры в виде ЦОДов и по определению ориентированы на предоставление телекоммуникационных услуг множеству других организаций. Поэтому любые облачные ИТ-решения вообще и телекоммуникационные в частности могут эксплуатироваться ими очень эффективно. Операторам может оказаться интересным OpenScape Voice, если развернуть его ядро в их ЦОДах, а в офисах заказчика установить выносы, обеспечивающие отказоустойчивость на случай пропадания канала связи с ядром. Одновременно заказчику можно предложить сервис унифицированных коммуникаций.
Решения OpenScape и Circuit, не в последнюю очередь за счет возможностей масштабирования на филиальную структуру, также могут быть востребованы банками, страховыми компаниями, крупными розничными сетями в качестве средства коллективной работы с элементами социальной сети.
Решения Unify невозможно продать из коробки. Их надо интегрировать, и хотелось бы услышать что-нибудь об уже реализованных проектах…
Их немало, но остановлюсь на некоторых, которые наглядно демонстрируют ряд важных преимуществ программных решений.
На одном из крупнейших предприятий цветной металлургии, расположенном в Сибири, в связи с необходимостью модернизации УПАТС нами была предложена система OpenScape Voice в виртуальной среде. Надо сказать, клиент ожидал, что вместо одного «железного» решения мы дадим ему другое, и был приятно удивлен, что должен лишь установить программу в собственный ЦОД на уже имеющиеся серверы, в данном случае виртуальные.
Сейчас заказчик решением доволен и постепенно его расширяет. Это случай из разряда тех, когда аппетит приходит во время еды.
Похожий проект был реализован на одном из химических производств Поволжья. Разница лишь в том, что OpenScape Voice был развернут на физических серверах.
У нашей команды большой опыт внедрения OpenScape Voice в банках, где, в частности, оказываются очень востребованными функции контакт-центра. Да и потенциальных пользователей унифицированных коммуникаций в банковской сфере больше, чем на промышленных предприятиях. Кроме того, для банков очень актуальны филиальные решения, так как любой, даже небольшой банк имеет несколько офисов. Как правило, при реализации таких проектов мы размещаем свои системы в виртуальной среде.
Необходимость подключать региональные филиалы имеет место и в крупном ритейле. Этим мы активно занимались, внедряя OpenScape Voice в крупной розничной сети по продаже оргтехники. В данном случае ядро системы было размещено на виртуальных серверах в собственном ЦОДе компании.
Спецпроект