Шумиха вокруг облаков спадает. Тем не менее количество реализованных проектов не только не уменьшается, но и растет, несмотря на стагнацию всего ИТ-рынка. И область электронной коммерции не является здесь исключением.
Это происходит потому, что именно облачные решения позволяют снять целый ряд проблем, характерных для электронной коммерции. Причем многие объективные сложности, например слабое развитие каналов связи, заведомо не актуальны. Зато преимущества налицо. Хотя есть и целый ряд сложностей, впрочем, решаемых.
Проблемные особенности электронной коммерции
Очень многие из тех, кто занимается электронной коммерцией, сетуют на сезонный характер динамики продаж. Не секрет, например, что продажи ИТ-оборудования своего пика достигают в конце года. По некоторым данным, на декабрь приходится до 40% всего объема реализации серверов, систем хранения данных, сетевой аппаратуры. С ПК, ноутбуками, планшетами ситуация несколько иная: такие товары интересуют не только корпоративный, но и потребительский рынок, и появляется второй пик — в середине третьего квартала. Это связано с обновлением персональных систем накануне нового учебного года.
Схожая ситуация и в других сегментах рынка, хотя пики наблюдаются в разное время. Например, парфюмернокосметическая продукция активнее всего продается накануне 8 марта и перед новогодними праздниками. Бывает, что вмешиваются климатические сюрпризы или явления природы. Так, излишне мягкая зима самым пагубным образом сказывается на продажах многих сезонных товаров, в то время как дождливая осень или ранняя весна после снежной зимы позволяет реализовать многолетние запасы непромокаемых плащей или резиновых сапог. А в ряде сегментов заметные пики случаются даже в течение одной недели. Например, пик заказов готовой еды приходится на вечер пятницы, тогда как в воскресенье имеет место заметный провал.
Другая проблема — из разряда на первый взгляд парадоксальных. Кажется, Короленко в 80-е годы позапрошлого века обратил внимание на то, что высокий урожай для крестьян иногда страшнее, чем недород. Цены на зерно падают, и чтобы заплатить налоги, нужно продавать существенно больше. Результат — существование на грани, а иногда и за гранью голода. И те, кто занимается электронной коммерцией, могут оказаться в проигрыше в случае, если спрос на их услуги оказался выше ожидания, так как оборудование перестает справляться с возросшей нагрузкой на сайт. В итоге потенциальный покупатель уходит к конкурентам. Если же речь идет о госзакупках, то начинают работать нормы закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающие штрафные санкции за остановку торгов по вине оператора. Хотя в наибольшей степени подобному риску подвержены дистрибьюторы контента.
В таких условиях при традиционной модели ИТ приходится приобретать серверные мощности с большим запасом, делая сайзинг под максимальные нагрузки. А иногда объем этих самых пиковых нагрузок определить и вовсе бывает невозможно, так что приходится перестраховываться еще больше. Как итог — серьезная переплата. Во-первых, за само оборудование, во-вторых, за задействованную инфраструктуру ЦОДа, в-третьих, за электроэнергию и в-четвертых — за услуги администраторов, которые будут обслуживать это оборудование. При этом серверы и СХД весьма быстро устаревают и их приходится заменять.
Использовать облачные решения тут вполне естественно. Ведь тут легко можно подключить дополнительные мощности в момент пиковых нагрузок. У целого ряда игроков на рынке облачных услуг это делается в полностью автоматическом режиме.
«Мы старались сразу исключить проблемы с закупкой основных средств, с оборудованием серверной, с инженерной инфраструктурой и персоналом для обслуживания» — так, например, описал преимущества облачной инфраструктуры Михаил Суслов, руководитель службы эксплуатации проекта «Деловая среда». Для развертывания 27 сервисов, рассчитанных на предприятия малого бизнеса, выбрана платформа ActiveCloud компании Softline. По итогам проекта удалось достичь уровня доступности сервисов 99,95%, что соответствует параметрам TIER III. Строительство такого ЦОДа своими силами потребовало бы весьма больших финансовых инвестиций и затрат времени.
Есть и такие примеры, когда в облако выносились более серьезные системы и бизнес-процессы. Тут можно сказать об авиакомпании «Белавиа», перенесшей в облако ActiveCloud систему бронирования билетов и внутренней лeтной работы, сайт и базы данных. «Проект этот мы изначально рассматривали как рискованный эксперимент, так как он требовал выноса за пределы существующей инфраструктуры критичных для функционирования компании данных и бизнес-процессов. Естественно, мы с особой тщательностью подошли к вопросу выбора подрядчика», — прокомментировал Алексей Могилевский, начальник службы информационных технологий «Белавиа». Однако в ходе двухмесячного тестирования все опасения были развеяны.
Кроме того, облака позволяют поддержать быстрый рост компании. Такой бурный рост в ушедшем году переживало рекламное агентство Artox, когда увеличивалось количество проектов и соответственно сотрудников. При этом ИТ-поддержка существенно отставала от роста компании. В таких условиях оптимальным решением сочли переход в облако. «Нам необходимо было оптимизировать финансовые затраты на ИТ-инфраструктуру и при этом не ухудшить качество её обслуживания. Вариант дополнительной закупки и постоянного обновления дорогостоящего и быстро устаревающего оборудования и ПО, а также содержание большого штата ИТ-специалистов нас не устраивал. И мы нашли более выгодное решение — сотрудничество с ActiveCloud by Softline и возможность платить ежемесячно, причём только за использованные ресурсы», — прокомментировал свой выбор Александр Линд, директор по продуктам компании Artox. В итоге данного переноса эффективность работы ИТ в компании удвоилась.
И наконец надо сказать, что электронная коммерция — отрасль молодая, где большое количество игроков являются стартапами. И средств на построение собственной полноценной инфраструктуры у них может просто не быть. В итоге их выбор сводится к облачным сервисам или аутсорсингу, и третьего практически не дано. Возможность развивать электронную коммерцию облака открывают и совсем небольшим компаниям. Например, фермерский кооператив LavkaLavka воспользовался услугами сервиса Seeneco, предназначенного для управления продажами. При этом встала задача обмена данными с локальными учетными системами, но она была успешно решена.
Вероятные проблемы
Обычно сетуют на две сложности, связанные с использованием облаков в России: недостаточное развитие сетевой инфраструктуры и юридические проблемы. Хотя на самом деле таких сложностей больше (см.: Что мешает продвижению облачных технологий // Intelligent Enterprise. 2012. № 9). Чего стоит хотя бы то, что многие не до конца понимают значения терминов «облако» и «облачный» применительно к ИТ. За эти полтора года ситуация, похоже, мало изменилась к лучшему.
Вместе с тем проблемы с сетевой инфраструктурой для тех, кто занимается электронной коммерцией, по вполне понятным причинам будут не слишком значимы. Ведь заниматься электронной коммерцией там, где Интернет работает плохо или не работает вообще, абсолютно бессмысленно.
Проблема переноса устаревших приложений для развития всего, что связано с электронной коммерцией, также не слишком актуальна. Вот отсутствие порядка с хранимыми данными — это уже более серьезно. Без разрешения этого вопроса переход в облака будет означать как минимум дополнительные расходы и затраты времени на перенос потенциально ненужных данных, что может значительно снизить положительный эффект. А наведение такого порядка может быть делом довольно длительным и хлопотным.
Юридические проблемы действительно вызывают определенные опасения. Использование облаков находится в так называемой «серой» зоне: оно прямо не запрещается, но и явного разрешения также нет. В итоге всё часто отдается на откуп конкретным исполнителям.
Очень много проблем связано с соблюдением норм по защите персональных данных. К тому же представители регуляторов не всегда правильно понимают характер облачных сервисов и могут расценивать их использование как нарушение. Особенно если речь идет об услугах, которые предоставляют иностранные компании. В таких условиях лучше выбирать российского поставщика и хранить данные в обезличенном виде.