Облачные вычисления — одна из самых горячих тем последних лет, обсуждаемых в ИТ-сообществе. Далеко не все компании используют этот подход, однако уж точно все ИТ-директора и немалое количество представителей бизнеса хоть раз задумывались о тех плюсах, которые несут с собой облака, как, впрочем, и о рисках, связанных с ними.
Облачные технологии и их применение в бизнесе: риски и выгоды — вот что стало ключевой темой конференции IBM Pulse 2013 Optimizing the World’s Infrastructure, которая прошла в Лас-Вегасе с 3 по 6 марта 2013 года, собрав более восьми тысяч участников.
Масштаб конференции уже в определенной мере отражает интерес аудитории к этому классу решений: все больше компаний примериваются к тем выгодам, которые они могут получить от внедрения облачных технологий в том или ином виде. Как отметил в ходе пленарного заседания вице-президент IBM по маркетингу Скотт Хебнер (Scott Hebner), облака позволяют компаниям не только более гибко подходить к вопросу выбора программного обеспечения, но и существенно экономить на инфраструктуре, разработках и даже энергорасходах. В дискурсе отечественных ИТ-директоров (возможно, из-за отсутствия проблем у нашей страны с топливом и соответствующей политики ценообразования) нет упора на экономию энергоресурсов, однако на IBM Pulse это достоинство облачных вычислений упоминалось нередко.
Что же должно привлечь ИТ-директоров и руководителей предприятий к облачным сервисам? По словам вице-президента IBM по стандартам ПО и облакам Энджела Диаза (Angel Diaz), ИТ-система каждой компании может быть представлена в виде своеобразной «пирамиды Маслоу», на первой ступени которой размещается инфраструктура, на второй — обслуживание, а на третьей — ИТ-экосистема. При этом облачные вычисления позволяют существенно снизить затраты ресурсов на двух начальных этапах (для облачных решений, напомним, потребуются оборудованные рабочие места) и создать комфортную ИТ-экосистему, в которой пользователи будут уверенно себя чувствовать и смогут реализовывать бизнес-задачи.
На страницах нашего журнала уже неоднократно поднимался вопрос о том, какие облачные решения подходят компаниям разного формата. В частности, в статье на стр. 26 текущего номера мы размышляли, какие предложения были бы интересны малым, средним и крупным организациям. Вопрос этот действительно не праздный — каждое предприятие (в соответствии со своей структурой) индивидуально выстраивает ИТ-систему и в зависимости от этого принимает решение о переводе в облака тех или иных функций. Эта тема широко обсуждалась на конференции IBM Pulse, при этом экспертами высказывались принципиально противоположные точки зрения, что свидетельствует о неоднозначности позиций.
Так, автора настоящего материала очень удивило мнение вице-президента IBM по продуктам бизнес-аналитики Дипака Адвани (Deepak Advani). Отвечая на вопрос о принципиальных различиях между облачными решениями для больших и малых компаний, он заявил, что глубоких структурных различий здесь быть не должно, так как размер компании может существенно измениться буквально за один-два года.
Вице-президент IBM привел в пример сервис Instagram, завоевавший популярность среди владельцев продукции Apple за короткий промежуток времени и вследствие этого быстро выросший в размерах. Тем не менее данная позиция не нашла у широкой аудитории признания: в кулуарах отмечалось, что ИТ-сектор — это специфический пример и, скажем, ритейловые предприятия вряд ли могут вырасти мгновенно, ведь размер фирмы определяется не только оборотом, но и количеством сотрудников, числом партнеров и многими другими показателями, которые не могут моментально увеличиться на порядок.
Совсем по-другому отвечал на аналогичный вопрос ведущий архитектор IBM Джим Флетчер (Jim Fletcher). По его мнению крупные компании еще совсем не готовы к переходу в облачную среду — виной тому не столько опасение за сохранность данных и неуверенность в провайдере услуг, сколько общая «культура консервативности», наблюдаемая в крупных организациях. Ведущий архитектор IBM пояснил, что зачастую внедрение облачных решений влечёт за собой не только и не столько сокращение издержек и большую гибкость в выборе ИТ-систем, сколько радикальную трансформацию бизнес-процессов, к которой многие руководители не готовы морально. Действительно, в последние годы темп перемен как в ИТ-сфере, так и в экономике в целом вырос настолько существенно, что винить руководство в избыточном консерватизме вряд ли стоит… Однако г-н Флетчер отметил, что даже в крупных и весьма косных компаниях трансформации набирают скорость. В частности, использование мобильных устройств, тесно связанное с облачными решениями, подталкивает их к пересмотру и оптимизации существующих бизнес-процессов, к улучшению механизмов работы с данными (в том числе и большими данными) и к перемене взгляда на рабочий процесс. И если у сотрудника сотовый телефон под рукой 24 часа в сутки 7 дней в неделю 365 дней в году, то этот аппарат может быть использован в качестве рабочего инструмента, во всяком случае в экстренных ситуациях. А использование мобильных устройств, подчеркнем еще раз, сопряжено с облачными сервисами.
Перспективы применения облачных решений в небольших компаниях, по мнению Джима Флетчера, гораздо радужнее. Дело в том, что подобные структуры не настолько сурово оттачивают бизнес-процессы, в них мало сотрудников и в целом на порядок меньше бюрократии — поэтому более прозрачная и оптимальная деятельность была бы для них возможностью повысить эффективность. В то же время низкая стоимость позволит компаниям приобретать все необходимые услуги. В общем, складывалось впечатление, что облачные технологии в некотором смысле могли бы стать катализатором возникновения малого бизнеса, так как они существенно снижают размер начальных инвестиций.
Аналогичной позиции придерживается и представитель IBM Research Джованни Пацифици (Giovanni Pacifici), отметивший, что низкая стоимость владения облаком позволяет компаниям использовать более гибкий подход и соответственно отказываться от ненужных услуг или подключать желаемые функции за небольшой промежуток времени.
Как видит наш уважаемый читатель, основным козырем облачных вычислений наряду с их низкой стоимостью является легкость имплементации подобных инструментов. Тем не менее главный менеджер по системам безопасности IBM Бренда Ханниган (Brendan Hannigan) предостерегла ИТ-директоров от чересчур быстрого движения к облакам. По ее словам, если к руководителю ИТ-подразделения придет начальник отдела маркетинга и потребует получить облачный сервис по CRM, это может обернуться не столько повышением эффективности работы с клиентами, сколько ростом уязвимости системы перед хакерскими атаками. «Безопасность должна быть на первом месте» — именно таков девиз многих ИТ-директоров, и, как оказывается, не зря.
В целом конференция IBM Pulse 2013 продемонстрировала, что интерес к облачным технологиям растет, чему способствует как расширение использования мобильных устройств в бизнесе, так и появление принципиально иного класса задач (таких, как обработка больших данных и работа в социальных медиа). С другой стороны, активное использование облаков пока несколько заторможено вследствие неопределённости в вопросах безопасности, а также некоей «культурной консервативности».