По данным Kelton Research уже порядка 68% компаний в США так или иначе использовали облачные решения. Для России эти показатели, по всей видимости, пока ниже, но тем не менее тенденция к переходу в облако (а также к применению SaaS-технологий) явно выражена и в нашей стране. При этом в облака обычно переводились решения, не являющиеся ключевыми, однако сегодня начинается деятельность по переводу ERP-систем в режим SaaS.
Облачные решения стали настоящим трендом с 2010 года. Все больше компаний самых разных размеров и направлений рапортуют об удачном переходе в облака, а вендоры предлагают все большее количество сервисов. Облачные ERP-решения, позволяющие радикально снизить стоимость систем и предлагающие гораздо более гибкий подход к функциональности, постепенно появляются на горизонте, и по оценкам Forrester Research к 2015-му этот рынок вырастет более чем на 20%. Уже сегодня на рынке представлены решения SAP Business ByDesign, Oracle ERP Cloud Service/Fusion, QAD on Demand, Microsoft Dynamics ERP, NetSuite, Plex Systems, Infor, Epicor, Workday, IQMS, и, по всей видимости, это только начало.
Как известно, основным достоинством облачных сервисов в глазах представителей бизнеса является их низкая стоимость. Не секрет, что финансовая ситуация как на американском, так и на европейском и российском рынках очень нестабильная. Экономисты то предвещают, то отменяют новую волну экономического кризиса, что в определенной степени диктует необходимость экономии ресурсов. Как отмечал в интервью нашему журналу (2012, №11, стр. 20) ИТ-директор DHL Express Евгений Криворучко: «В последние годы многие российские компании столкнулись с тем, что изменения на рынке невозможно предсказать, и это приводит нас к необходимости экономить и тщательно обосновывать целесообразность всех инвестиций».
Взгляд со стороны провайдера
В изложении темы «ERP по модели SaaS» можно идти от второго термина, рассматривая таким образом не развитие концепции ERP, а эволюцию облачных сервисов. Прежде всего приведем (см. рисунок) характерный пример из исследования портала www.techtarget.com, из которого следует, что модель SaaS сейчас является наиболее востребованной (а следовательно, надо полагать, и наиболее развиваемой поставщиками и провайдерами). Такая популярность — явный плюс для развития услуг доставки делового ПО как сервиса.
Подступая к теме со стороны облаков, можно также отметить, что SaaS пока наименее затронуты стандартизацией сервисов. К тому же в их развитии не ощущается единства политики поставщиков. Это, наверное, следует воспринимать как временный недостаток. «Нижестоящие» сервисы IaaS и PaaS представляются более стандартизированными. Хотя бы потому, что в этой области развитие в большей мере зависит не от разработчиков, а от конечных провайдеров услуг, которые традиционно стоят ближе к клиентам, гибче и быстрее реагируя на их потребности. В области стандартизации инфраструктурных сервисов также активизирует свою деятельность MSPAlliance — некоммерческое объединение провайдеров так называемых управляемых услуг (Managed Services). Напомним, что по уже классической трактовке Managed Services определяются как сервисы по управлению ИТ-активами и ИТ-объектами, которые предоставляются провайдерами от имени и по поручению клиентов в проактивном режиме.
Именно за счет усилий данного альянса в значительной мере решаются вопросы приведения к единой системе координат наиболее популярных на сегодняшний день инфраструктурных сервисов — таких, например, как услуга резервного копирования (back up as a service) или приобретающий все большую популярность сервис disaster recovery as a service. В любом случае развитие таких услуг вообще и их стандартизация в частности являются прочной базой для развертывания услуг «ERP as a service», и это безусловно можно считать плюсом.
Отсутствие у поставщиков делового ПО единой политики в развитии SaaS-предложений собственных продуктов в целом понятно. На нынешнем этапе какой-либо стандартизации здесь достигнуть крайне сложно. Комплексные системы — это, как известно, мозаика компонентов, и каждый выстраивает свои приоритеты по-своему. Так, эксперты отмечают, что SAP в сфере SaaS-предложений делает акценты на управлении человеческими ресурсами и цепочками поставок, развивая, в частности, во многом уже готовые предложения приобретенных ею недавно компаний SuccessFactor и Ariba. А, скажем, Microsoft, опять-таки по утверждению экспертов, идет по цепочке от Office 365 (которую вполне можно считать управленческой системой) к CRM и далее, возможно, к большинству, если не ко всем модулям ERP.
Нацеленность разных поставщиков прикладных продуктов на традиционные для них сегменты рынка находит свое отражение в их технической и отчасти в коммерческой политике, и эти различия в свою очередь влияют на акценты провайдера, предоставляющего решения клиенту. Говоря несколько упрощенно, принято выделять две полярные категории провайдеров, ориентированных соответственно на средний и малый бизнес и на предоставление услуг в условиях непростой гибридной ИТ-инфраструктуры крупного или среднего предприятия. Соответственно этому в руках у партнера, занимающегося, скажем, решениями SaleForce, оказывается мощнейшее и развиваемое компанией API интеграции этой системы с другим корпоративным ПО. Соответственно экспертиза провайдера смещается в сторону интеграции. Провайдер же, работающий с более простым решением, по определению настраивается на максимизацию количества продаж более или менее стандартного функционала. Отсюда — и значительная разница в структуре дохода, к которой стремится тот или иной провайдер
Достоинства SaaS ERP
Облачные решения оказываются очень эффективным инструментом: за относительно небольшую стоимость компания может использовать нужные ей сервисы, причем использовать достаточно гибко. То есть при желании через год или полтора (в зависимости от условий контракта) от услуги можно отказаться, но при этом выбрать новую. В стандартной ERP-системе достичь этого в большинстве практических ситуаций невозможно. В целом для современного бизнеса очень характерен упор на максимальную гибкость (вспомним облака в принципе, аутсорсинг, мобильные решения), и в этом плане ERP-системы в облаке являются прекрасной иллюстрацией данного подхода.
При этом всю ответственность за качество услуги несет провайдер сервиса — это и ИТ-администрирование, и контроль качества, и отслеживание обновлений, и многое другое. Так что экономия происходит не только за счет ИТ-инфраструктуры и лицензий, но и благодаря оптимизации функционирования рабочих мест.
Недостатки SaaS ERP
И все же добавим ложку дегтя в бочку SaaS ERP. Как и всякое облачное решение, ERP-система будет функционировать в том режиме, какой определит провайдер, что не всегда соответствует потребностям компании. Конечно, компании в большей мере используют гибридные системы, состоящие из SaaS-решений и модулей традиционных систем, но при этом трудности часто возникают уже с интеграцией. Поэтому эксперты часто подчеркивают не дефицит функционала при развертывании ERP по модели SaaS, а повышенные риски с обеспечением непрерывности бизнес-процессов.
Кроме того, каждая компания по-своему выстраивает процессы и оттачивает механизмы. Как бы мы ни пытались приблизиться к некоему абстрактному идеальному устройству бизнес-процессов, в силу отраслевых, инструментальных, человеческих и исторических факторов не существует универсального решения — каждый раз системы необходимо адаптировать под конкретный бизнес. С собственной ERP-системой такую адаптацию провести гораздо проще, чем с облачным решением.
Наконец, считается, что в облачной среде пока трудно обеспечить низкоуровневый мониторинг ее работы, часто связанный с контролем корректности использования информации и как следствие — созданием необходимых логов, формированием предупреждающих сообщений, обработкой событий и пр.
В таблице представлены несколько показателей для различных типов ERP-систем.
Попробуй, может понравиться…
В то же время облачные ERP-решения состоят из множества небольших блоков, внедрение каждого из которых в условиях собственной системы было бы сопряжено с существенными инвестициями и временными затратами. Однако компании могут позволить себе протестировать такие решения в облаке и потом сделать вывод относительно их целесообразности. Так, популярное решение Talent Management (управление талантами) за минувший год собрало немало восторженных комментариев, хотя при этом оно остается пока некой terra incognitа и для ИТ-подразделения, и даже для специалистов в области управления персоналом. Это по сути идеальный сценарий для того, чтобы компания (по крайней мере крупная) попробовала применить облачное ERP-решение. Аналогично можно протестировать и другие модули, а после этого решить, стоит ли внедрять у себя собственный подобный инструментарий.
Каждая компания (крупная, средняя или малая) может по-разному использовать предлагаемый облачный инструмент. Считается, что предприятия, желающие хорошо понимать и контролировать процессы, могут протестировать появляющиеся решения и выбрать те, которые были бы им интересны. Надо сказать, что возможность подобного тестирования признается наиболее мощным фактором внедрения SaaS. А из этого, в частности, многие эксперты делают вывод, что наиболее восприимчивым к SaaS-решениям окажется промышленное производство — отрасль, в которой начинают доминировать принципы клиенториентированности и в глобальном масштабе меняется как функциональная, так и территориальная структура. А это в свою очередь требует внедрения еще не опробованных как следует, но уже очень нужных в реальной работе ИТ-решений.
Средний бизнес мог бы перенести в облака некоторые не уникальные для предприятий задачи (HR, бухгалтерия, финансы и др.). А маленькие компании — полностью планировать управление ресурсами в облаке. Такая схема позволила бы компаниям инвестировать профильные направления.
В заключение отметим, что пока в России по большому счету отсутствует «облачная культура»: многие ИТ-директора и представители бизнеса в интервью нашему журналу говорят о подобных сервисах с нескрываемым недоверием. Основания для этого, безусловно, есть. На этом рынке все еще не до конца ясны SLA, многих волнует информационная безопасность и сохранность коммерчески важных данных и т. д. И все же проблемы эти не должны становиться препятствием на пути развития компании, а облачная ERP может (за счет экономии средств и возможности опробования различных систем) стать своего рода трамплином для развития бизнеса.