20 февраля прошла конференция Windows Azure Summit, организованная компанией Microsoft. Эта дата была выбрана не случайно: на этот день приходится 510+1 день с начала предоставления сервисов под маркой Windows Azure в России.
«Когда мы представили Windows Azure в России, рынок облачных вычислений находился в зачаточном состоянии, и многие относились к этой модели скептически. Однако мы были уверены, что модель потребления ИТ как сервиса в целом и облачная платформа Microsoft, отвечающая всем требованиям современного бизнеса, в частности имеют хорошие перспективы в нашей стране. И не ошиблись. По оценкам IDC, в 2011 году российский рынок облачных услуг вырос на 417%, а успехи нашей облачной платформы превзошли все ожидания. Но что особенно важно отметить — развитие облаков способствовало открытию новых компаний и дало дополнительный импульс для создания уже действующими участниками рынка новых бизнес-моделей и сервисов», — прокомментировал первые итоги работы Windows Azure на российском рынке Александр Ложечкин, директор департамента стратегических технологий Microsoft в России. Также он отметил, что никаких признаков падения интереса к облачным технологиям, о котором говорят некоторые эксперты, пока не заметно.
К настоящему моменту более 6500 заказчиков протестировали возможности платформы, а количество загрузок комплекта средств разработки для Windows Azure (Software Development Toolkit, SDK) превысило 15 тысяч. По оценке Александра Ложечкина, приблизительно пятая часть тех, кто протестировал платформу переходит к ее практическому использованию на платной основе.
Одним из первых российских пользователей Windows Azure стала компания Abbyy. Использование облачной платформы позволило ей заметно сократить затраты на создание собственной инфраструктуры для работы сервисов FineReader Online и ABBYY Cloud OCR SDK с их слабо предсказуемой динамикой обращений. «Растущая популярность облака в целом и платформы Windows Azure в частности абсолютно закономерна, так как открывает перед компаниями новые возможности для бизнеса, — отметил Арам Пахчанян, вице-президент, директор департамента продуктов для ввода данных компании ABBYY, одного из российских облачных пионеров. — Для компании ABBYY преимущество использования Windows Azure, в первую очередь, состоит в возможности выйти на новые сегменты рынка, которые ранее не были доступны. Например, стартапы получили предложение от ABBYY с низкой стоимостью входа, что открывает поле для интересных экспериментов и позволяет расширить возможный спектр применения технологии».
Наиболее популярными сегодня сценариями использования облачной платформы Microsoft являются хостинг приложений и инфраструктуры (модель IaaS), хранение данных (резервное копирование, хранение мультимедийного контента и т.д.), обработка больших массивов данных (анализ рисков, графический дизайн и др.), создание веб-сайтов или приложений с непрогнозируемым числом пользователей и возможностью легкого и быстрого расширения предлагаемого функционала (например, приложение «Шереметьево»), краткосрочные проекты или тестирование новых решений (маркетинговые кампании и т.п.), управление специфическими типами нагрузок, например, потоковым видео. Среди потребителей Windows Azure ровно половину составляют стартапы. Пятую часть пользователей представляют собой компании, которые переводят существующие приложения или сервисы на платформу Windows Azure. Оставшиеся 30% — новая для Microsoft категория заказчиков Cloud Software Vendor. К ним, в первую очередь, относятся компании, которые активно используют Windows Azure в качестве платформы для хостинга мобильных приложений и сайтов.
На конференции было объявлено о подписании соглашения о сотрудничестве между Microsoft и компанией «Деловая среда» от Сбербанка. Данное соглашение направлено на создание и продвижение облачных сервисов для малого и среднего бизнеса. На сайте проекта http://dasreda.ru в магазине сервисов компании-разработчики смогут размещать свои приложения на Windows Azure на специальных условиях. Как предполагается, оно поможет разработчикам быстрее вывести свои продукты на рынок, а потенциальным потребителям — получить необходимые ИТ сервисы.
«Малый и микробизнес не всегда могут позволить себе использовать новейшие технологии. И это может стать причиной слабой позиции в конкурентной борьбе. Теперь, благодаря облаку, ситуация изменилась, — отметил Владимир Габриель, коммерческий директор компании „Деловая среда“. — Наша задача — обеспечить наших клиентов наиболее полным комплектом всевозможных ИТ и бизнес-решений, а также объяснить им преимущества использования ИТ по облачной модели. Для этого мы создаем оптимальные условия для разработчиков приложений на Windows Azure и планируем ряд мероприятий по продвижению их сервисов».
Также Microsoft и дистрибьютор ПО «МОНТ» объявили о создании решения, предоставляющего доступ партнерам и заказчикам к Windows Azure через портал Облакотека.Azure (azure.oblakoteka.ru). Одним из главных преимуществ решения являются новые широкие возможности для продажи партнерами «МОНТ» решений на платформе Windows Azure, а также гибкость в выборе способа оплаты сервисов.
«Будучи одним из крупнейших дистрибьюторов программного обеспечения в России уже более 20 лет, мы постоянно анализируем конъюнктуру рынка и его потребности. Мы видим перспективы развития облачных услуг и, отвечая запросам рынка, в 2012 году создали специализированный партнерский IaaS-сервис „Облакотека“. Теперь наш облачный портфель пополнится сервисами Windows Azure и приложениями, созданными на облачной платформе Microsoft, — комментирует Дмитрий Москалев, президент группы компаний „МОНТ“. — Мы уверены, что диверсификация бизнеса позволит нашей компании упрочить лидирующие позиции в отрасли, а также обеспечит нашим партнерам новые возможности для развития».