Свой взгляд на то, как должны строиться и развиваться социальные сервисы в рамках концепции «разумного города», безусловно имеют не только потребители и муниципальные власти, но и компании, целенаправленно работающие над созданием решений. Об этом мы беседуем с Андреем Тихоновым, директором по продажам IBM в России и СНГ.
Intelligent Enterprise: Можно ли инфраструктуру социальных ИТ-сервисов выделить как отдельное направление «разумного города»?
Андрей Тихонов: Направление «Разумный город», или Smarter Cities в понимании корпорации IBM, входит в более масштабную инициативу IBM Smarter Planet — «Разумная планета», — анонсированную еще в 2008 году. Решения, объединенные «зонтичным» брендом «Разумный город», отвечают за комплексное обеспечение безотказной работы всех городских систем — общественного транспорта, аэропортов, железных дорог, инженерных сетей, энергосистем, систем здравоохранения и образования, служб реагирования на чрезвычайные ситуации, служб, обеспечивающих общественную безопасность, и т.д. В этот большой список может входить множество различных функциональных направлений. Поэтому чисто в концептуальном смысле, я думаю, можно говорить либо о всей многоплановой концепции «Разумный город», либо об отдельных направлениях, среди которых могут быть социально значимые, будь то, скажем, здравоохранение, образование или что-то ещё.
На практике IBM предлагает решения не только комплексные, предназначенные для скоординированного управления всем спектром городских задач, но и обеспечивающие автоматизацию и «разумность» конкретных городских подсистем. Причем в этом случае (в отличие от концепции) комплексность уже не подразумевает объединение всех направлений. ИТ-инфраструктура социальных сервисов потенциально может объединить такие городские системы, как здравоохранение, общественный транспорт, службы реагирования на чрезвычайные ситуации. Можно как расширить, так и сузить этот список, и вариантов здесь огромное количество. Всё зависит от поставленной задачи.
Объединяющей платформой в духе IBM здесь может служить концепция «трех i», предложенная корпорацией в 2008 году: instrumented (оснащение городской инфраструктуры датчиками, видеокамерами и инструментами мониторинга), interconnected (консолидация всей информации в условном центре принятия решений) и intelligent (использование наиболее современных алгоритмов принятия решений, механизмов обработки информации и пр.).
Насколько необходима единая концепция разумных социальных сервисов? Важно ли в видении IBM жесткое соблюдение методических принципов, или в отдельных областях допустима креативная деятельность отдельных организаций, сообществ и граждан? Какова тут роль глобальных поставщиков?
В представлении IBM необходима единая концепция «трех i» для достижения эффективного функционирования всей системы. Концепция воплощается в конкретные решения. В исследовательских лабораториях IBM Research были разработаны аппаратные средства, программное обеспечение, услуги и технологии, например, для создания так называемого операционного центра IBM — «Intelligent Operations Center» (IOC), комплексного решения в области управления городской средой.
Безусловно, создание комфортной городской среды невозможно без участия в той или иной степени отдельных граждан, сообществ, организаций или партнерских сетей — тут могут быть разные вариации. А в такой сфере, например, как культура и образование, без творческой работы и вовсе не обойтись. Но важно понимать, что реализация концепции «Разумный город» или ее части — обеспечения ИТ-инфраструктуры социальных сервисов — требует технологических решений, которые должны исходить из компетентных и опытных экспертных организаций, поставщиков технологических платформ. А поскольку речь идет о весьма сложных технических решениях, то и методологию, на основе которой эти решения конвертируются в многочисленные прикладные сервисы, поставщик просто не имеет права игнорировать.
Могут ли в формировании социально значимых сервисов играть определенную роль те или иные универсальные программные продукты и технологии?
Я бы скорее говорил об универсальных, давно доказавших свою надежность и эффективность технологиях, которые используются в продуктах уже в значительной степени специализированных.
В качестве примера рассмотрим уже упомянутый IOC — портальное решение IBM, позволяющее городской администрации за счет эффективного обмена информацией и обеспечения слаженных действий городских служб управлять их деятельностью для быстрого реагирования на различные события. IOC может размещаться как в городском центре обработки данных, так и в облаке IBM.
То есть IOC предоставляет пользователям функции, характерные для универсального портала. С другой стороны, этот операционный центр дает возможность (и уже в ряде случаев обеспечил на практике) решение конкретных задач «Разумного города». Это, например, такие задачи, как значительное смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, снижение затрат на поддержку и ремонт инфраструктур, контроль за критически важными службами и ресурсами с целью минимизации риска для жизни горожан, организация автоматического реагирования на различные ситуации и другие.
Какие технологии заложены в это решение? Конечно, средства сбора информации, мониторинга, аналитики больших объемов неструктурированных данных и т.д. Более того, IBM использует временные и геопространственные аналитические технологии, в частности IBM i2.
На уровне разумных медицинских систем существует решение, которое носит название personal health record, или личная медицинская карта. Фактически это электронное хранилище информации о здоровье, доступное в любом месте в любое время на протяжении всей жизни человека. Личная карта может содержать данные из различных источников, при этом пациент сам использует эту информацию и сам управляет ею. Данные в личной медицинской карте хранятся в защищенной и конфиденциальной среде, права доступа к которой также устанавливает пользователь.
Иными словами, несмотря на то что мы говорим о специализированных решениях для «разумного города», базовыми для них во многом являются универсальные технологические наработки. Это и бизнес-аналитика, и геоинформатика, и коллективная работа, и информационная безопасность, и многое другое.
Каким вам видится оптимальное покрытие той или иной территории средствами вычислительной и коммуникационной инфраструктуры для формирования в ее пределах системы социально значимых сервисов высокого качества?
Здесь многое зависит от того, какую задачу мы решаем. Так, например, повышение доступности и обеспечение единого высокого стандарта медицинской помощи для всех слоев населения независимо от места их проживания — основные задачи развития системы здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. Все граждане в каждый момент времени должны иметь доступ к медицинской помощи — эта цель может быть достигнута, в частности, путем развития национальных телемедицинских систем, для чего необходима и коммуникационная инфраструктура, и соответствующе прикладные сервисы. Методы и средства телемедицины могут применяться для оказания срочной и неотложной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, катастрофах и террористических актах. Внедрение телемедицины позволяет приблизить высококвалифицированную медицинскую помощь к месту нахождения пациентов, обеспечить их качественное обслуживание с меньшими финансовыми и людскими затратами.