В последнее время становится заметной тенденция использования «чужой» облачной инфраструктуры для создания собственных сервисов. Компания ABBYY стала одной из первых, кто пошел по такому пути: создан сервис по распознаванию текста ABBYY FineReader Online, с конца 2011 года новые версии популярных средств разработки ABBYY поддерживают стороннюю облачную платформу, а в нынешнем июне началась коммерческая эксплуатация облачного инструментария разработчика ABBYY Cloud OCR SDK. О том, почему было принято такое решение и насколько оно оправданно, мы беседовали с генеральным директором «ABBYY России» Григорием Липичем.
Intelligent Enterprise: Как вызревало решение использовать внешние ресурсы, а не создавать собственную инфраструктуру?
Григорий Липич: Учитывая статистику использования в мире наших традиционных приложений, мы понимали, что аудитория облачных версий наших продуктов будет составлять от сотен тысяч пользователей на этапе начального развертывания сервисов до миллионов впоследствии. Причем пользователи эти находятся в разных странах мира. Следовательно, задумай мы строить собственную инфраструктуру, она должна была бы обеспечивать работу сервисов с немаленькой аудиторией и слабо предсказуемой динамикой обращений. Сейчас многие говорят об облаках, но не у всех получается создать работающий облачный бизнес. Кроме того, если у вас уже есть серьезное технологическое наследие, то его необходимо будет подружить с новыми возможностями. Сделать это далеко не просто, особенно если речь идет об обслуживании большого количества пользователей. Ведь для этого нужны резервные мощности, надежность и другие сопутствующие параметры. Поэтому, сопоставив все «за» и «против», мы решили воспользоваться услугами внешнего поставщика.
Затем возник логичный вопрос — какой именно инфраструктурой воспользоваться. У нас было два варианта: арендовать мощности в коммерческом ЦОДе или обратиться к ресурсам публичного облака, например, Microsoft Azure либо аналогичных сервисов от Amazon или Google. Мы проанализировали эти варианты по критериям удобства, быстроты развертывания наших сервисов и возможностям дальнейшего их развития и по результатам сделали выбор в пользу Microsoft Azure.
Если можно, чуть подробнее о том, как проводились эти расчеты. Какова разница между тремя возможными сценариями: создание собственной инфраструктуры, использование аутсорсингового ЦОДа или публичного облака?
Проводились довольно обобщенные экспертные оценки. До мелочей мы не опускались. К тому моменту у нас уже был опыт больших инфраструктурных проектов, и мы понимали, какие мощности нужны для обеспечения работы того или иного сервиса. И идея создания собственной инфраструктуры была отвергнута сразу из-за больших затрат и отсутствия внятной схемы возврата инвестиций.
При использовании аутсорсинговых мощностей появлялись бы дополнительные издержки, прежде всего связанные с дополнительными настройками и администрированием сервисов. А это нас не устраивало. Необходимое нам решение не является типовым: у него довольно высокие требования по масштабированию и отказоустойчивости, и необходимы особые условия по возможности интегрирования с решениями других компаний.
Microsoft Azure давал эти возможности. Причем не только для корпоративных пользователей, но и для индивидуальных из числа независимых разработчиков, которые заинтересованы во встраивании наших технологий в свои продукты, однако не соответствуют тем критериям, что мы предъявляем к компаниям-разработчикам в случае традиционного лицензирования. Таким образом, использование облака позволило нам решить сразу две задачи.
Были ли сложности в ходе проекта?
При правильном планировании процесс перехода в среду Azure не слишком сложен, особенно для компаний, которые используют средства разработки Microsoft. Мы изначально проанализировали все возможные сценарии взаимодействия с нашими пользователями, как обычными, так и из числа независимых разработчиков. А раньше сложность для нас состояла в том, что индивидуальные независимые разработчики или небольшие компании не могли использовать наш SDK по причине слишком высокой цены входного порога и необходимости соблюсти формальности при заключении лицензионного соглашения. При этом если бы мы при лицензировании традиционного ABBYY OCR SDK опустили цены до приемлемых для индивидуальных разработчиков, то процесс лицензирования стал бы для нас убыточным. Но благодаря выходу облачного сервиса ABBYY Cloud OCR SDK данная сложность разрешилась.
Самые большие трудности были связаны с тем, что сама платформа Microsoft Azure существует не так давно и у нее пока случаются «детские болезни». Например, некоторые функции работают не совсем так, как заявлено, поэтому временами приходится искать обходные пути. Но критически сложных моментов не было, и я думаю, что чем дальше, тем стабильнее будет работать платформа.
Какие риски возможны при использовании публичных облаков вообще и Microsoft Azure в частности?
Главный риск связан с доступностью сервисов. Практически в каждой стране мира есть места, в которых отсутствует качественная связь. В итоге можно попасть в не очень удобную ситуацию, когда вам срочно нужен доступ к сервису, а под рукой имеется только не слишком быстрый и ненадежный канал вроде мобильной связи.
Мы исходим из того, что наши облачные решения дополняют, но пока не заменяют наши традиционные продукты. При этом мы допускаем, что могут быть пользователи, которые применяют только облачные версии наших продуктов. Но это возможно лишь при наличии хороших каналов связи, а они в наших реалиях доступны в основном в стационарных условиях. Соответственно, например, в мобильном сценарии использования продукта или сервиса делать ставку на тонкий облачный клиент будет пока преждевременно. Хотя с учетом существующих реалий при дизайне мобильных облачных сервисов будет разумным подумать об архитектуре, которая позволит решению свести к минимуму риск потери связи, например, путем кэширования данных на клиенте.
Помимо этого существуют риски, связанные с несанкционированным доступом, потерей данных или перерывами в предоставлении услуги по вине оператора. Хотя и при использовании традиционной модели ИТ они тоже имеют место: и оборудование может выходить из строя, и персонал допускает ошибки, и вредоносное ПО проникает, да и активность злоумышленников никогда не спадает. Все эти риски надо учитывать и принимать меры, прежде всего резервировать данные. Причём передавать данные лучше с использованием защищенных протоколов, что существенно осложняет задачу их перехвата.
Какие положительные и отрицательные стороны публичных облаков для вашей компании наиболее значимы?
Тут все зависит от класса приложения или сервиса. Пользователи транзакционных сервисов, например ABBYY FineReader Online, где данные не хранятся на стороне оператора, чувствуют себя в большей уверенности. При этом те из них, кто еще не привык к новой модели предоставления услуг, могут испытывать определенное недоверие к облакам. Прежде всего это связано с тем, что люди понимают: их данные уходят в сеть, и в этом случае даже репутация брендов, которые стоят за тем или иным сервисом, мало на что способна повлиять.
В таких условиях поставщики услуг просто обязаны максимально понятно доносить до потенциального потребителя облачных услуг условия предоставления сервиса (SLA) и следить за тем, чтобы все прописанные там обязательства неукоснительно соблюдались. Если у пользователя облачных услуг возникнут сомнения, связанные с обеспечением конфиденциальности и сохранности данных, то преимущества облака, вроде быстроты начала работы с ним, сразу становятся и его недостатком, поскольку клиент может прекратить пользоваться услугой так же быстро, как и начал.
С другой стороны, и сама организация не всегда может гарантировать сохранность данных и невозможность утечки. Всё зависит от аккуратности проектирования того, что связано с обработкой и хранением данных. Слабыми звеньями тут могут быть каналы связи, неаккуратное обращение с самими данными как на стороне оператора, так и на стороне заказчика. Однако и при создании традиционного решения риски похожи. Но есть и различия: так, например, при традиционной схеме заказчик сам занимается резервным копированием данных, а в облачной парадигме потеря данных в облаке означает как минимум большие сложности с их восстановлением.
В целом то же самое относится и к такому вопросу, как соблюдение требований законодательства, например, связанного с защитой персональных данных. Тут нет принципиальной разницы между традиционной и облачной моделями ИТ. Даже более того, в случае облачной модели при выборе надежного поставщика вроде тех же Microsoft или Google проблем будет меньше. По крайней мере задача по взлому облачной инфраструктуры этих компаний будет заведомо сложнее, чем взлом среднестатистической корпоративной сети. Да и с соблюдением требований законодательства о защите персональных данных там наверняка все будет в порядке.
Несколько сложнее соблюдать требования по запрету выноса тех или иных категорий информации за границу того или иного государства, однако и эта проблема в целом решаема размещением локальных реплик серверов для определенного вида задач. Основные проблемы, как мне кажется, больше лежат в психологической плоскости. Они связаны с опасениями пользователей из-за отсутствия полного контроля за потоками данных, что может дополнительно усугубляться недоверием к поставщику услуг. С другой стороны, есть примеры успешной работы и тех сервисов, которые хранят данные, в том числе из разряда бизнес-критичных. Тут типичным примером является SalesForce.
В целом плюсов больше, чем минусов. Особенно для вновь создаваемых решений, у которых нет наследия традиционного ПО. Применение облачных решений позволяет в таком случае построить ИТ-инфраструктуру без существенных капитальных затрат. Если кто-то захочет построить сервис, аналогичный нашим ABBYY Lingvo. Pro или ABBYY FineReader Online на базе собственной инфраструктуры, то этой компании придется сделать очень серьезные вложения. В случае выбора облачной платформы такие начальные инвестиции просто не нужны. А вдобавок вы получаете еще и прозрачную схему оплаты услуг: заплатил ровно столько, сколько использовал. В итоге можно сразу планировать ценовую политику и быстро окупить проект.
А кому помимо стартапов идти по тому же пути наиболее целесообразно?
Преимущество от использования облачного решения прежде всего получат территориально распределенные компании, которым требуются типовые сервисы на большой территории. Возьмем для примера крупного корпоративного заказчика в большой стране, скажем, в России. Задача установить традиционное ПО на всех компьютерах во всех филиалах не может быть решена быстро. А запуск облачного сервиса требует на порядок меньше сил и времени. Но, снова подчеркну, это возможно только при наличии надежных и защищенных каналов связи. Выгоду получат и те компании, у которых большое количество географически распределенных заказчиков. Например, при изменении учетного законодательства поставщик бухгалтерской системы, работающей в облаке, может существенно оперативнее обеспечить своевременное обновление своего решения.
А есть те, кому использование облачных сервисов противопоказано?
Наверное, есть. Вопрос заключается в оценке затрат и стоимости владения. Могут быть и сценарии, когда использование облачных решений будет невыгодным. Например, это могут быть некоторые приложения, критичные к вычислительной мощности: если необходимое им процессорное время хорошо прогнозируемо, то их использование в среде Azure или другой облачной среде может оказаться более накладным сценарием, чем развертывание аналогичных вычислительных мощностей у себя. Не всегда, на мой взгляд, оправданно размещение в облаке сервисов, порождающих большие объемы временных данных, используемых для каких-то вычислений, так как стоимость хранения на стороне этого побочного продукта вычислений может оказаться чересчур высокой.
Облако открывает дорогу новым возможностям
Николай Прянишников,
президент Microsoft в РоссииВ своем развитии информационные технологии прошли несколько этапов, и Microsoft играет заметную роль в этом процессе. Облачные технологии здесь не исключение. Этот очередной этап эволюции ИТ открывает качественно новые возможности и для бизнеса, и для конечных пользователей, и для многих сфер жизни; поэтому Microsoft вот уже многие годы уделяет огромное внимание данному направлению, предлагая рынку полный спектр облачных решений — от платформенных и инфраструктурных до клиентских сервисов и бизнес-приложений. На сегодняшний день практически все продукты Microsoft имеют аналоги в облаке.
Пример нашего партнера — компании ABBYY — служит прекрасным подтверждением тому, что облака действительно открывают новые возможности для бизнеса. Но более того, облака помогают создавать новый бизнес, в том числе и в России, ведь благодаря публичному облаку начинающие предприниматели получают доступ к решениям, которые раньше требовали серьезных капиталовложений.
Какую именно модель потребления ИТ выбрать — перейти в публичное облако, использовать ИТ локально или же остановить выбор на гибридной модели, то есть объединить собственную инфраструктуру с облачной в единую информационную среду, — каждая компания должна решать исходя из своих задач и потребностей в ИТ. Именно поэтому мы считаем, что процесс перехода в облако для заказчиков должен быть эволюционным, а не революционным. И в том числе поэтому практически все наши продукты имеют облачные аналоги. Недавно мы сделали еще один шаг в этом направлении, представив новую версию самой популярной в мире серверной операционной системы Windows Server 2012. Она легла в основу обновленного облачного предложения Microsoft и позволяет использовать собственные ЦОДы, частные и публичные облака в единой инфраструктуре. Также существенно повышение эффективности создания, размещения и предоставления приложений и сервисов из локальной инфраструктуры, публичного или гибридного облака. Такой сценарий прекрасно подходит для компаний, которым необходимо быстро и без значительных инвестиций увеличить мощность своей инфраструктуры и соединить преимущества частного и публичного облака.