CeBit, крупнейшая европейская выставка достижений ИТ-индустрии, всегда обогащает аналитическими данными, прогнозами и предсказаниями. Не был исключением и CeBit2011, где, в частности, были обнародованы результаты исследований EITO — European Information Technology Observatory. Это аналитический проект BITCOM, выполняемый совместно с ведущими ассоциациями ICT в Европе, Европейской комиссией и другими организациями.

Основной вывод: мировой ИТ-рынок возвращается к быстрому росту со скоростью 4,4%, а объем рынка достигнет 1,1 трлн евро в 2011 г., заметно превысив при этом докризисный уровень. В 2012  г. прогнозируется темп роста 5,3% с объемом 1,123 трлн евро. Услуги будут расти быстрей других сегментов: 6,2% в 2012  г. При этом движущей силой становятся страны БРИК — Бразилия, Россия, Индия и Китай. Их ИТ-рынки растут в среднем на 11%. В Европе ведущей страной является Германия с ростом более 4%. На мировом ИТ-рынке будет расти доля ПО. Сейчас она составляет 22%, включая операционные системы и приложения, оборудование — 38%, остальное — услуги. Для России это любопытно тем, что именно к такой структуре зрелого рынка постепенно, медленно, но неуклонно движется и отечественный ИТ-рынок.

Примечательно, что, выделяя основные тренды, эксперты EITO подчеркивают особо: растет влияние развивающихся экономик на мировой рынок, особенно Индии и Китая. При этом их инновации, и соответственно влияние, базируются на их собственных исследованиях, R&D.

На Cebit 2011 были сделаны оглашены прогнозы и предсказания IDC относительно развития ИТ в ближайшем будущем. Общие цифры роста совпадают с прогнозами EITO. Рынок оборудования будет расти с темпом 4,9% в год, его основные «движители» — конвергированные мобильные устройства, сетевое оборудование и ПК. Более половины прироста дадут страны БРИК, причем 54% расходов на ИТ в этих странах обеспечивает Китай.

IDC выделяет как одну из ведущих тенденций создание и применение публичных облачных сервисов, а 2011  г. назван годом развития частных облачных сервисов. При этом определятся крайне важные для будущего победители двух «битв». Paas-платформа как сервис определит «следующий Microsoft». Вторым ключевым сражением станет управление гибридными облаками. А к 2012  г. термин «облачные вычисления» (cloud computing) отомрет, считают в IDC, поскольку перейдет в разряд обыкновенных, общепринятых, понятных, рутинных решений. Уже в 2011  г. 80% продуктов будут разрабатываться в облаках или для облаков. Соответственно уже в ближайшие годы появится новое поколение корпоративного ПО, созданного специально для облачных сред. Хостеры и облачные сервис-провайдеры станут одним из важных сегментов рынка, обеспечивая от 12% закупок серверов и систем хранения в 2011  г. до 20% таких закупок в 2014  г.

Продолжатся слияния и поглощения вендоров, направленные на универсализацию их рыночного предложения, то есть ряд «Oracle как поставщик оборудования», «HP как поставщик ПО» будет продолжен.

Применение мобильных устройств приведет к радикальному расширению рынка. Гонку медийных таблетов несмотря ни на что будет вести iPad, а война мобильных приложений, с Apple и Google как основными соперниками, не затихнет. Феномен «магазинов приложений», начавшись с приложений для мобильных телефонов, смартфонов и таблетов, будет развиваться и для ПК, и для нового поколения корпоративных приложений. При всем этом развивающиеся рынки начнут драматически расширяться и трансформировать рынок смартфонов в целом.

Еще один тренд касается развития инфраструктуры сетей. Число «сетян» превысит 2 млрд. Беспроводные 4G‑сети получат умеренное развитие и неумеренный маркетинг в 2011  г., ценность сетей доставки контента (CDNs) будет стремительно расти в среде доставки цифровых медиа.

Социальные сети и медиа станут играть значительно более серьезную роль. В частности, ведущие вендоры, такие как Oracle, SAP, Microsoft, HP, Cisco, IBM, будут покупать производителей социального ПО. Нашумевшая сделка Microsoft — Skype уже подтверждает этот прогноз. Разработчики социальных платформ среднего размера будут консолидировать небольших нишевых игроков, стремясь увеличить свое влияние. В результате до 30% всего «вендорского пространства» будет поглощено в 2011  г.

Тренд «больших данных», особенно управления ими и анализа, уже не раз звучал в различных прогнозах, в том числе отдельных вендоров. IDC предполагает, что «цифровая вселенная», в первую очередь — общий объем данных в мире, вырастет в текущем году на 47% по сравнению с 2010  г. и в ближайшие годы будет расти такими же стремительными темпами. Среди ключевых слов, определяющих работу с «большими данными», называют в первую очередь «реальное время» и «проникающую аналитику». Выход «интеллектуальных» индустрий в мобильный мир — такова еще одна тенденция. В ретейле это мобильная коммерция и социальный маркетинг, в финансовом секторе — подготовка почвы к массовым мобильным платежам. В энергетике выпуск электрических автомобилей даст толчок инвестициям в «smart grid». В области здравоохранения тоже ожидаются серьезные перемены. По прогнозу IDC, в 2011  г. 14% американцев будут использовать мобильные устройства для контроля состояния организма, при хронических заболеваниях и просто для поддержания формы.

Почти половина телевизоров с диагональю 40 дюймов и более, проданных в США в 2011  г., будут снабжены встроенными сетевыми устройствами. Стремление потребителей смотреть «Web-телевидение» приведет к битвам поставщиков «облачных развлечений». У «Амазона», Google, Apple есть шанс стать виртуальными кабельными сетями.

Не сразу и не непосредственно все эти тренды дойдут до России, но, так же как и все предыдущие волны реальных технологических инноваций, они неминуемо достигнут нашей страны.

Особенно интересна тема реального времени и общей трансформация бизнес-приложений, которая будет происходить в связи с этим. Дело в том, что, с одной стороны, real time enterprise является своего рода единым резюме многих из названых выше тенденций — от мобильности и 4G‑связи до социальных сетей в бизнесе. С другой стороны, именно этот вывод в большей степени связан с вопросом «как менять корпоративное управление», а не «какие технологии могут повысить эффективность работы компании». Вопросы эти смежные, но все‑таки разные. Генеральный директор Software AG Карл-Хайнц Штрайбих высказывал на CeBit нетривиальные идеи, связанные с понятием «цифровизации» бизнеса (digitalization), активно происходящим уже сейчас и имеющим большое будущее. Он считает именно «цифровизацию» магистральным путем развития бизнес-приложений. Имеется в виду переход к такому положению, когда и данные компании, и процессы, и бизнес-логика существуют в цифровом виде. Компанию, где это сделано, можно будет считать «цифровой корпорацией». Один из аспектов и результатов «цифровизации» — видеть, что происходит в компании, в бизнесе, здесь и сейчас, а это совершенно меняет способы контроля и управления.

Г-н Штрайбих так иллюстрирует свою мысль. В начале XX  в. революцию в медицине произвело открытие рентгеновских лучей, позволивших «заглянуть внутрь» человека, увидеть, что происходит внутри него, и контролировать имеющиеся изменения. Через полвека изобретение электронного микроскопа стало прорывным для науки о веществе, позволив заглянуть внутрь материи. Появилась возможность видеть микроструктуру материала и производить измерения. «Цифровизация» бизнеса — еще один шаг такого же уровня и важности.

Возможность фиксировать активность транзакций, измерять эффективность взаимодействия отдельных подразделений и сотрудников (продукты Software AG позволяют ставить такие «датчики» в действующие ИТ‑системы уже сейчас, причем проекты такого класса делаются за недели и ведутся в том числе в России, есть уже и законченные) принципиально меняет ситуацию для управляющих. BI основан на исторических данных. Но нужен и теперь доступен PI — process intellegenсe, процессный анализ, основанный на данных реального времени. Речь идет о постоянном мониторинге KPI, а он возможен, только если сами процессы автоматизированы, переведены в цифровой вид. Именно «оцифровка» бизнес-процессов, перевод их в цифровой вид и есть основной тренд в отрасли, полагает г-н Штрайбих. Он приводит данные Gartner, согласно которым после 30 лет корпоративной автоматизации в мире лишь 20% бизнес-процессов «оцифровано».