На протяжении нескольких лет международный стандарт управления информационной безопасностью ISO/IEC 27001 является стандартом де-факто в области управления информационной безопасностью. Зачастую компании, которые задумываются о построении систем управления ИБ, обращаются именно к нему, а не к отраслевым стандартам, например. Основная причина — развитая система международной сертификации именно по стандарту ISO/IEC 27001.
Соответствовать требованиям стандарта
Если пока отвлечься от содержательной стороны вопроса и сосредоточиться на том, что дает сам сертификат соответствия ISO/IEC 27001, то можно сказать: это в основном маркетинговый инструмент, который позволяет компаниям, имеющим сертификат соответствия, быстрее и легче выходить на международный рынок. Помимо этого, наличие сертификата (как подтверждение серьезного отношения к информационной безопасности и зрелости системы управления ею) повышает привлекательность компании для инвесторов, увеличивает стоимость компании при принятии решения о ее продаже. Почему зачастую стандарт ISO/IEC 27001 рассматривают как очередной, но при этом необязательный compliance по информационной безопасности, который дает неочевидные для многих компаний выгоды? Что может дать внедренная и зрелая система управления информационной безопасностью? Чтобы ответить на эти вопросы, надо обратиться к подходу, который лежит в основе стандарта. Это процессный подход.
Процессный подход к управлению информационной безопасностью
Он подразумевает управление взаимосвязью процессов. И именно такая короткая и простая формулировка таит в себе множество трудностей и подводных камней в реализации этого подхода.
Основные возможные проблемы при внедрении систем менеджмента, которые портят имидж всей идеи процессного подхода и приводят к тому, что часто организации после внедрения не замечают каких‑либо существенных изменений:
- разработка формальных процессов управления без учета специфики компании и ее бизнес-процессов;
- отсутствие реального внедрения процессов управления, когда компании ограничиваются только разработкой документов, описывающих процессы;
- отсутствие вовлеченности персонала;
- непонимание руководством и персоналом идеи процессного подхода и нежелание участвовать в ее воплощении.
Из-за таких проблем компания, внедряющая процессный подход, может в итоге столкнуться с тем, что, несмотря на формальные признаки внедрения, реальная ситуация в компании нисколько не улучшилась, скорее наоборот. На людей «навесили» новые обязанности, цель которых им не объяснили, неоптимальные процессы закрепили в регламентах, создали избыточную бюрократическую машину по производству записей системы (свидетельств функционирования процессов). Все это приводит к тому, что хорошая идея не приживается в компании, идет ее отторжение. Какие‑либо изменения в процессах сопряжены с проблемами настолько серьезными, что мало кто хочет с этим связываться. И именно поэтому стандарты в области систем управления, в том числе и ISO/IEC 27001, зачастую воспринимаются как необязательный compliance, который при плохой реализации может не нести никакой пользы, за исключением выгод от сертификации, а может создать только дополнительные проблемы. Как следствие, все выгоды от сертификации системы могут остаться незамеченными за сложностями, сопряженными с внедрением и поддержанием такой несовершенной системы.
Что может спасти ситуацию? Кропотливая работа по выстраиванию и внедрению процессов управления. Специалисты, выстраивающие процессы, должны «вжиться» в компанию, в которой они работают: понять все ее сильные и слабые стороны, все мельчайшие подробности ведения бизнес-процессов и культуры организации.
Часто, когда начинается разработка системы управления, сотрудники встречают такую идею с недоверием. Их преследует мысль: «А работали же мы как‑то раньше? И все получалось. Зачем нам все это?». Поэтому надо как можно раньше начать общаться с сотрудниками, выявить основные проблемы в их работе и попытаться учесть их при разработке процессов управления.
Ключевые процессы СУИБ
Давайте вернемся к системам управления информационной безопасности (СУИБ). Идеи, заложенные в стандарте ISO/IEC 27001 (помимо процессного подхода), направлены на предотвращение или существенное снижение возможных ущербов от реализации угроз информационной безопасности.
В соответствии с ISO/IEC 27001 СУИБ — это часть общей системы управления, основанная на оценке бизнес-рисков и предназначенная для разработки, реализации, эксплуатации, мониторинга, анализа, сопровождения и совершенствования информационной безопасности.
Из определения СУИБ видно, что ее ядром является процесс управления рисками информационной безопасности. Этот процесс направлен на прогнозирование реализации угроз информационной безопасности, планирование и внедрение по результатам такого прогноза мер обеспечения информационной безопасности. Тем самым повышается общий уровень информационной безопасности, и снижаются риски ИБ.
Вот основное, что надо помнить при разработке и внедрении данного процесса.
Процесс управления инцидентами ИБ направлен на то, чтобы эффективно обнаруживать подобные события, реагировать на них и разрешать их, а впоследствии определять причины их возникновения и применять меры, предотвращающие их в будущем. При разработке и внедрении данного процесса надо помнить следующее.
Правильно выстроив процессы СУИБ, компания может существенно улучшить уровень информационной безопасности. В итоге она получает как проактивный инструмент прогнозирования возможных ущербов — процесс управления рисками ИБ, так и реактивный инструмент, который позволит снизить или предотвратить ущерб от возникновения непредвиденных ситуаций, связанных с ИБ.
Таким образом, процессный подход, заложенный в международных стандартах на системы управления, в том числе и ISO/IEC 27001, может дать существенные выгоды компаниям, их внедряющим, однако требует кропотливой, осознанной работы и не терпит шаблонных решений.