На седьмом заседании клуба ИТдиректоров «CIOАкадемия», организованном
фирмой «АйТи», интересный доклад сделал заместитель директора по ИТ группы компаний
«Евросиб» Станислав Евдокимов. О наиболее важных моментах этого доклада и пойдёт
речь в настоящей статье.
Группа «Евросиб» создана путем объединения ранее самостоятельных компаний. У каждой из них были свои ИТслужбы и информационные системы. Существенное расширение бизнеса «Евросиба» и реорганизация деятельности потребовали создания новых рабочих площадок и офисов. «Кроме того, начались процессы централизации финансового учета, управления персоналом, повысились требования к качеству принятия решений, проработке инвестиционных проектов, — говорит Станислав Евдокимов. — Стало заметно, что компании в рамках группы развиваются неравномерно и управление ИТ отстает от принятого стандарта. Необходимо было создать централизованное управление ИТ, разработать единые стандарты развития и поддержки ИТинфраструктуры и таким образом не только обеспечить операционную деятельность всех предприятий, но и существенно повысить качество проектной деятельности».
В конце 2004 года было принято решение о создании в группе «Евросиб» единой ИТслужбы — департамента по информационным технологиям. Подготовительный этап его построения длился с декабря 2004го по март 2005 года. За этот период были согласованы с руководством группы цели и задачи департамента ИТ, сбалансированы ожидания от его деятельности и сформирована структура.
Основные цели создания департамента ИТ были сформулированы так:
- обеспечение средствами информационных технологий стратегических планов и
инициатив ГК «Евросиб»;
- обеспечение равномерного развития информационных технологий во всех компаниях
ГК «Евросиб» в соответствии с тенденциями развития рынка ИТ;
- разработка критериев для оценки эффективности инвестиций ГК «Евросиб» в информационные технологии.
Первоочередные задачи
В апреле 2005 года единая служба ИТ группы компаний «Евросиб» начала свою деятельность. Исходя из поставленных целей был сформирован список первоочередных задач, стоящих перед департаментом ИТ.
- Создание единого информационного пространства в целях повышения управляемости
бизнеса, прозрачности учета, предоставления качественной и своевременной информации
на всех уровнях для принятия управленческих решений.
- Обеспечение качественной поддержки средствами ИТ операционной деятельности
всех компаний ГК «Евросиб».
- Снижение совокупной стоимости владения информационной системой за счет эффективного
управления ресурсами в рамках группы компаний.
- Получение критериев оценки эффективности работы ИТслужб.
В целом, по словам Станислава Евдокимова, было необходимо увеличить долю участия ИТ в бизнесе «Евросиба».
Спроектированная модель организации нового департамента должна была учитывать поставленные задачи, решаемые проблемы и особенности объекта автоматизации в среднесрочной перспективе. «Любая организационная структура, и это касается не только ИТслужбы, создаётся в зависимости от поставленных целей, ее внешнего окружения, специфики деятельности компании и рынка, на котором она работает, объемов бизнеса, наличия удалённых объектов. Всё это накладывало на создаваемую оргструктуру ИТслужбы свой отпечаток», — рассказал Станислав Евдокимов.
Стратегический ИТ-блок
В первую очередь в структуре ИТподразделения были выделены два блока — стратегический и исполнительный. Директор по ИТ является топменеджером компании и входит в совет директоров «Евросиба». В его непосредственном подчинении находится отдел развития ИТ, отвечающий за методологию функционирования ИТслужбы и исследующий области применения перспективных для бизнеса информационных технологий. Эта функция поручена отдельному подразделению потому, что по мнению авторов концепции заниматься параллельно операционной деятельностью и разработкой правил и регламентов практически невозможно. «Если специалист загружен в течение дня текущими делами, у него не будет времени на размышление не то что над стратегическими, но и над тактическими задачами, — комментирует это решение Станислав Евдокимов. — Организацию процессов и методологию даже при желании очень трудно свалить на сотрудников, занятых реальной повседневной деятельностью, и при этом ожидать какогото результата. Не надо забывать и того, что проведение любых изменений во взаимодействии — это небольшой организационный проект, который требует большого внимания и кропотливой работы для достижения требуемого эффекта». Поэтому в «Евросибе» отдел развития ИТ занимается разработкой методологии, а внедрение разработанных политик и регламентов осуществляется проектным способом вместе с руководителями соответствующих подразделений.
Вторая важная особенность при создании ИТслужбы «Евросиба» — организация функций внутреннего аудита с самого начала работы. «Мы серьезно занялись стандартизацией, выработкой политик и регламентов и раз в полгода проверяем работу ИТслужбы на соответствие данным документам. Это позволяет значительно повысить качество обслуживания бизнесподразделений», — продолжил свой рассказ Станислав Евдокимов.
Исполнительный ИТблок
Исполнительный блок ИТдепартамента, подчиняющийся заместителю директора по ИТ, состоит из двух отделов — технической инфраструктуры и бизнесприложений, каждый из которых в свою очередь делится на несколько групп. Такая «неглубокая» иерархическая структура продиктована тем, что существование промежуточных уровней управления усложняет взаимодействие подразделений и соответственно требует большего количества грамотных менеджеров среднего звена в области ИТ. А их, по мнению Станислава Евдокимова, на рынке труда найти намного сложнее, чем профессиональных специалистов.
Например, основная самостоятельная задача службы поддержки пользователей — управление процессом решения инцидентов. Однако на момент ее формирования не удалость найти менеджера, который мог бы эту службу «отстроить» и возглавить как самостоятельное подразделение, поэтому она была помещена в качестве группы в отдел технической инфраструктуры, где помимо нее были сформированы группы управления сетевой инфраструктурой и технического обеспечения.
Отдел бизнесприложений остался практически в том же формате, в каком был в структуре, отвечавшей за транспортный бизнес, то есть состоял из двух групп — внедрения бизнесприложений и разработки ПО. У «Евросиба» в эксплуатации исторически была большая доля программных продуктов собственной разработки, так как у транспортнологистических компаний существует своя специфика документооборота, очень большие объемы интеграции с информационными системами РЖД, других поставщиков и партнеров. Данные компетенции накапливались с 1993 года, и одна группа специалистов занималась разработкой собственного ПО, его внедрением и сопровождением. В то же время группа внедрения бизнесприложений внедряла централизованные бизнесприложения, а на момент реорганизации ИТслужбы это был практически один продукт — система, автоматизирующая финансовый учет. Данная структура отдела бизнесприложений была временно сохранена, так как, по словам гна Евдокимова, его реорганизация параллельно с изменениями, проводимыми в другом отделе, потребовала бы слишком больших ресурсозатрат от менеджеров департамента ИТ, увеличив риски незавершенности организационных изменений.
Унификация и стандартизация
Необходимо заметить, что был разработан конкретный план мероприятий первого этапа реорганизации ИТслужбы. «Проект преобразований включал в себя как организационный план, так и технический. Основная сложность традиционно состояла в том, чтобы перевести суть задач в план конкретных мероприятий, понятный вновь созданному коллективу, — пояснил Станислав Евдокимов. — Кроме того, мы собирались применять классические западные методики процессного подхода к построению ИТслужбы, показывая, что они работают и на российской почве». План первого этапа реорганизации ИТслужбы в общих чертах содержал следующие пункты:
- единый дизайн общей архитектуры информационной системы и обеспечение сопряженности
ее элементов;
- унификация ИТинфраструктуры в целях эффективного использования сотрудников
службы технической поддержки;
- отработка единых технологических процессов поддержки ИТинфраструктуры в
целях снижения её стоимости;
- создание единого пула поставщиков в области ИТ для получения максимально
возможных скидок;
- управление проектами по автоматизации операционных процессов, единых для
всех предприятий группы «Евросиб»;
- развитие информационной системы для хранения нормативной, справочной или
архивной информации;
- разработка, внедрение и дальнейшее развитие систем управленческой и финансовой информации.
Например, в разных компаниях группы закупка ИТоборудования была организована поразному. «Нам надо было централизовать и стандартизировать закупки в области ИТ, выбрав при этом поставщиков, которые устраивали бы и транспортный, и автомобильный блоки бизнеса. При этом нужно было учитывать, что у этих блоков различные цели, объёмы, доходность и бюджеты по ИТ. Перед нами стояла задача убедить руководителей в необходимости принятия единых стандартов и соответствующих прямых затрат на данное оборудование, объясняя, что, с одной стороны, мы получаем дополнительные скидки на покупку, а с другой стороны, снижаем косвенные затраты за счёт уменьшения стоимости его обслуживания», — рассказывает Станислав Евдокимов.
От компаний — к «кустам»
Отдельное внимание было уделено созданию службы поддержки пользователей. В прежней модели такие службы были в каждой компании группы, причём гдето они работали в режиме 12Ч7, гдето — 8Ч5 и т. д.
«Первое, что мы сделали, это сформировали группы поддержки не в разрезе отдельных компаний, а в разрезе «кустов». «Кусты» по нашему определению — это территориально находящиеся рядом офисы и площадки, — рассказывает Станислав Евдокимов. — Таким образом мы сразу решили проблемы, связанные с персоналом: вопервых, сократилось число соответствующих специалистов по компаниям, а вовторых, мы могли этими ресурсами более качественно управлять. Раньше человек уходил в отпуск, и на предприятии возникали проблемы с поддержкой пользователей; теперь же сформированы команды, состоящие из одного менеджера и двух сменных инженеров; кроме того, предусмотрен один резервный специалист, который при необходимости может заменить одного из инженеров». Техническая инфраструктура автомобильного бизнеса «Евросиба» была стандартизирована уже к декабрю 2005 года, и специалист, переведённый из одного «куста» в другой, мог адаптироваться и приступить к работе в течение одногодвух дней.
Помимо создания новой структуры департамента были разделены сферы ответственности центральной ИТслужбы и «кустов». Так, на уровне департамента ИТ централизованы такие процессы, как развитие технической инфраструктуры, управление проектами по внедрению бизнесприложений, управление проблемами, закупками и персоналом, планирование работы с поставщиками. А на местах, то есть на уровне «кустов», централизации подверглись управление инцидентами, определение и формализация потребностей пользователей, сопровождение технической инфраструктуры и бизнесприложений согласно потребности, планирование расходных материалов и формирование плана обучения пользователей.
Кроме того, в рамках проекта по реорганизации были успешно разработаны и сформированы следующие документы:
- концепция построения сетевой инфраструктуры ГК «Евросиб»;
- стандарт описания сетевой инфраструктуры;
- концепция обеспечения отказоустойчивости сетевой инфраструктуры;
- концепция обеспечения сетевой безопасности;
- регламенты технической поддержки пользователей.
За это же время был инициирован и практически завершен один крупный ИТпроект. «При большом количестве объектов (площадок) мы поняли, что без системы управления сетевой инфраструктурой нам не обойтись, — сказал Станислав Евдокимов. — Поэтому мы проанализировали рынок данного программного обеспечения и выбрали оптимальное для нас решение IBM Tivoli, внедрение которого сейчас подходит к концу».
Реорганизация отдела бизнесприложений
Летом 2006 года начался второй этап реорганизации, связанный с отделом бизнесприложений. «Первоначально, как я уже говорил, мы практически не модифицировали структуру данного отдела. Но сейчас количество ИТпроектов в компании резко увеличилось изза диверсификации бизнеса. Компании требуют все большего проникновения ИТ в бизнес, в частности, решения извечной проблемы взаимоотношений с клиентами с помощью безбумажного документооборота, внедрения систем класса BI и так далее», — сообщил Станислав Евдокимов.
В результате преобразований в отделе бизнесприложений были сформированы четыре группы:
- группа бизнесприложений транспортного блока;
- группа бизнесприложений автомобильного блока;
- группа управляющих бизнесприложений;
- группа разработки программного обеспечения.
Первая и вторая группы были сориентированы на два основных продуктовых направления ГК «Евросиб» — транспортный и автомобильный бизнесы. Они должны обеспечивать полный функционал, связанный с изучением текущих и перспективных потребностей бизнеса, формировать и согласовывать технические задания, обеспечивать внедрение бизнесприложений, обучение пользователей, поддержку внедрённых информационных систем. Третья группа должна обеспечивать комплекс функций, связанных с общекорпоративными бизнесприложениями и автоматизированным ведением финансового и управленческого учета.
Основная цель группы разработки программного обеспечения состоит в уменьшении сроков реализации проектов по разработке ПО при одновременном повышении качества выпускаемого продукта, то есть в организации устойчивого производственного процесса разработки. «При быстро увеличивающемся количестве проектов все делать одними руками: и внедрять, и контролировать подрядчика, и вести сопровождение, причём в различных предметных областях, просто невозможно, ни о какой ответственности специалистов в таком случае не может идти и речи», — считает Станислав Евдокимов.
Организационные изменения в ИТдепартаменте группы компаний «Евросиб» на этом не заканчиваются. «Мы понимаем, что надо повышать уровень управления ИТпроектами, заниматься подготовкой квалифицированных ИТменеджеров, формировать SLA с бизнесом. Есть и планы по выделению нашего департамента в отдельную компанию на условиях аутсорсинга», — резюмировал заместитель директора холдинга по ИТ.