Начиная более или менее систематически описывать практические достижения и конкретные планы по реализации концепции Smart City, уместно задаться вопросом — что отличает эти инициативы от множества ИТ-проектов, призванных повысить эффективность управления городским хозяйством и уровень комфорта жителей города? Ведь именно эти две цели специалисты связывают с развитием идей Smart City.
При этом автоматизация государственного управления, напрямую связанная с достижением первой из названных целей, еще до появления «умного города» всегда была одним из магистральных направлений внедрения информационных технологий в жизнь общества. Быт городских жителей все более тесно связывается с использованием различных устройств, начиная от домашних компьютеров и заканчивая банкоматами, а также всевозможными общедоступными терминалами. Тенденция эта явно служила второй из упомянутых целей — повышению комфортности жизни, хотя появилась до того, как о Smart City начали активно говорить.
На основе интервью, подготовленных для данного номера, используя литературные данные, мы тем не менее постарались выделить для себя несколько критериев. Причем с каждым из них можно связать вполне определенный класс информационных систем или направление развития технологий. Так что их можно классифицировать и с точки зрения ИТ.
Пожалуй, чаще всего упоминается интеграция работы различных служб. Каждая из служб уже имеет многолетнюю историю развития ИТ-поддержки собственных процессов. Иными словами, Smart City начинается там, где на каждое событие, первичное для реакции со стороны одной из городских служб, в реальном времени готовится ответ от многих других, со смежными задачами. В том же режиме реального времени и по мере развертывания событий вырабатываются и дальнейшие управленческие шаги.
Из этого содержательного посыла следуют также технологические приоритеты. В отношении базовой ИТ-архитектуры здесь уже без каких‑либо искусственных маркетинговых акцентов (что сейчас бывает далеко не всегда) можно говорить об актуальности крупных ЦОД и облачных технологий. С точки зрения прикладной автоматизации интеграция деятельности становится возможна, если есть единая и хорошо содержательно проработанная система нормативно‑справочной информации (мастер-данных). Интеграция становится оптимальной и при развитии известной ныне модели SaaS.
Надо сказать еще, что акцент на подобные технологии можно усиливать, объединяя вычислительные ресурсы. Таким образом пытаются развивать технологии интеллектуального управления небольшие городки. В интервью с экспертом Forrester, опубликованном на стр. 4, говорится, что на сегодняшний день это уже определенная мировая тенденция.
Тесная обратная связь с населением и бизнесом, позволяющая организовывать предельно оперативное управление ситуацией, требует развития целого кластера технологических направлений.
С одной стороны, это богатая группа технологий идентификации, шагающая в сферу муниципального управления сразу из нескольких совершенно разных отраслей, где данные технологии уже традиционно применяются. Это торговля и логистика, банковская отрасль или даже промышленная и лабораторная автоматизация. Именно в интеллектуальном городском управлении укладываются в один вектор подобные, часто очень разнородные, технологии, идет ли речь о смарт‑картах жителя города или о RFID-метках городского объекта. Понятно также, что оперативная обратная связь на основе массового использования идентификаторов невозможна без технологий коммуникации, и прежде всего беспроводных.
Еще один фактор, призванный обеспечить эту обратную связь, — прикладные технологии публичного Интернета. Фактически все современные ветви этого огромного направления развития ИТ сегодня сосредоточены именно на создании различных форм этой самой обратной связи. К традиционным порталам добавляется web 2.0. И все это, как мы видим из представленных в данном выпуске материалов, начинает реально использоваться в практике городского управления.
Максимально возможное переложение операций по обработке информации с сотрудников городских служб на информационную систему — во многом именно благодаря данному требованию концепция Smart City считается инновационной. Данная особенность автоматизации возникает, когда управление насыщается уже упомянутыми средствами контроля и идентификации, с одной стороны, и жесткими требованиями в отношении оперативности и адекватности реакции, с другой. Такая особенность хорошо заметна на примере развития масштабных систем городского видеонаблюдения. Невозможность динамично обработать видеопоток вручную порождает мощную волну разработок и внедрений в области поиска отдельных видеофрагментов по тем или иным признакам или, скажем, в сфере распознавания образов. Подобные примеры мы можем также наблюдать, например, в области управления транспортными потоками в городе, когда только реализация определенных, специфических для той или иной ситуации, алгоритмов управления в информационной системе способна оперативно справляться с разрешением дорожных коллизий.
Накопление глубоких исторических данных обеспечивает принятие не только оперативных, но и среднесрочных, а также долгосрочных управленческих решений. Но заметим, что данный фактор в полной мере работает только в условиях информационной интеграции служб города, о котором говорилось выше. Именно при такой работе со всем массивом управленческой информации в целом создаются предпосылки для решения нескоро решаемых задач — трансформации налоговой, инвестиционной политики, изменения акцентов в подготовке специалистов для тех же городских служб. Если такая работа налажена, вполне можно говорить об интеграции усилий по управлению городским хозяйством на всех уровнях.