Яков Шпунт
Справочные правовые системы, с одной стороны, напрямую не относятся к теме нашего номера — НСИ. Но с другой стороны, проблемы работы с условно постоянными данными, поддающимися некой классификации и имеющими определенное значение для бизнеса предприятия, разнообразны и важны. И не столь уж существенно, касются ли те или иные задачи формально области НСИ или нет.
Вопрос, вынесенный в заголовок, задается уже не первый год. Но до сих пор на него нет однозначного ответа. Вот мы и решили разобраться, почему никто не интегрирует справочные правовые системы с ERP-системами.
Интеграция просто не нужна
Как утверждает Дмитрий Новиков, генеральный директор компании «Консультант Плюс», разработавшей популярную справочную правовую систему идентичного названия, впервые данная проблема была поднята лет семь назад — как раз тогда, когда бум внедрений ERP только-только начался. Но в силу целого ряда причин решить её так и не удалось. К тому же, по его мнению, такая интеграция, по крайней мере глубокая, просто не нужна и пользователями не востребована.
И действительно, интегрировать справочный аппарат учетных (не секрет, что учет автоматизируют все, а вот комплексную систему автоматизации имеют пока очень немногие предприятия) и справочных правовых систем не так просто, как кажется на первый взгляд. Эту процедуру нельзя свести к простому обмену документами между системами. Проблемы в части обмена документами, вообще говоря, просто нет, поскольку и те и другие используют открытые форматы хранения, и ввести в обе системы файловый конвертер — дело нескольких дней в самом худшем случае.
Но в правовой системе не меньше, чем ее наполнение, значит используемый поисковый аппарат. Вот тут-то и начинают появляться те самые чертики, которые прячутся в деталях. Поисковик в справочно-правовой системе обязательно должен учитывать синонимию. Проще говоря, при запросе «НДС» должен автоматически включать в результат поиска и документы с фразой «налог на добавленную стоимость». Соответственно поиск по заданию одной из этих фраз обязан выдать идентичный перечень документов.
А справочная система учетного ПО эти нюансы вряд ли учитывает. Ее поисковый аппарат скорее всего работает по тем же принципам, что и известные поисковые машины вроде Google, Yandex, Microsoft Indexing Service, grep (включая «примочки» к этой классической утилите) и тому подобные. Так что даже если объединить базы документов, то полноценно воспользоваться ею просто не получится. А появятся такие возможности в учетном ПО, по всей видимости, не слишком скоро. Например, Microsoft понадобилось четыре года, чтобы «научить» Indexing Service, используемый в Windows 2000/XP/2003, проводить поиск с учетом словоизменений. А без этого для множества языковых сред, в том числе и русской, ни о каком релевантном поиске просто не может быть и речи. И это в Microsoft, где ресурсов, как людских, так и материальных, существенно больше, чем у многих других компаний. А между тем алгоритмы поиска в правовых системах за это время успеют уйти далеко вперед.
Есть еще одна причина, которая ведет к тому, что интеграция между учетными и правовыми системами не востребована. Она организационная и связана с тем, что многим, кому необходима справочная правовая система, не требуется доступ к учетной и наоборот. Это особенно актуально для небольших компаний, где, как правило, используются локальные версии соответствующего ПО. Там и в голову никому не придёт, что, например, менеджеру по кадрам может понадобиться доступ к бухгалтерскому пакету, а вот к справочно-правовой системе — да, может. К тому же стоимость ПО для сетевых версий зависит от числа лицензий, и поэтому количество тех, кто может иметь доступ как к той, так и к другой системе, пытаются минимизировать настолько, насколько это возможно.
Интеграция желательна, но есть
нерешенные проблемы
Однако интеграция все же может быть востребована для программ похожего назначения. Основное назначение учетного ПО или систем складского учета — это помощь в ведении учета, упорядочивание документооборота. А справочные правовые системы — это прежде всего источник правовой (и справочной) информации, которая помогает специалистам в принятии решения. Нужна ли интеграция между ними? Если у пользователя во время работы с учетной программой появится конкретный вопрос, для ответа на который нужно посмотреть правовые акты или получить справочные данные, всегда можно просто переключиться между двумя окнами запущенных программ (учетной и справочной правовой системы) и найти всю необходимую информацию. Поэтому еще не факт, что подобная интеграция даст экономию времени, а иначе какие выгоды от нее?
Здесь можно отметить и проблему развития и совершенствования интегрированных программ. Известно, что сложные программные продукты удобнее и легче совершенствовать по отдельности. А еще существует вопрос сервисного обслуживания. Сейчас для учетных программ и справочных правовых систем оно строится на совершенно разных принципах. Пользователям системы «КонсультантПлюс» доступен целый комплекс сервисных услуг, который оказывают специалисты региональных информационных центров, расположенных по всей России. И одна из важнейших услуг — это регулярное обновление информации в системе, как правило, ежедневное или еженедельное. Учетные же программы не требуют такого частого обновления. Как это будет реализовано в случае интеграции? Какие именно специалисты будут заниматься этим? А менее частое обновление справочной правовой системы может привести к тому, что пользователь примет решение на основе устаревшей, а значит, недостоверной информации.
Так что пока вопросов и нерешенных проблем гораздо больше, чем ответов. Да и различий между этими программами больше, чем сходства. Возможно, именно поэтому до сих пор нет удачных примеров интеграции учетного ПО и справочных правовых систем.