Как это было
Зачем CIO нужны такие объединения? В первую очередь - для обмена опытом. Не секрет, что ИТ-директорам приходилось многому учиться самостоятельно, поэтому возможность объединить свои практические наработки с опытом коллег большинству из них кажется очень эффективным приемом. Так, в Клубе профессионалов АСУ Урала главной причиной создания клуба называют "постоянную и всё возрастающую потребность этих людей в общении друг с другом, в обмене профессиональным опытом и информацией послужила идеей создания". "В первую очередь мы хотели создать единую площадку, комфортную для обмена мнениями. Ведь ИТ-директор зачастую находится в ситуации "свой среди чужих - чужой среди своих". То есть он менеджер для ИТ-специалистов и в то же время ИТ-специалист с точки зрения управленцев. Поэтому он часто "одинок и не понят", а в клубе у него есть возможность комфортно общаться с коллегами", - говорит о причинах создания Питерского клуба CIO один из его руководителей Кирилл Соловейчик, первый заместитель генерального директора ОАО "Ленполиграфмаш".
Предоставление дискуссионной площадки для эффективного общения членов клуба, получения информации и обсуждения актуальных проблем использования ИТ-технологий в сфере управления предприятием - таковы были цели создания Клуба CIO металлургии, утверждает Валерий Хайдаров, ИТ-директор ПНТЗ.
По словам Владимира Бузмакова, представителя украинского объединения CIO, мотив, объединяющий членов Сообщества ИТ-директоров Украины, - стремление к достижению личного успеха за счет совершенствования профессионального мастерства, популяризации информационных технологий, способов их эффективного применения и совместного влияния на процессы использования ИТ обществом.
В поисках истины
Другой важной целью существования CIO-клубов можно считать выявление объективной информации об ИТ-товарах и услугах. Любой CIO является "объектом" маркетинговой активности для ИТ-компаний - как вендоров, так и системных интеграторов, и ему не всегда просто в одиночку разобраться, где достоверная информация, а где рекламные ходы. "Главная задача, которую ставили участники первого собрания клуба 4CIO, - разобраться, что же на самом деле происходит на рынке информационных технологий. Постараться через общение среди профессионалов - управленцев в области автоматизации предприятий удалить маркетинговую шелуху и получить ясную картину, кто есть кто и что есть что на рынке ИТ России", - говорит одного из организаторов клуба 4CIO Павел Пестряков, технический директор корпорации ИНКОМ.
Формирование экспертных заключений по важным вопросам развития и применения ИТ заявлено также как одна из задач сообщества ИТ-директоров Украины. В качестве примера можно привести оценку продуктов, услуг и решений в области ИТ, подготовку молодых ИТ-специалистов, работу над важными для сообщества нормативными документами в области ИТ.
Такие экспертные заключения, а также мнения сообщества CIO, касающиеся самых различных тем, могут быть открытыми и доступными не только членам клуба. Так, одна из задач Клуба профессионалов АСУ Урала - выступление в средствах массовой информации с мнением по поводу тех или иных событий и тенденций на компьютерном рынке, в области информационных технологий в целом. Аналогично, их украинские коллеги намерены сформировать постоянный поток профессиональных публикаций в прессе от имени своего CIO-сообщества.
Форма и содержание
Формы существования клуба CIO могут быть самыми разными. Некоторые объединения CIO пытаются стать полноценной клубной организацией со всеми атрибутами. Так, по мнению Елены Максимовой, директора Клуба профессионалов АСУ Урала, клубная форма организации предполагает закрытость, элитность и строгие правила. "Наш клуб имеет собственный герб и гимн, музыку к которому написал известный уральский музыкант Александр Пантыкин на слова не менее известного уральского поэта Евгения Кормильцева", - рассказывает она. В Сообществе ИТ-директоров Украины разработаны этические нормы поведения членов сообщества, в частности, предоставление о себе правдивой информации, соблюдение требования конфиденциальности и безопасности информации. При этом членам сообщества настоятельно рекомендуется воздерживаться от открытой саморекламы и рекламы своей компании (но адекватная самопрезентация и желание выделиться приветствуются и поощряются). "Любой участник может обратиться к своему коллеге за помощью профессионального или частного характера, будучи уверен в том, что найдет заинтересованный и внимательный отклик. Члены сообщества не обязаны оказывать помощь и давать консультации, но мы объединились потому, что вместе решать задачи эффективнее", - говорит Владимир Бузмаков.
Как правило, заседания CIO-клубов проходят раз в месяц и бывают тематическими. Так, в питерском клубе для составления списка наиболее важных для ИТ-директоров тем было проведено анкетирование, по итогам которого составлен соответствующий рейтинг тем. "За год мы прошли только треть нашего списка, а к некоторым темам уже приходится возвращаться вновь - потому что число членов клуба выросло за год с шести до 100 человек, и новым участникам "пройденное" тоже интересно", - рассказывает Кирилл Соловейчик. Помимо дискуссии между членами клуба тематическое заседание часто предполагает и выступление профессионалов из ИТ и консалтинговых компаний. "Наши ежемесячные заседания позволяют членам клуба встречаться для обсуждения чего-то злободневного. На эти встречи обычно приглашаются те, кто с точки зрения членов клуба относится к профессионалам и для кого тема обсуждения является бизнесом", - говорит о практике клуба 4CIO Павел Пестряков.
Помимо дискуссионных заседаний, в программе встреч CIO немаловажную роль занимает и обучение, различные семинары, которые также может организовать клуб. А в Сообществе ИТ-директоров Украины даже планируют разработать и организовать постоянно действующую программу повышения квалификации ИТ-специалистов "Университет ИТ-директоров"
Говоря об активной деятельности московского клуба 4CIO, Павел Пестряков отмечает: "Все это делают люди, очень плотно загруженные на работе, но польза, которую мы получаем от существования клуба и участия в нем, компенсирует затраты сил и времени".
Посторонним вход воспрещен?
Формально членом клуба CIO может быть только ИТ-директор или руководитель ИТ-департамента компании. Так, например, обстоит дело в Клубе CIO металлургии, который позиционирует себя как добровольное объединение руководителей ИТ-департаментов предприятий металлургической отрасли.
В Питерском клубе признают, что "ИТ-директор" - должность, подразумевающая уровень топ-менеджмента, и далеко не на всех предприятиях она как таковая существует. Неужели для руководящих ИТ-специалистов этих предприятий вход в CIO клуб закрыт? "Мы решили найти компромисс, - говорит Максим Белоусов (ФК "Аконит"), коллега Кирилла Соловейчика по руководству Питерским клубом CIO. - Разумеется, в клуб не будет принят обычный системный администратор или начальник ИТ-отдела, у которого в подчинении пара человек. Мы совместно выработали несколько формальных условий, при выполнении которых ИТ-специалист может стать членом клуба". Координационный совет клуба исходил из того, что члены клуба должны быть интересны друг другу наличием профессионального опыта определенного уровня, которым можно поделиться. При этом не стоит обращать внимание на конкретное название должности специалиста, главное, чтобы он принимал решения определенного уровня в области ИТ на своих предприятиях.
"Из людей, собравшихся на первую встречу клуба 4CIO, должность, соответствующую названию, занимал лишь я, - рассказывает Павел Пестряков. - Несмотря на это остальные участники встречи отражали главное, что в последующем стало основной идеей клуба: Клуб - это собрание людей, занимающих различные должности в компаниях, но самое главное, рассматривающих информационные технологии как инструмент развития бизнеса и использующих их для развития своих компаний. Как показала практика, такой подход позволил объединить в клубе людей нетривиальных".
В Сообществе ИТ-директоров Украины разработана целая классификация членов сообщества. В первую очередь, это участники сообщества - ИТ-директора и ИТ-менеджеры. Для отнесения к данной категории кандидату в члены сообщества необходимо обладать следующими признаками: управление применением ИТ на предприятии; наличие подчиненного персонала (в том числе, возможно, не собственного, а привлекаемого на условиях, например, аутсорсинга). Эта категория - основа сообщества. Участниками сообщества не могут быть специалисты по продажам ИТ-решений. Кандидаты в участники сообщества - ИТ-специалисты, стремящиеся стать управленцами в области ИТ. Кандидатом в участники могут стать все, кто работает в области ИТ. Но данная категория участников имеет ограниченный доступ к информации, льготам и мероприятиям сообщества. Существуют также и специальные участники сообщества - профессионалы в области ИТ и смежных отраслях, не подпадающие под определения "участник сообщества" или "кандидат в участники сообщества", но разделяющие систему ценностей сообщества и оказывающие помощь в функционировании сообщества. Данная категория участников также имеет ограниченный доступ к ресурсам сообщества. Для каждого специального участника ограничения определяются в индивидуальном порядке.
В Уральском клубе, помимо ИТ-руководителей, членами клуба могут стать на особых условиях и коммерческие организации, работающие на рынке информационных технологий.
В клубах, объединяющих CIO по территориальному признаку, общаются между собой ИТ-руководители самых разных предприятий. "Почему наш клуб не отраслевой? Потому что проблемы в работе CIO не всегда зависят от отрасли, в которой работает его компания, - считает Кирилл Соловейчик. - У нас в клубе есть представители и банков, и фармацевтических предприятий, и заводов, и страховых компаний, госучреждений и многих других. Но ядро проблем у всех можно выявить общее - это, например, вопросы, связанные с управлением персоналом, организацией ИТ-службы, и многие другие".
Однако в процессе "эволюции" CIO клубы могут столкнуться с тем, что постепенно ИТ-директора, а это молодые талантливые люди, будут подниматься вверх по служебной лестнице в своих компаниях. Это рано или поздно потребует выработки новых критериев приема в клубы, а также самой тематики их мероприятий.
Имидж CIO
Интересно, что среди задач, записанных в уставе, у всех клубов CIO встречается не просто профессиональный рост, но и повышение самого статуса CIO как в глазах собственного руководства, так и на рынке вообще. "Клуб не только место получения актуальной информации по специальным технологическим вопросам. Он также призван помогать изменять участникам заседаний свой статус так, как это требуется нынче первым лицам предприятий, - говорит Елена Максимова. - Общение в клубе дает идеи для реализации саморазвития с целью формирования имиджа современного управленца, директора информационной службы. Клуб должен помочь ему доказать, что ИТ - это одна из важнейших составляющих современной системы управления предприятием или учреждением, поэтому первый руководитель нуждается не просто в специалистах по программам и "железкам", а в полноценном помощнике с соответствующим статусом". То есть речь идет о повышении личного статуса члена клуба и его стоимости на рынке.
С этим согласен и Владимир Бузмаков: "Сообщество ИТ-директоров Украины намерено быть общественным институтом, нацеленным на развитие успешности членов сообщества". По словам Валерия Хайдарова, клуб CIO металлургии разрабатывает и осуществляет программы и проекты, способствующие формированию активной роли CIO в эффективном управлении предприятием металлургической отрасли, а миссия клуба - повышение статуса и роли руководителя ИТ-подразделения в достижении бизнес-целей металлургическим предприятием. "Клуб должен помочь ИТ-руководителю отстаивать свои решения перед собственниками бизнеса, - говорит Кирилл Соловейчик. - При этом речь идет вовсе не о развитии ИТ ради самих ИТ, это пройденный для современной компании этап, а об ИТ-стратегии, соответствующей бизнес-стратегии предприятия".
При этом имидж CIO, который собираются пропагандировать клубы, по своей сути ближе к образу топ-менеджера, нежели ИТ-специалиста. Это сказывается и на выборе тематики для встреч, когда все больше делается акцент на проблемы управления предприятием с применением ИТ, и на "пропаганде" клубом позиционирования CIO именно как менеджера "Для ИТ-директора сегодня важны менеджерские качества. Конечно, нужны профессиональные знания в области ИТ, но не только. Такую же важность имеют бизнес-навыки и готовность делать себя менеджером", - считает Олег Гейдаров, ИТ-директор ЗАО "Морская техника" , активный член клуба SPb CIO Club.
Расти и объединяться
В перспективах всех клубов CIO - рост. Эта безусловно положительная тенденция, видимо, приведет через некоторое время к изменениям в организации клубов. Когда CIO-клуб - лишь несколько десятков человек, знающих друг друга лично, из которых активно принимают участие во всех мероприятиях не более половины, то отношения в большей степени неформальные, да и координировать работу клуба можно практически "на общественных началах". В то же время несколько сотен участников потребуют совершенно иных подходов как к организации заседаний клуба, так и к его управлению. В частности, Питерский клуб CIO создал экспертный совет, в пределах которого представлены комитеты по различным направлениям деятельности CIO. В состав этих комитетов войдут члены клуба, обладающие наибольшей компетенцией в соответствующих областях.
С ростом клубов они приобретают и общественную значимость. Сообщество ИТ-директоров Украины планирует организовать тесные связи с правительством и законодательными органами для оказания содействия и поддержки развития IT в стране, Уральский клуб намерен повышать престиж ИТ-отрасли и ее значимости для экономики региона.
И главное - отдельные CIO-сообщества готовы общаться между собой. Это касается как отраслевых сообщество (по словам Валерия Хайдарова, Клуб CIO металлургии устанавливает и развивает связи и сотрудничество с аналогичными зарубежными и международными организациями), так и региональных - в октябре этого года на съезде ИТ-директоров "CIO-саммит" было принято решение о создании координационного совета CIO-клубов СНГ. Как организаторы, так и участники таких сообществ сходятся во мнении, что эта форма профессионального общения завоевывает все большее количество сторонников и будет активно развиваться.