Однако в России в отрасли строительства и недвижимости практически нет ERP-систем. Основная проблема в том, что большинство российских компаний этой сферы еще не "созрели" для новых управленческих технологий. Конкурентную ситуацию в сфере строительства нельзя в полной мере назвать рыночной. Это совсем не стимулирует компании к повышению эффективности управления и прозрачности бизнеса. Но ситуация меняется. По прогнозам экспертов, уже через полтора-два года спрос на новые управленческие технологии в этом секторе резко возрастет. Уже сейчас банки стали предъявлять более жесткие требования к "прозрачности", выдавая кредиты инвестиционно-строительным компаниям. От этого зависят условия выдачи кредита, в том числе и процентные ставки. Поскольку заемные средства составляют основу финансирования строительства, такой поворот может заставить строительные компании пересмотреть свои позиции в отношении ERP-систем.
Есть и внутренние причины для внедрения ERP-систем в компаниях этой отрасли. Прежде всего, существуют проблемы автоматизации проектной деятельности. Здесь решение зависит от количества ведущихся проектов, их сложности и комплексности операционной деятельности компании. Для компании с небольшим количеством проектов достаточно будет внедрить систему документооборота и систему проектного планирования типа Primavera. Но в крупных компаниях-холдингах, управляющих множеством проектов, как правило, особенно заметный эффект приносит применение же полноценной ERP-системы.. В строительной отрасли большинство контрактов выполняются с привлечением заемных средств - это могут быть как банковские кредиты, так и кредиты частных лиц. Если компания занимается строительством во многих регионах на разных площадках и при этом является холдингом со сложной юридической структурой, то возникает сложная схема финансирования, с нетривиальным порой механизмом взаиморасчетов между структурными подразделениями холдинга. Тогда ERP-система дает возможность менеджерам понимать и контролировать прибыльность каждого подразделения и каждого проекта с учетом всех этих взаиморасчетов.
Аналогичные проблемы начинают проявляться уже при составлении бюджета будущего проекта. В процессе разработки и согласования бюджета участвует множество людей из различных подразделений или бизнес-единиц, бюджет проходит несколько корректировок и циклов согласований. Как показывает практика, основная сложность в процессе бюджетирования - это именно взаимодействие людей. Поэтому при автоматизации бюджетирования важно не только переложить в систему модели планов и бюджетов, но разработать регламенты и распределить ответственность между всеми участниками процесса. Здесь необходимо применение специальных инструментов автоматизации бюджетного процесса, которые входят в комплексные ERP-системы.
Кроме того, при большом количестве одновременно ведущихся проектов важно не только планировать и контролировать каждый отдельный проект, но и синхронизировать работу людей в разных регионах, обеспечить для них оперативный доступ к единой непротиворечивой информации по выполняемым проектам.
Заметим еще, что ERP-системы могут оказаться весьма полезными операторам, управляющим коммерческой или торговой недвижимостью. Например, Oracle Property Management, часть ERP-системы Oracle E-Business Suite, позволяет управлять отношениями с арендаторами с момента первого контакта до заключения договора, автоматически выставлять счета на основании гибких алгоритмов расчета арендной платы (например, фиксированная часть плюс процент от выручки арендатора-магазина, плюс поправка на индекс инфляции или изменение курса доллара). Кроме того, аналитические возможности системы позволяют оценить такие параметры, как заполняемость площадей, прибыльности различных объектов и сбалансировать портфель недвижимости. Компания Mocerich управляет при помощи средств Oracle портфелем из 46 молов, на территории которых расположены 200 супермаркетов и 5000 специализированных магазинов.
Управление строительными проектами Black & VeatchКаждый день сотрудники Black & Veatch работают с более чем 2500 проектами — от проектирования и строительства электростанций и сооружений по очистке природных и сточных вод до управления сетями коммуникаций и транспортными узлами. Годовой доход компании составляет более 1 млрд долл.В 1996 году Black & Veatch решила, что ей необходима новая глобальная бизнес-система, которая справлялась бы с управлением многомиллионными инженерными и строительными проектами, и в 1997 году приступила к внедрению комплекса Oracle E-Business Suite. К концу 2004 года на платформу Oracle было переведено 95% бизнеса. На сегодняшний день 50 подразделений компании Black & Veatch используют приложения Oracle Projects и Oracle Financials, чтобы управлять взаимодействием с клиентами и бизнес-операциями в пяти странах. Black & Veatch решила принять на вооружение большинство моделей бизнес-процессов, встроенных в приложения Oracle, даже если это приводило к изменениям некоторых существующих процессов. «Мы внесли радикальные изменения в наши процедуры проверки счетов к оплате, чтобы в полной мере использовать преимущества эффективности процедур Oracle», — говорит Клифорд Джонсон, вице-президент Black & Veatch. По его словам, решение Oracle превысило все ожидания. Оно позволило ежегодно экономить на информационных системах 500 тыс. долл. за счет консолидации оборудования и программного обеспечения, а также мгновенному доступу через Интернет к проектной и финансовой информации из любой точки мира. |
Оптимизация бизнес-процессов продажи и аренды жильяКомпания «Пересвет-Инвест» уже 10 лет работает на рынке продажи и аренды жилья и нежилых помещений, включая рынок вторичного жилья. Сейчас компания завершает внедрение Oracle E-Business Suite и готовится к вводу системы в промышленную эксплуатацию. Раньше «Пересвет-Инвест» пользовался собственными решениями для автоматизации отдельных бизнес-процессов и элементов управленческого учета, разработанных на базе стандартного пакета офисных программ. Однако эти средства перестали удовлетворять растущим потребностям и новым задачам предприятия. «Можно было собрать команду из нескольких разработчиков и создать собственное ПО для решения этих задач, — говорит Владимир Трясцин, CIO «Пересвет-Инвест», — но одновременно с автоматизацией мы хотели оптимизировать наши бизнес-процессы и повысить их эффективность. Проанализировав ситуацию, мы увидели, что такую задачу сможет решить только внедрение полноценной ERP-системы». В качестве исполнителя проекта была выбрана компания «ФОРС – Центр разработки».После предпроектного обследования, проведенного специалистами ФОРС летом 2004 года, выбор компании пал на Oracle E-Business Suite. «Функциональность системы стала главной причиной выбора, — комментирует Владимир Трясцин. — Потенциал роста компании таков, что не за горами появление филиалов в других городах и регионах. Поэтому очень большим преимуществом Oracle было то, что это решение основано на использовании Web-технологий, обеспечивающих создание единого информационного пространства в рамках территориально распределенной структуры компании». Еще один аргумент в пользу решения Oracle — то, что оно позволяет автоматизировать систему документооборота на базе технологии Oracle Workflow. «Отдельная система документооборота обошлась бы нам достаточно дорого. Кроме того, у нас в компании не так много типов документов, — говорит Владимир Трясцин. — А встроенный документооборот ERP-системы Oracle решал более 80% наших задач. Оставшиеся 20% мы планируем «закрыть» также средствами Oracle, которые хорошо интегрируются с E-Business Suite.». Главный результат, которого ожидали от проекта, — автоматизация управленческого учета, которая подразумевает автоматизацию бюджетирования, ведения инвестиционных проектов, продаж, ведения и сопровождения договоров. Для «Пересвет-Инвеста» важно было и иметь возможность финансового прогнозирования своей деятельности. «Следует отметить те принципиально новые возможности для принятия эффективных управленческих решений, которые открылись только в результате автоматизации деятельности компании, — говорит Владимир Трясцин. — Прежде всего был обеспечен централизованный сбор информации и осуществление бюджетного контроля. Без этого гибко управлять компанией немыслимо, особенно в условиях насыщенного и динамично развивающегося рынка». Актуальной была также задача автоматизации HR-функций. Это связано с большой «текучкой» в риелторских компаниях сотрудников, работающих на рынке вторичной недвижимости, так как они часто в прошлом имели другую специализацию и не всегда нацелены на долгосрочную работу в риелторском бизнесе. Реализация проекта началась осенью 2004 года. В целом в ходе проекта одновременно будет внедрено семь различных модулей Oracle e-Business Suite: «Главная книга», «Кредиторы», «Дебиторы», «Движение денежных средств», «Персонал», «Закупки», «Продажи». Интересная особенность проекта — специально разработанный специалистами ФОРС для «Пересвет-Инвест» модуль «Шахматка». Он отвечает специфическим бизнес-задачам компании и позволяет визуализировать процедуры, связанные с процессом продажи квартир в домах-новостройках. Благодаря этому модулю становится доступным графическое представление объектов продаж и их состояние на различных стадиях продажи. Проект планируется завершить в декабре 2005 года. |