В октябре 2001 года было объявлено о старте совместной инициативы системного интегратора IBS и компании Cable&Wireless — проекта DATA FORT. Перед проектом ставилась задача предоставления в аренду крупных корпоративных систем (включая системы класса HelpDesk и ERP) на базе собственного Центра обработки данных. В числе первых вендоров, с которыми было заключено партнерское ASP-соглашение, были компании Microsoft и Oracle. В октябре 2002 года состав продуктов, подпадающих под это соглашение, был расширен, в частности, в него были добавлены услуги по предоставлению в аренду системы управления проектами Microsoft Project.
О том, что представляет собой бизнес проекта DATA FORT — в плане предоставления услуг по управлению проектами в формате ASP, — мы беседуем с Дмитрием Фишелевым, менеджером по развитию бизнеса проекта DATA FORT и Вадимом Богдановым, Project Management Area Champion компании Luxoft и руководителем ведущего портала по управлению проектами в России «Профессионал управления проектами» (http://www.pmprofy.ru).
Intelligent Enterprise: Управление проектами, несмотря на свою длительную историю, для России пока остается диковиной. Компании, работающие в этом сегменте рынка, зачастую трактуют это понятие каждая по-своему. Что такое управление проектами с точки зрения ваших компаний?
Вадим Богданов: Как известно, любую задачу можно решить, если у вас достаточно денег и времени. Но, как правило, либо одного, либо другого не хватает. Проектный менеджмент — это как раз та технология, которая позволяет укладываться в отпущенный срок и деньги и решать поставленные задачи с необходимым уровнем качества.
IE: Какими средствами достигается решение этих задач для клиентов?
В. Б.: По сути, управление проектами — это эффективная технология управленческого планирования и учета. Ее внедрение невозможно без разработки корпоративной методологии управления проектами, т. е. своего рода правил игры, которые определяют, как менеджеры должны планировать и учитывать проектные работы.
Корпоративная методология определяет, какие составляющие проекта (календарный план, бюджет, использование ресурсов) должны планироваться и учитываться, а какие — нет. После определения методологии выбираются программные средства, с помощью которых можно решить поставленные задачи, играть по установленным правилам.
IE: А что вы предлагаете заказчику с точки зрения средств?
В. Б.:Обычно в процессе консультирования организации-заказчика выясняется, какие требования принятая в организации методология управления проектами предъявляет к календарному планированию, бюджетному, ресурсному. Кроме того, важно определить масштабность проектов, которые выполняются в организации, общий объем портфеля проектов, который должна будет обслуживать информационная система. После этого можно определить, какой продукт подходит данной организации.
Если организация выбирает Microsoft Project, то затем принимается решение либо о самостоятельном приобретении лицензий и оборудования, либо об аренде.
IE: На каких условиях DATA FORT предоставляет услуги по управлению проектами?
Дмитрий Фишелев: Можно говорить о бизнес-модели, а можно говорить о финансовых условиях. Бизнес-модель построена на принципах аутсорсинга и базируется на ежемесячных арендных платежах. Фактически это классическая схема Application Service Provider, когда заказчик избавлен от необходимости создавать у себя конфигурации под программное обеспечение, предназначенное для управления проектом. В частности, мы предлагаем в аренду Microsoft Project Server. Заказчик приходит к нам, получает готовую сконфигурированную систему и ведет свои проекты с помощью удаленного доступа через Интернет или, если таково требование заказчика, по защищенному каналу, например, VPN.
IE: Если мы заговорили о методологии, то это некие знания, которые даже с документацией затруднительно передать. Как вы передаете эти знания, учитывая схему работы в формате ASP?
Д. Ф.: Методологию невозможно сдавать в аренду, поэтому на самом деле стоит разделить предоставление сервиса на несколько составляющих. Начнем с того, что если в компании не поставлен проектный менеджмент, то она не является потенциальным клиентом этого сервиса. Трудно себе представить компанию, которая, не имея в основе своего бизнеса проектного менеджмента, ходила по рынку и думала, как бы ей взять в аренду Microsoft Project. Он ей просто не нужен в таком случае. Поэтому, как правило, ход обратный, т. е. сначала компания учится проектному менеджменту, а уже после этого начинает выбирать себе инструмент, который будет поддерживать эту методологию.
Вместе с тем методологию нельзя за три месяца выучить на пятерку и в дальнейшем ею пользоваться, не испытывая дефицита консалтинга. Поэтому у нас есть идеи, и мы хотели бы привлекать в рамках проекта сдачи в аренду Microsoft Project консультантов и компании, которые занимаются проектным консалтингом, для того чтобы предлагать клиентам комплексную услугу: не только доступ к программному обеспечению, но и доступ к методологической составляющей этого бизнеса.
IE: Можно ли сформировать некий собирательный образ вашего потенциального заказчика на аренду Microsoft Project?
Д. Ф.: Я готов нарисовать портрет клиента, но он будет пока очень абстрактным и расплывчатым. Дело в том, что мы находимся в самом начале пути, а точный портрет клиента появляется примерно через год после начала реального функционирования программы.
Среди потенциальных клиентов DATA FORT мы видим компании, которые собираются жить и строить свой бизнес в соответствии с принципами проектного менеджмента. Если таких понятий в компании не существует, то и необходимости в использовании подобного рода продуктов не возникает. Далее: как правило, это компании с выстроенной иерархической структурой, когда проектный менеджмент выделен в отдельный класс бизнес-процессов. Эти активности контролируются, по ним ведется отчетность. Кроме того, если говорить о секторах рынка, то, безусловно, наиболее склонны к подобного рода продуктам компании ИТ-сектора, потому что отсюда вышел проектный менеджмент как четко описанный бизнес-процесс.
И последний штрих к портрету потенциального заказчика — это компании с развитой филиальной сетью или с территориально разнесенными предприятиями: различного рода холдинги, сетевые структуры.
IE: Какую долю среди ваших потенциальных клиентов составляют российские и зарубежные компании?
Д. Ф.: К сожалению, пока в России, по нашим представлениям, сам принцип проектного менеджмента только завоевывает право на жизнь. Поэтому на первых порах в числе компаний, использующих проектный менеджмент и соответствующее ПО, видимо, доля международных компаний, их представительств или филиалов в России будет выше, чем доля российских компаний. Хотя это опять моя гипотеза, и я могу ошибаться.
IE: Каков финансовый порог вступления в деловые отношения с вашими клиентами?
Д. Ф.: Дело в том, что когда клиент приходит к нам, то имеет смысл сравнивать арендные платежи за какой-то период времени и совокупную стоимость владения решением. Поскольку цена владения решением складывается не только из лицензии, а еще и из стоимости оборудования, обслуживания, консультаций, то по предварительным подсчетам, которые мы сейчас провели, цены будут зависеть от объема лицензий, который арендует у нас заказчик. Они будут колебаться приблизительно от 60 до 100 с лишним долларов в месяц за рабочее место. Но если говорить о совокупной стоимости владения — она зависит от многих параметров. В соответствии с рекомендациями Microsoft серверная конфигурация, которая должна обеспечивать работу Microsoft Project, не может включать менее трех серверов. В общем, это достаточно серьезное техническое решение.
IE: Есть ли объяснение тому, почему вы выбрали именно Microsoft Project?
Д. Ф.: У пользователей мотивы бывают разные, но наш выбор обусловлен тем, что люди работают с Microsoft. Другой аргумент — программа Microsoft Project сделана в знакомом интерфейсе, в стиле Office, развита справочная система. Иными словами, она хороша и для новичков, хотя при этом у нее есть и профессиональные возможности. Немаловажно то, что с выходом новой версии появились серьезные возможности совместной работы, планирования проектов, которые очень сильно отличают программу от конкурентов.
I.E.: Можно ли предположить, что Microsoft Project по своему функционалу отвечает требованиям того собирательного клиента, о котором мы говорили?
Д. Ф.: Если бы мы так не считали, то не стали бы затевать проект по предоставлению в аренду Microsoft Project для наших потенциальных клиентов.
IE: Смущает вот что — те достоинства продукта, которые были перечислены, дают просто «зеленую улицу» пиратским версиям.
Д. Ф.: Нет. Именно для данного продукта таких опасений практически не существует. Дело в том, что продукт — это средство поддержания правильной методологии управления проектом в компании. Поэтому он требует, с одной стороны, четкого выстроенного бизнеса, с другой — хорошего консалтинга в области проектного менеджмента. Как правило, такие компании не склонны «воровать» софт, они работают с серьезными партнерами, и для них риск быть обвиненными в пиратстве слишком высок.
IE: Насколько Microsoft Project как программный продукт приспособлен к предоставлению услуг в формате ASP, да еще в условиях российского рынка?
Д. Ф.: Это очень интересный вопрос. Продукт только начинает продвигаться на российском рынке, но, по нашему мнению, перспективы именно этого продукта (да и всех продуктов этого класса) в России очень благоприятные.
Современные парадигмы проектного менеджмента таковы, что вопросы управления бюджетом, временем или качеством проекта не отделяются от области, в которой делается этот проект. Поэтому продукты этого класса, на наш взгляд, будут востребованы российскими компаниями.
К тому же сама бизнес-модель проектного менеджмента такова, что схема аренды технического решения, его обеспечивающего, одна из наиболее удобных. Во-первых, эти продукты совсем не просты в управлении и в администрировании. Во-вторых, они предназначены для выполнения проектов, которые не обязаны вестись постоянно, т. е. необходимость в подобного рода сервисах у заказчика возникает время от времени. И это означает, что если компания владеет таким решением и самостоятельно его поддерживает, то в то время, когда никакие проекты в компании не ведутся, продукт будет просто «простаивать».
И третье — дело в том, что сейчас, по крайней мере в ИТ-индустрии и, насколько я знаю, в некоторых других областях, проектные команды могут быть территориально сильно распределены. Особенно это касается транснациональных компаний, компаний с широкой филиальной сетью, у которых проектная команда находится в географически разных точках, иногда даже на разных континентах. И поэтому проблемы, связанные с допуском внутрь, в корпоративную сеть удаленных пользователей, достаточно серьезны. Кстати говоря, удаленные работники — это не всегда штатные сотрудники, они могут привлекаться под данный конкретный проект. И поэтому для них сам Бог велел, как говорится, размещать подобного рода проекты на площадке третьего юридического лица — т. е. вне пределов корпоративной сети. Понятно, что при этом любая компания будет требовать гарантий защиты своих данных. Но вместе с тем решение по подобной схеме для большинства компаний будет более приемлемо. Подход, когда удаленные сотрудники должны каким-то образом через открытые точки входа попадать внутрь корпоративной сети, сильно ослабляет корпоративный контур защиты.
IE: Было ли какое-то знаковое событие, позволившее вам с уверенностью сказать, что бизнес предоставления в аренду услуг по управлению проектами можно запускать и он имеет шанс стать успешным?
Д. Ф.: Случились две вещи. Во-первых, вышел Microsoft Project в серверной идеологии. На мой взгляд, это первый продукт, который позволяет делать серьезные проекты.
В. Б.: В нем появились очень интересные возможности по мультипроектному направлению. Когда в компании ведется много проектов одновременно, то очень сложно планировать загрузку людей в разных проектах, потому что проекты cмещаются по времени. С помощью этого сервера компания может планировать загрузку своих ресурсов, проводить анализ на будущее. Все эти функции делают этот продукт очень полезным для крупных компаний, где одновременно выполняется много проектов и при этом филиалы географически распределены.
Д. Ф.: А во-вторых, само развитие российской экономики пока идет таким образом, что объем бизнеса потихоньку растет, требования к нему постоянно ужесточаются, и это влечет за собой явно выраженную необходимость сделать бизнес более прозрачным и эффективным. Следовательно, необходимы серьезные технологии управления бизнесом, включая технологии проектного менеджмента. Все это будет означать рост спроса на такой сервис, как аренда приложения Microsoft Project.
IE: Есть некое противоречие. С одной стороны, среди ваших клиентов преобладают западные компании, но, с другой стороны, мотивом для начала бизнеса вы считаете рост российских промышленных компаний…
Д. Ф.: Дело в том, что российская экономика растет, но российскую экономику делают не только российские компании. По мере того как возрастает общий объем российского бизнеса, сюда начинают приходить западные компании. Этот процесс в последнее время идет достаточно уверенно, и сюда приходят серьезные игроки. А они приходят со своими внутрикорпоративными правилами, требуя того же и от российских партнеров.
IE: С точки зрения стоящих перед компанией бизнес-задач как может выглядеть рынок через какое-то время? Изменится ли доля российских промышленных предприятий?
Д. Ф.: Чтобы говорить о том, какая составляющая растет, а какая падает, надо сначала знать, какие составляющие есть и в каком они были состоянии на начало периода. Пока у меня нет, к сожалению, статистики и нет четкого представления, как сегментирован рынок для сервиса проектного менеджмента. Есть подозрение, скорее даже желание, что если в нашей стране все будет хорошо, то, безусловно, доля российских компаний, в том числе и промышленных, нуждающихся в подобном сервисе, будет расти. Мало того, могу сказать, что сейчас у нас в стадии начальных переговоров находятся запросы на аутсорсинг проектного менеджмента и использование соответствующих технических сервисов от нескольких достаточно крупных российских промышленных компаний.
Вел беседу Олег Седов