То, что успешные ИТ-директора в России есть, — факт общеизвестный. Но как они пришли к успеху и какие качества, умения и навыки сыграли в этом важную роль — неизвестно. Мы отважились немного потеснить эту неизвестность и провести анализ фактов из биографий ИТ-менеджеров (директоров), карьеру и профессиональную деятельность которых можно назвать успешной с достаточной степенью уверенности. Мы попытались выяснить определенные события в их жизни, которые в сочетании с другими факторами оказали положительное влияние на становление человека как профессионала и успешного менеджера.

Поговаривают, что среди нашего населения трудоспособного возраста уже не так много вменяемых людей; квалифицированные же вменяемые люди вообще товар штучный, особенно в сфере ИТ. С такими утверждениями не так просто спорить, тем более что они подкрепляются внушительными статистическими изысканиями, однозначно свидетельствующими о патологическом дефиците ИТ-кадров (см., к примеру, отчет Центра социологических и психологических технологий в образовании МИЭМ «ИТ-кадры в российской экономике», подготовленный по заказу АПКИТ). Хотя предсказания конца света давно стали привычными, нас все еще пытаются ими пугать.

Но далеко не все обращают внимание, что несмотря на известные трудности большинство тех, кто делает бизнес в России, худо-бедно продолжают работать. Причем некоторые делают это на удивление успешно и в общем неплохо развиваются. Данное обстоятельство дает почву для двух смелых предположений: либо успех бизнеса вовсе не зависит от информационных технологий, либо в Российской Федерации помимо нефти и газа пока еще есть запас ИТ-специалистов.

В последнее верить интереснее. Мы верим, что Россия располагает квалифицированными специалистами в области информационных технологий, и считаем необходимым исследовать человеческий капитал, которым наша страна обладает. Важно выяснить, какие факторы способствовали его формированию. Тогда будет понятнее, каким образом этот капитал следует развивать и как готовить «достойную смену», способную удовлетворить основные запросы общества в области ИТ.

Исследование биографий

Реализация масштабных исследований трудовых ресурсов в сфере ИТ по разным причинам в настоящее время невозможна. Поэтому для начала мы решили провести анализ фактов биографий ИТ-менеджеров (директоров), карьеру и профессиональную деятельность которых можно назвать успешной.

Биографии отдельных ИТ-специалистов можно рассматривать в качестве примеров истории успеха. С другой стороны, анализ некоторой совокупности биографических фактов индивида ни в коем случае не позволяет сделать вывод о том, что именно такая совокупность приводит к правильному развитию карьеры. В лучшем случае можно предположить, что определенные события жизни (учёба в серьезном вузе, получение степени MBA, продолжительность работы в одной компании, переезд в другой город и смена работы) в сочетании с другими факторами оказали положительное влияние на становление человека как профессионала и успешного менеджера. Обратим внимание, что мы не говорим о судьбе всех добившихся успеха ИТ-менеджеров России, а рассматриваем частные случаи и возможности.

Участники исследования

В ходе исследования было проанализировано сорок кратких биографий ИТ-директоров и других ИТ-руководителей высокого уровня из не-ИТ-компаний. Источники данных — информационные папки мероприятий, организованных AHConferences в 2007—2008 годах, содержащие биографические справки о докладчиках, и биографии ИТ-директоров, опубликованные в этот же период в рубрике «человек номера» Intelligent Enterprise.

По какому принципу отбирались биографии для исследования? Мы полагаем, что если человек имеет многолетний опыт работы на высоких позициях в известных компаниях, если коллеги знают и уважают его, а ИТ-сообщество знакомо с результатами реализованных им проектов и оценивает их в целом положительно, если он делает яркие и интересные доклады на профессиональных конференциях для ИТ-специалистов, значит, он успешен. Многие из тех руководителей, чьи биографии мы анализировали, являются лауреатами премии «ИТ-лидер» и входят в различные рейтинги лучших ИТ-директоров России. Другими словами, это известные и уважаемые люди, пользующиеся авторитетом среди коллег.

Документы, которые мы называем «краткие биографии», содержат следующие сведения: ФИО; год рождения; название вуза, в котором ИТ-специалист получал основное образование, дата начала и окончания учебы; квалификация по диплому; дополнительное профессиональное образование, дата обучения; наличие ученой степени; название компании, в которой специалист работает в настоящее время, дата начала работы в этой компании; должность, занимаемая в настоящее время, и дата вступления в неё; предыдущий опыт работы. Хотя ИТ-руководители, биографии которых мы анализировали, лично в нашем исследовании не участвовали, мы позволим себе называть их «участниками исследования».

Возможный возраст ИТ-директора

Год рождения указан в 26 из сорока биографий. Четырнадцать человек относятся к возрастной группе от 30 до 40 лет и десять человек — к группе от 40 до 50. Самому молодому участнику на момент исследования 28 лет, самому солидному — 57. Причем самый молодой вступил в должность руководителя ИТ-службы крупной компании в возрасте 26 лет.

Образование

Все ИТ-руководители, биографии которых мы исследовали, имеют высшее образование. Совсем немного (трое из них) получили также второе высшее образование, а один — обладатель трех дипломов.

Абсолютное большинство участников исследования имеют техническое или физико-математическое образование. Один человек получил экономическое образование, есть также случай, когда ИТ-специалист получил одновременно два высших образования — экономическое и техническое.

Специальность или квалификация по диплому о «первом» высшем образовании указана в 32 биографиях. Наиболее распространенные специальности — «прикладная математика» (8 человек) и «инженер-системотехник» (7 человек). Другие специальности — «вычислительные системы, комплексы и сети», «автоматизированные системы обработки информации и управления», «радиофизика и электроника», «ядерная физика», «электронные вычислительные машины», «системы управления летательными аппаратами», «автоматизированные системы в экономике» и т. д.

Из сорока ИТ-директоров только восемь обладают степенью MBA: двое получили ее в США, остальные в России. Среди участников исследования четыре кандидата физико-математических, три — технических, два — экономических наук, один доктор физико-математических наук, три человека окончили аспирантуру без присвоения ученой степени.

Причем большая часть (26 человек) ИТ-директоров, для которых указаны годы получения первого высшего образования, поступили в вуз еще во времена Советского Союза, и их вполне можно назвать воспитанниками советской системы образования.

Двадцать восемь ИТ-директоров окончили московские вузы, четверо — санкт-петербургские и восемь специалистов — вузы в других городах России. Интересно, что из восьми человек, окончивших региональные вузы, только двое впоследствии переехали жить в Москву, остальные работают в крупных компаниях (энергетика, нефтегаз) в тех регионах, где учились. Те, кто учился в Санкт-Петербурге, также предпочли остаться в городе на Неве.

При этом исследование выявило случаи, когда ИТ-специалист, имея только одно высшее образование (звучит почти неприлично!), без MBA и ученых степеней добивается отличных успехов в карьере. То есть можно предположить, что ученые степени и звания хотя и воспринимаются профессиональным сообществом как крайне желательные, все же не являются обязательными для достижения успеха. С другой стороны, надо признать, что для большинства успешных ИТ-руководителей получение новых знаний — это образ жизни, который не только позволяет расти в профессиональном плане, но просто необходим для поддержания профессионализма на должном уровне. Наверное, не принципиально, какой путь для этого будет избран — самообразование или курсы повышения квалификации.

Исследование личности ИТ-менеджера

Что определяет степень успешности или неуспешности менеджера? Догадок на этот счет много, но обоснованных и хоть с какой-то вероятностью доказанных практически нет. Тем ценнее каждая попытка разобраться в этом. Недавно было закончено интересное исследование соотношения компонентов личности ИТ-менеджеров, базирующееся на модели и технике трансактного анализа, с которым мы и хотим познакомить наших читателей. Его автор — психолог-психоаналитик, специалист по трансактному анализу Елена Максимова.

Для проведения исследования был использован терапевтический опросник структуры личности. В исследовании участвовало 72 человека. Группа «успешных менеджеров» состояла из 37 человек, группа «обычных менеджеров» — из 35 человек. Обоим группам было предложено заполнить опросник «Шкала личностных черт Родитель — Взрослый — Ребенок», который предназначен для быстрого, легко проводимого измерения структуры личности в традициях трансактного анализа.

Трансактный анализ

Трансактный анализ представляет собой теорию личности и системную психотерапию с целью личностного развития и изменения. Как теория трансактный анализ показывает, как люди устроены психологически. Используемая для этого модель эго-состояний помогает понять, как люди выражают свою индивидуальность в поведении. Модель описывает три различных эго-состояния. Если человек ведет себя, мыслит и чувствует «здесь и теперь» и реагирует на то, что происходит вокруг него, используя весь потенциал взрослой личности, то он находится в эго-состоянии «Взрослого». Временами он может вести себя, мыслить и чувствовать, копируя одного из родителей или других людей, которых воспринимал в качестве таковых. В этом случае согласно модели он находится в эго-состоянии «Родителя». Иногда человек возвращается к поведению, мышлению и чувствам детства, и тогда он находится в эго-состоянии «Ребенка».

Исходной гипотезой исследования было утверждение, что соотношение компонентов структуры личности является определяющим фактором в последующей профессиональной успешности человека.

Структура личности успешных ИТ-менеджеров

Профессиональная успешность менеджера действительно зависит от компонентов структуры личности, и в исследовании были определены паттерны «успешной» личности. У «успешных» ИТ-менеджеров общий показатель личности выше, чем у «обычных». Кроме того, оказалось, что у «успешных» менеджеров самый высокий показатель «Взрослый», а у «обычных» — «Родитель». Из этого можно заключить, что преобладание взрослого состояния в структуре личности определяет ее профессиональную успешность. Однако родительское и детское состояния здесь тоже должны быть представлены в достаточной степени. Причем по компоненту «Ребёнок» у «обычных» менеджеров показатели достоверно ниже, чем у «успешных». И это важнейший результат исследования.

Данные результаты могут быть использованы как для повышения успешности ИТ-менеджеров при групповых тренинговых занятиях, так и при работе с психологом.

Карьера

В исследованных нами биографиях нашел отражение общеизвестный факт: если в советское время работать по специальности параллельно с учебой на дневном отделении вуза было не принято, то сейчас это норма жизни. Не будем делать выводы о том, как это сказывается на качест­ве образовательного процесса, отметим только, что большинство тех, кто закончил вуз уже в постсоветский период, стартовали с более высоких позиций и в целом демонстрируют более высокую скорость подъема по карьерной лестнице. Правда, здесь помимо работы параллельно с учебой действуют и другие значимые факторы.

Более половины ИТ-руководителей начинали свою профессиональную деятельность в должности инженера-программиста или системного администратора. Те, кто застал советское время, как правило, трудились в качестве инженеров по различным направлениям. Отметим и другой вариант развития карьеры, когда человек по окончании вуза посвящает себя научной и преподавательской деятельности, а затем уходит в крупную компанию на должность эксперта или даже ИТ-директора, иногда продолжая заниматься наукой. Среди исследованных нами директоров старше 40 лет такой вариант достаточно распространен. Можно отметить характерные случаи, когда ИТ-директора начинали свою карьеру в консалтинговых и внедренческих компаниях, а потом переходили на службу к заказчику.

Значимый показатель активности и мобильности ИТ-директора — продолжительность работы на одном месте. Удалось выяснить, в течение какого периода участники исследования работают в компании, ИТ-директорами которой они являются в настоящее время. Четырнадцать ИТ-директоров работают в последней компании от 5 до 10 лет, одиннадцать — от 3 до 5 лет, четыре человека от года до трех лет и четверо — более 10 лет. Можно сделать вывод, что успешные ИТ-руководители ориентированы на длительную и очень длительную работу в одной компании. Среди них почти нет исповедующих стратегию «летунов». Некоторые из них все еще продолжают работать в той организации, где начинали свою карьеру. Вероятно, это свидетельствует о высокой степени лояльности к компании-работодателю и о том, что ИТ-специалисты считают возможным развитие и карьерный рост в рамках одной организации. Можно также считать это показателем добросовестности, основательности в работе, стремлением доводить начатые проекты до успешного завершения.

Как стать успешным ИТ-менеджером?

Как изучение биографий ИТ-директоров, так и исследование компонентов личности ИТ-менеджеров — это не абсолютные истины, а скорее повод для рассуждения и дискуссий. Всех заинтересованных обсудить полученные в обоих исследованиях результаты мы приглашаем на конгресс CIO&CEO «Подмосковные вечера» (www.4cio.ru), который состоится 14—16 сентября. Темам психологического портрета ИТ-директора и факторов его успешности планируется посвятить специальную секцию. Вести её будет автор исследования компонентов личности ИТ-менеджеров Елена Максимова. Там же мы планируем широко обсудить результаты исследования биографий ИТ-директоров, а также подходы и методики к изучению различных сторон явления под названием «успешный ИТ-менеджер».

Вместо выводов

Строгих выводов данное исследование не предполагает, но работа с биографиями ИТ-директоров натолкнула на следующие мысли.

  1. Тот человеческий капитал в области ИТ-менеджмента, которым мы обладаем в настоящее время, — в значительной степени наследство советской эпохи. Но есть молодые руководители, которые выросли и выучились уже в пост­советский период. Правда, успехи отдельных молодых ИТ-специалистов нельзя расценивать как показатель хорошей работы российской системы образования.
  2. То, в каком из государственных вузов страны и по какой специальности было получено образование, принципиального значения для формирования ИТ-профессионала не имеет. Большая часть успешных ИТ-руководителей не имеют высшего образования строго по направлению «информационные технологии». С другой стороны, это вполне логично подтверждает, что техническое и физико-математическое образование советского образца давало возможность готовить специалистов с гибким системным мышлением и развитым когнитивным аппаратом.
  3. Тезис о высокой мобильности (частая смена работы) «востребованных» ИТ-директоров нашим исследованием не подтверждается. Напротив, можно сказать, что успешный ИТ-руководитель демонстрирует скорее взвешенное и предсказуемое поведение на рынке труда.

***

Данное исследование — это по сути опробование элементов биографического метода исследования человеческого капитала. К сожалению, исходного исследовательского материала оказалось недостаточно для выявления взаимосвязи между отдельными фактами биографии и развитием карьеры ИТ-специалиста. Однако удалось собрать довольно любопытные сведения относительно образования и профессионального опыта участников исследования.

Для получения же более полной и адекватной картины необходимо изучать установки, мотивацию и личностные особенности ИТ-руководителей. Подходящим методом для реализации этой задачи является структурированное биографическое интервью. К сожалению, подобного рода исследование очень ресурсоемко, и его вряд ли будет возможно провести в ближайшее время. Тем не менее надеемся, что наша работа положит начало целенаправленному изучению условий успешности ИТ-руководителей.