Задавая вопрос о мотивах внедрения ИТ-систем (3.1), мы главным образом старались выявить точку зрения руководителей предприятий на ИТ. Не имея возможности задать этот вопрос топ-менеджерам напрямую, мы прибегли к косвенному опросу. При этом предполагалось, что ИТ-системы так или иначе внедряются на абсолютном большинстве предприятий, представленных нашими респондентами. Причем «внедрение ИТ-систем» мы рассматривали в максимально широком смысле, близком к развитию ИТ вообще.
Важно, что хотя в большинстве случаев в компаниях имеют место почти все мотивы, предусмотренные в вопросе, респондентам было предложено выбрать только один вариант ответа, играющий центральную роль. Понятно, что чаще всего встречается сочетание причин внедрения, но мы ставили перед собой цель установить доминирующий фактор. А поскольку только пять респондентов не нашли в предложенной шкале подходящего для себя варианта ответа, можно считать, что наше предположение оказалось верным.
Основные выводы
1. Полученные результаты дают пеструю картину. Около половины (46%) респондентов внедряют ИТ-системы, потому что руководство предприятия считает это неизбежным и рассматривает ИТ как неотъемлемую часть бизнес-процессов.
2. Однако, увы, причин такой уверенности названо не было, и это нерадостный факт. Например, 49% опрошенных заявили, что их руководство в качестве доминирующей выделяет какую-либо конкретную причину (в том числе и эффективность инвестиций в ИТ). По сравнению с этим столь большая доля (43%) «просто уверенных в необходимости ИТ» выглядит не слишком красиво.
3. Очень высока «раскрученность» ИТ как инструмента. Существует большой разрыв между количеством компаний, которые уверены в том, что ИТ необходимы и что они эффективны. По сравнению с 43% «просто уверенных в необходимости ИТ» всего лишь 7% респондентов ответили, что руководство предприятия уверено, что инвестиции в ИТ повышают эффективность управления, а еще у 7% этот эффект оценивается и он весом.
4. Весьма прагматичное отношение к ИТ демонстрируют 35% респондентов: 16% ответивших сообщили, что скорость развития их бизнеса такова, что они просто вынуждены внедрять информационные системы, а руководство практически каждой пятой компании видит в ИТ механизм совершенствования бизнес-процессов и утверждения новых стандартов ведения бизнеса. Эти варианты ответа отражают прагматичный взгляд на ИТ и отчасти созвучны варианту «невозможно вести бизнес на современном этапе».
5. Опыт развития ИТ на других предприятиях отрасли или в партнерских организациях не является доминирующим фактором.
Загрузить PDF страниц журнала с этой частью исследования (требуется авторизация)