Уже 4-й год подряд наш журнал проводит оценку ТСО ноутбуков основных вендоров по собственной оригинальной методике. В этой статье мы приводим результаты оценки на начало 2008 года. Полный текст методики расчета можно найти по адресу : http://www.iemag.ru/articles/detail.php?ID=6599.
В оценке стоимости владения принимали участие двухшпиндельные ноутбуки на базе платформы Intel Santa Rosa, с экраном 14—15 дюймов по диагонали, объемом ОЗУ 2 Гбайта, жестким диском емкостью не менее 120 Гбайт и приводом DVD±RW. Мы оценивали стоимость владения партии из 10 компьютеров за весь срок их службы, который был определен нами в 5 лет. Эта величина соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации, а также ведомственным инструкциям, регламентирующим порядок постановки на баланс и списание офисного оборудования.
Собственно стоимость владения складывается из следующих факторов.
1. Стоимость приобретения — цена ноутбука с системным ПО с учетом оптовых скидок и стоимости дополнительного гарантийного обслуживания, а также опций и аксессуаров, без которых эксплуатация компьютера затруднена.
2. Административные расходы — затраты на установку программного обеспечения, перенос данных и пользовательских настроек с компьютеров, подлежащих замене, затраты на технический персонал.
3. Гарантийное обслуживание — замена оборудования, вышедшего из строя или работающего с серьезными сбоями в период действия гарантии.
4. Затраты на постгарантийное обслуживание — стоимость вышедших из строя комплектующих, поделжащих замене, а также затраты на ремонт, не связанный с заменой деталей и узлов. К этой же статье мы отнесли возможные расходы на модернизацию оборудования.
5. Доход от продажи — выручка от реализации снятых с эксплуатации компьютеров по истечении срока их эксплуатации.
При этом учитывались исключительно затраты, которые идентифицированы и требуют обращения в сервисную службу производителя. Ущерб от сбоев ПО, действия вредоносных программ (вирусы, троянцы, шпионское ПО), связанный с ошибками персонала, последствиями стихийных бедствий, аварий коммунальных сетей, систем энергоснабжения, военных действий, пожаров и террористических актов, а также от кражи оборудования в данном тестировании не учитывался, поскольку оценить подобные риски с приемлемой точностью не представляется возможным.
Для того, чтобы определить затраты в гарантийный и постгарантийный период, необходимо оценить количество инцидентов с ноутбуками той или иной марки. Число инцидентов, требующих обращения в сервис, мы определяли на основе опроса о реальном опыте эксплуатации ПК нижеприведенных марок. Мы усреднили опыт эксплуатации ПК более 100 системных администраторов, экспертов и ИТ-менеджеров российских компаний. Результаты приведены в табл. 1.
Результаты оценки ТСО ноутбуков приведены в табл. 2.
Примечания к таблице 2
1. Нулевая сумма затрат на установку ПО у оборудования Dell обусловлена бесплатной услугой по предустановке любого ПО по требованию заказчика в заводских условиях.
2. Мы предполагали, что заработная плата администратора составит 550 долл.
3. Расходы при обслуживании на месте в том случае, если стоимость этой услуги включена в стоимость ноутбука (HP, Fujitus Siemens, Dell, Lenovo), рассчитывались как сумма затрат на ввод в действие подменной системы. Затраты на доставку в сервис не учитывались. В том случае, если это является дополнительной платной услугой, как у «Аквариуса», включалась ее стоимость за весь период гарантийного срока. При этом была выбрана программа, предусматривающая устранение гарантийного инцидента в течение 2 бизнес-дней.
4. Не подлежащими ремонту мы посчитали те системы, где вышла из строя системная плата по истечении срока гарантии.
Выводы и оценки
1. По сравнению с прошлогодним тестом отмечается существенное (более чем на треть) снижение величины расходов на TCO: около 2100 долл. в расчете на одну систему против 3400 в 2007-м. Это связано с появлением инструментов удаленного администрирования, повышающих производительность труда технического персонала и соответственно снижающих расходы на оплату труда. Повлияло также, хотя и в меньшей степени, снижение стоимости оборудования на 20% по сравнению с ценами на модели, которые тестировались в прошлом году. Хотя, строго говоря, модели, которые тестировались в текущем году, относятся к другому классу, и сравнивать их с объектами прошлогоднего тестирования напрямую не вполне корректно.
2. Тем не менее административные расходы, прежде всего оплата труда технического персонала, остаются наиболее значимой статьей сопутствующих затрат. На нее приходится около 80% от общей суммы в течение 5 лет.
3. Второй по значимости статьей оказались затраты на замену и ремонт аккумуляторных батарей. На нее пришлось около 8% затрат. Расходы по прочим статьям незначительны и не играют большой роли.
4. Среди компаний, предлагающих программы обслуживания своего оборудования на месте, только «Аквариус» требует за это дополнительную плату, что ведет к некоторому росту TCO, хотя и незначительному. А у систем от Dell, HP, Fujitsu Siemens и Lenovo, у которых данная услуга включена в цену ноутбуков, наоборот, TCO при обслуживании на месте оказывается ниже, чем в случае самостоятельной доставки в сервис.
5. Наш тест не выявил явного лидера и явного аутсайдера. Худший и лучший результаты различаются менее чем на 5%. В результате меньшая цена компенсировалась большими затратами на ремонт, и наоборот, при более высокой цене имеет место снижение затрат на ремонт. Тем не менее несколько лучше, чем остальные участники, выглядели системы от Lenovo и Asus, немного отстали от них ноутбуки HP и «Аквариуса».