О том, как внедрялись такие решения в компании «Барнаульская Горэлектросеть», рассказал в своем выступлении руководитель проектов Сергей Дударев. В этой компании довольно долгое время эксплуатируются ПО обеспечения совместной работы Zimbra и программная АТС на базе Asterisk. А кроме того, приблизительно 40% персонала Горэлектросети пользуется LibreOffice. Надо сказать, что подобная практика распространена весьма широко, особенно в производственной сфере, так как использование открытого ПО позволяет без лишних затрат поддерживать лицензионную чистоту программных продуктов на предприятиях и в организациях. При этом функциональность СПО вполне достаточна для решения стоящих перед компаниями задач.
К началу 2015-го на предприятии остро назрела необходимость замены биллинговой системы. «Барнаульская Горэлектросеть» с 2001 года использовала самописную систему на базе Oracle DBMS. За это время успело смениться полтора десятка разработчиков. Сама же система очень плохо была документирована, и со временем дорабатывать ее под быстро меняющиеся требования становилось все сложнее и сложнее. И наконец, лицензирование и поддержка продукта Oracle обходились компании слишком дорого.
Между тем потребности предприятия постоянно растут. Помимо биллинга настала пора решать и другие задачи: управление взаимоотношениями с потребителями, в том числе с использованием средств самообслуживания через Интернет или мобильные приложения; обеспечение контроля за установками, поверками и техническим обслуживанием систем и приборов учета; управление взаиморасчетами с потребителями и поставщиками; интеграция с системой управленческого/финансового учета; построение аналитической системы для поиска утечек и краж электроэнергии.
В этих целях интегратор «Сайбериум» предложил создать платформу на основе СПО-решений -- ОС OpenSuse Linux, СУБД PostgreSQL, JAVA (J2EE/OSGi), Liferay portal и iDempiere ERP/CRM. Данные решения характеризуются невысокой стоимостью, способностью гибко адаптироваться под нужды заказчика и отличной масштабируемостью. При этом, как отметил Сергей Дударев, у предприятия уже был положительный опыт использования систем iDempiere в одной из дочерних компаний.
Однако внедрение шло не слишком просто. Оказалось, например, невыполнимым требование оставить клиентскую часть биллинговой системы без изменений. Причём для специалистов интегратора это было ясно с самого начала; зато благодаря их своего рода лукавству заказчик приобрел полезный, пусть и несколько болезненный опыт. Не были учтены и многие моменты, связанные с методической составляющей организации процесса. Основные же трудности, как подчеркнул Сергей Дударев, были связаны с нежеланием персонала менять привычный стиль работы. В итоге отставание от запланированных сроков составило порядка трех месяцев.
Тем не менее биллинг, а также систему контроля за установками, поверками и техническим обслуживанием систем и приборов учета намечено запустить в эксплуатацию уже к концу июня текущего года. К концу лета должна быть развернута аналитическая система, направленная на выявление утечек и краж электроэнергии. Работы по внедрению экономических систем — управления взаимоотношениями с потребителями, взаиморасчетами, управленческого и финансового учета — по состоянию на начало апреля еще не были завершены, и соответствующие модули планируется запустить к концу года. Следующим шагом станет перенос системы управления документооборотом и организация подключения новых потребителей на вновь построенную платформу.