В Сибирской генерирующей компании (СГК) также обратили внимание на VDI. Особенно после того, как в начале 2015 года остро встал вопрос о модернизации оборудования рабочих мест, так как у более чем 30% парка ПК в компании заканчивался второй нормативный срок эксплуатации. Естественно, что характеристики этих компьютеров уже не соответствовали минимальным требованиям большей части используемого ПО. А значит, производительность сотрудников, работающих на них, неминуемо снижалась, учащались случаи отказов и простоев оборудования, возрастали эксплуатационные затраты на поддержку и ремонт.
«Основной причиной внедрения VDI была низкая производительность имевшихся ПК и невозможность удовлетворить текущие бизнес-потребности. При рассмотрении вариантов модернизации рабочих мест в пользу VDI сыграли такие факторы, как снижение затрат на обслуживание, унификация программного обеспечения, быстрота развертывания и повышение уровня информационной безопасности», — прокомментировал предпосылки проекта начальник управления ИТ-инфраструктуры СГК Андрей Дыль.
При этом на большинстве рабочих мест компании использовался типовой набор ПО, как правило офисного, не требующего большой вычислительной мощности. С целью эффективного использования ресурсов была рассмотрена технология на основе VDI с перспективой замены ПК тонкими клиентами. В качестве партнера по проекту пригласили компанию АМТ-ГРУП.
Из имеющихся на рынке вариантов реализации VDI, предлагаемых тремя ведущими вендорами, в СГК выбрали решение Citrix. При этом, как отметил Андрей Дыль, у VDI от VMware и Microsoft было даже некоторое функциональное преимущество. Но Citrix выбрали в первую очередь потому, что в компании активно используется решение XenApp, существует необходимая экспертиза по решениям Citrix, а кроме того, сыграл свою роль тот факт, что объем имеющихся лицензий на продукты Citrix позволял на первом этапе использовать платформу для развертывания VDI XenDesktop без дополнительных затрат на лицензирование. В итоге стоимость всего решения при использовании XenDesktop оказалась минимальной.
Процесс подбора наилучшей аппаратной конфигурации с точки зрения стоимости и технических характеристик длился порядка полугода, было протестировано большое количество оборудования различных производителей. В результате решили строить систему на платформе Hewlett Packard Enterprise (blade-серверы и СХД HPE 3PAR на базе технологии all-flash).
Перед непосредственным запуском проекта построили тестовый стенд и провели нагрузочное тестирование с имитацией работы пользователей. В рамках стендового тестирования были оценены возможности СХД 3PAR по дедупликации реальных наборов данных и подтверждены проектные значения по плотности размещения виртуальных машин. Оборудование было доставлено на площадки в запланированный срок, после чего специалисты СГК и АМТ-ГРУП приступили к монтажу и пусконаладке серверного комплекса. Помимо стендового тестирования, по словам Андрея Дыля, на имевшемся в компании оборудовании была развернута тестовая площадка VDI на тридцать пользователей, которая работала целый год, позволив разрешить большую часть сложностей, возникавших в ходе проекта.
Прежде всего на VDI переводились те пользователи, которые не были задействованы в технологических процессах, работали только на стандартном наборе офисного ПО под управлением Windows XP и чьи ПК не удовлетворяли минимальным техническим требованиям актуальных версий ОС Windows. На первом этапе проекта, пояснил Андрей Дыль, было решено максимально задействовать существующий парк ПК, а на случай их поломки сформировать подменный фонд из тонких клиентов (ТК). Компьютеры, вышедшие из строя, будут выводиться из эксплуатации, менять же их на ТК в массовом порядке сочли нецелесообразным по экономическим соображениям. Полностью отказаться от использования старых ПК в инфраструктуре VDI, заменив их тонкими клиентами, планируется через три года.
Основные сложности в ходе проекта были связаны с подключением устаревшего периферийного оборудования — локальных принтеров, сканеров, МФУ и т. п. Много времени потребовала также отладка и адаптация ПО, изначально разрабатывавшегося под клиентские ОС и по сути не предназначавшегося для работы в серверной операционной системе, которая в VDI используется в качестве клиентской. Сейчас в СГК идет процесс перехода от использования локальных принтеров и МФУ к сетевым. Это значительно снизит остроту проблемы совместимости с периферийным оборудованием.
Уже по итогам пилотной фазы проекта в немалой степени улучшены эксплуатационные характеристики рабочих мест пользователей. Значительно повысился уровень информационной безопасности, а за счет консолидации данных пользователей на специализированных файловых системах снизился риск их потери. Появилась возможность делать резервные копии абсолютно всех пользовательских данных, переведенных на технологию тонкого клиента, что исключает возможность инцидентов с потерей информации, которую раньше сотрудники обрабатывали на локальных ПК. Текущая конфигурация комплекса уже показала свою экономическую эффективность, в том числе благодаря простоте организации рабочего места и гибкости в случае замены клиентского оборудования. В итоге время на подготовку типовых рабочих мест для новых сотрудников сократилось в два раза.
Следующим этапом проекта станет перевод на инфраструктуру VDI еще тысячи пользователей, в частности тех сотрудников, которые работают с ресурсоемкими приложениями, такими как САПР. Известно, что для рабочих мест САПР практически при каждом обновлении пакета ПО в силу возросших требований к оборудованию приходится проводить существенную и часто весьма дорогостоящую модернизацию. Переход на VDI позволяет отказаться от такой практики. А вот переводить на новую технологию оперативных сотрудников, использующих в основной работе SCADA-системы, пока не планируется. Хотя, как говорит Андрей Дыль, никаких технических проблем с функционированием диспетчерских систем в VDI не отмечено и административно-технический персонал, перешедший на новую среду, без проблем использует SCADA в своей основной работе.
«Дирекция по ИТ Сибирской генерирующей компании продолжает развивать доказавший свою эффективность проект по переходу на виртуальные рабочие места. С этой целью в 2016 году запланировано приобрести дополнительное серверное оборудование и программное обеспечение, которое позволит не только увеличить производительность комплекса, но и за счёт разнесения компонентов на территориально-независимые площадки повысить его отказоустойчивость», — прокомментировал итоги первого этапа проекта Андрей Дыль.