Мобильный оператор life:) (торговая марка компании «Астелит») предоставляет услуги мобильной связи в стандарте GSM более чем одиннадцати миллионам абонентов на Украине.
Оператор первым принес на украинский рынок ряд нововведений, которые сегодня стали привычными для большинства пользователей мобильной связи: технологию ЕDGE, мелоринг, голосовую SMS, мобильное ТВ, бесплатный доступ к социальным сетям Facebook и «ВКонтакте», онлайн-чат с операторами call-центра и многое другое. Сеть life:) охватывает территорию, на которой проживает 98% населения страны, а его роуминговые услуги доступны в 184 странах мира благодаря 592 партнерам.
ИТ-инфраструктура компании ежедневно обрабатывает запросы с более чем 6500 базовых станций, семи центров обслуживания абонентов и двух call-центров, расположенных в разных городах Украины. В компании работают такие системы, как конвергентный биллинг, CRM, ERP, корпоративное хранилище данных (DWH) и многие другие, направленные на решение коммерческих и операционных задач. Целью проекта по модернизации инфраструктуры финансово-аналитических систем было повышение производительности баз данных, сокращение объемов дискового пространства за счет эффективного сжатия данных, а также консолидация инфраструктуры вычислительных систем. Ранее life:) использовал несколько серверов СУБД, которые работали на системе HP-UX в среде Itanium и на x86 с ОС Linux. Эту инфраструктуру заменила платформа Oracle Exadata в конфигурации Half Rack, включающая четыре сервера баз данных и семь серверов хранения с дисками высокой емкости.
Все работы по миграции проводились специалистами компании «Астелит». На платформу Exadata были перенесены базы данных корпоративного хранилища DWH, системы взаиморасчетов с другими операторами и долговременного хранилища информации о предоставленных абонентам услугах. Этот процесс продолжался четыре месяца — с июля по ноябрь 2012 года.
Основной сложностью, как отметил Максим Кирчев, начальник группы систем поддержки и отчетности мобильного оператора life:), стал перенос баз данных, которые работали на платформах HP-UX с Itanium. Это связано с использованием отличного от Linux-платформы Endian-формата данных в табличных пространствах. При этом время простоя БД в процессе миграции не должно было превышать восьми часов, а объемы данных в каждой базе — 25 Tбайт. В итоге миграция заключалась в создании логической копии существующей БД на Exadata и проходила в два этапа: сначала были перенесены исторические данные секционированных таблиц (без простоя), а затем несекционированные таблицы и актуальные данные в секционированных таблицах (в рамках выделенного восьмичасового окна).
Результатом внедрения новой платформы, как отметил Максим Кирчев, стало существенное увеличение производительности процессов формирования отчетов и обработки витрин данных, упрощение и сокращение инфраструктуры серверов и дисковых хранилищ, экономия дискового пространства, консолидация данных. В частности, эксплуатация Oracle Exadata привела к ускорению выполнения запросов и хранимых процедур для формирования ежедневных и ежемесячных отчетов в 4—12 раз. Например, если раньше выборка детального уровня трафика в системе взаиморасчетов с другими операторами занимала 3—4 часа, то теперь на эту процедуру уходит 25—30 минут. Скорость загрузки CDR (записей о вызове) увеличилась в 1,5—2 раза, что очень существенно, учитывая, что ежедневно загружается более 500 млн. записей. Время резервного копирования уменьшилось в 2—2,5 раза. Кроме того, благодаря Exadata удалось повысить степень сжатия данных, что обеспечило более чем четырехкратное сокращение требований к объемам дисковой памяти.
Максим Кирчев так оценил итоги проекта для бизнес-пользователей: «С учетом повышения производительности баз данных у нас существенно сократилось время обработки таких задач, как анализ бизнес-продуктов, мониторинг мошеннических действий, закрытие отчетного периода, перерасчеты долгосрочных показателей, анализ детального уровня данных для выявления неявных зависимостей. Кроме того, SLA времени доступности для систем на Oracle Exadata составляет 99,8 (без учета планового обслуживания). Такая доступность и производительность платформы позволила сократить время на обеспечение доступности пользовательских данных от 1 до 7 часов в сутки для разных бизнес-задач».