Компания «РосОборонЭкспорт» относится к той в общем немногочисленной категории российских организаций, в информационном ландшафте которых имеется значительное количество в истинном смысле этого слова унаследованных систем. В такой исторически сложившейся архитектуре понятие информационная интеграция всегда имеет глубокий смысл.
Серьезные информационные системы здесь появились еще в 1986 году с приобретением машины класса MainFrame и ряда продуктов Software AG (Natural, Adabas, Predict). Позже компания перешла на мэйнфреймы IBM. С тех пор проводилось постепенное улучшение информационной системы, обеспечивающей управление номенклатурой, поставками и договорами. Так, в 2003-м было организовано автоматическое распространение классификаторов и справочников по всем автоматизированным системам.
Как отметил Алексей Фролов, заместитель начальника Департамента информационных технологий ОАО «РосОборонЭкспорт» на состоявшемся в октябре Процессном форуме компании Software AG, работа ИТ-службы вообще и в области ИТ-интеграции в особенности критически важна для предприятия. В большинстве ситуаций необходимо отслеживать контакты с поставщиками и клиентами — в очень глубокой исторической ретроспективе и при сохранении деталей, которые даже со временем не теряют своей значимости. Без грамотно организованной и технологичной работы с такими большими массивами данных невозможно верно выстроить политику компании.
В условиях «размытой» интеграционной логики, связанной с трудоемким сопровождением, до недавнего времени интеграция между различными подразделениями осуществлялась по схеме «каждый с каждым». По словам Алексея Фролова, информационные связи между системами очень насыщенны и традиционных средств файлового обмена оказалось недостаточно. Кроме того, подобная схема далеко не всегда прозрачна и технологична, что может приводить к ошибкам и недопониманию. Очевидно, что классическая электронная почта — это не тот инструмент, с помощью которого должны передаваться большие массивы данных, так что актуальным стал закономерный вопрос об интеграции систем.
Целями пилотного проекта ставились отработка типовых тиражируемых решений при автоматизации бизнес-процессов и при решении задач интеграции, а также ускоренное освоение навыков применения технологии автоматизации бизнес-процессов и технологии взаимодействия с автоматизированной системой документооборота.
За полтора месяца (конец мая — начало июля 2012-го) «РосОборонЭкспорт» совместно с Software AG выполнили пилотный проект, в ходе которого на основе инструментов WebMethods были отработаны типовые технологические тиражируемые решения по интеграции приложений с системой документооборота и по автоматизации основных бизнес-процесов.
Несмотря на то что «пилот» был реализован в весьма сжатые сроки — на всю работу ушло около полутора месяцев — Алексей Фролов отметил, что команда столкнулась с рядом сложностей как технического, так и кадрового характера. К примеру, многие процессы «РосОборонСервиса» не поддавались простому описанию. Специалистам приходилось выстраивать смешанные модели, предполагающие полностью детерминированное описание только на некоторых участках. Не так просто обстояло дело и с интеграцией WebMethod и Natural Security. Другой важной проблемой стала нехватка квалифицированных кадров. Так, в Software AG был только один специалист, квалификация которого в полной мере соответствовала задачам проекта. Несмотря на усилия многих компаний по обучению и сертификации своих сотрудников, запросы рынка нынешними специалистами не удовлетворяются.
Реализация данного проекта, по оценкам Алексея Фролова, принесла массу положительных результатов. Так, в «РосОборонЭкспорте» появилась технология встраивания согласования документов в любой бизнес-процесс с минимумом трудозатрат, команда разработчиков получила необходимую практику работы с WebMethods. Кроме того, в компании сформировалась технологическая основа для полного перехода на электронный документооборот. Все это должно позволить «РосОборонЭкспорту» поддерживать процессный подход к управлению.
В планах на будущее — встраивание WebMethods в существующую на предприятии систему документооборота и опробование на одном из поддерживающих процессов. В дальнейшем «РосОборонЭкспорт» планирует широкомасштабное применение этого решения для автоматизации процессов основной деятельности — обработки заказов, контрактной и договорной работы и др.