Надвигающаяся демографическая яма заставляет многие организации задуматься о восполнении высококвалифицированного кадрового потенциала. Все больше ИТ-компаний рассматривают возможность прихода в образовательную среду.
В последние годы российская система образования претерпевает многочисленные трансформации. Уже больше пяти лет учащиеся всех школ нашей страны централизованно сдают Единый государственный экзамен. Революционным шагом в области высшего образования стало присоединение России к странам — участникам Болонского процесса, цель которого — сближение и гармонизация систем образования стран Европы для создания единого европейского пространства высшего образования. Сегодня в большинстве вузов готовят уже не привычных уху наших соотечественников «специалистов», а «бакалавров» и «магистров». Вскоре изменения коснутся аспирантуры и докторантуры, которые будут выпускать уже не «кандидатов наук», а «докторов философии».
Казалось бы, трансформации образовательного процесса должны быть направлены в первую очередь на повышение качества знаний учащихся, адаптацию образовательной системы к реалиям современного информационного общества. Однако некоторые факты наталкивают на диаметрально противоположные выводы. Так, в 2009 г. преподаватели журфака МГУ провели диктант и выяснили, что первокурсники, поступившие в университет по результатам ЕГЭ, не могут правильно написать такие слова, как «врач», «генерал», «пациент», «советский».
Тут мы вновь возвращаемся к уже не раз осуждавшейся проблеме достижения баланса между фундаментальным и прикладным образованием. По всей видимости, сегодня есть два пути решения данной проблемы: одно — с помощью государства, другое — с помощью крупных частных компаний, готовых инвестировать в образовательные проекты. Список ИТ-компаний, реализующих какие‑либо образовательные программы в России, растет с каждым годом. Среди них IBM, Intel, Cisco, IBS и многие другие. Эти компании предлагают встраивать различные спецкурсы ИТ-компаний в учебные программы вузов, многие из них проводят конкурсы и квалификационные программы среди студентов, аспирантов и молодых преподавателей. Не будет преувеличением сказать, что именно ИТ-компании оказываются наиболее активными во взаимодействии с образовательными учреждениями и академическим сообществом.
Однако в некоторых случаях «приход» коммерческих компаний в образование становится темой для бурных дискуссий. Речь снова идет о балансе акцентов, которые в ходе развития системы высшего образования пытаются делать на фундаментальных и прикладных дисциплинах. Если говорить более конкретно — целесообразно ли «урезать» курс философии за счет более интенсивного изучения английского языка или часы, отведенные на математику, потратить на изучение программирования? Почему‑то многие упускают из рассмотрения тот факт, что в сегодняшнем мире, все больше отдающем приоритет инновационным решениям, даже фундаментальные дисциплины фактически превращаются в прикладные.
И кроме этого, существует не одна причина (помимо гуманистических соображений), по которой технические специалисты должны ориентироваться в гуманитарных дисциплинах. Во-первых, устные предметы развивают умение четко и ясно формулировать свои мысли, а без этого навыка, наверное, никакой самый распрекрасный технарь не найдет себе работы, да даже если и найдет, то никогда не вырастет на ней до уровня управленца. Во-вторых, гуманитарные дисциплины прививают привычку прислушиваться к своим коллегам, принимать во внимание чужое мнение, в конечном итоге — учат командной работе. Не вызывает сомнений, что студенты должны получать большие объемы практических знаний и усваивать их, и все же всегда есть способ создать сбалансированную образовательную систему, в которой найдется место и специализированным курсам, и фундаментальным дисциплинам, и гуманитарным предметам, и, конечно же, английскому языку. Сегодняшняя система образования, предполагающая два года обучения в магистратуре, за которые бакалавр должен будет серьезно продвинуться именно в своей профессиональной области знаний, и предполагает развитие именно в этом направлении.
Потому хочется подчеркнуть: инвестируя в образовательные программы, компании все‑таки должны стремиться не к созданию «деревянных солдат Урфина Джюса», умеющих только писать компьютерные коды, а к формированию разносторонне развитых интеллектуалов, готовых взять на себя ответственность за развитие России в XXI в.