Сторонники Opensource уже много лет говорят о широких перспективах применения Linux и свободных программ в корпоративной сфере. Но российские предприятия в подавляющем большинстве по‑прежнему не торопятся переводить свою ИТ-инфраструктуру на свободное ПО. Одна из причин осторожного отношения — отсутствие широко известных примеров успешных крупных внедрений Opensource.
Между тем примеров немало, причем в каждой отрасли: в бюджетной сфере, в торговле, в промышленности. Так, томское предприятие «Манотомь» уже более пяти лет успешно работает на свободном ПО. Из 300 рабочих мест в компании — около 70% на Linux, и 10—15% планируется перевести на Linux в ближайшее время.
История одного внедрения
Сейчас уже сложно сказать однозначно, кто стал инициатором перехода на свободное ПО в «Манотоми». Изначально идея была скорее спонтанной и исходила от ИТ-отдела. Тогда — пять лет назад — у нас образовывался новый коллектив, большинство сотрудников только устроилось в компанию. И внедрение Linux мы рассматривали во многом как возможность для собственного развития. Позднее нас поддержало руководство.
Большую роль при принятии решения о переходе на СПО сыграла возможность сэкономить около 3 млн руб. на покупке лицензий Microsoft. Помимо затрат на лицензии, нам пришлось бы оплачивать работы по обслуживанию, обновление антивируса, покупку сертифицированного оборудования, усовершенствование парка компьютеров под требования Windows Vista и Windows 7. В общей сложности получается около 4—5 млн руб. Для «Манотоми» такие вложения никогда не окупились бы. Они не повлияли бы положительно ни на качество продукции (завод занимается производством манометров), ни на ее себестоимость или спрос. Поначалу, когда был выбран курс на Linux, мы предлагали попробовать использовать новую ОС лояльным сотрудникам, наиболее восприимчивым к таким изменениям. Это были наши ровесники и ровесницы, с которыми мы сами время от времени общались. Кому‑то нравилось, кто‑то привыкал. Затем начался постепенный перевод на Linux отделов компании. Первым под удар попал отдел маркетинга и сбыта готовой продукции. Для его сотрудников переход на свободное ПО не стал большим шоком.
OpenOffice, Firefox, Thunderbird им были знакомы еще с Windows. Далее мы начали опрашивать сотрудников других отделов, какое ПО им требуется для работы. Если нам отвечали: «Офис, Citrix и слушаю радио», это был полноценный кандидат на Linux. Мы не только устанавливали Linux, но и объясняли людям, почему это надежнее и выгоднее для компании, проводили своего рода политику популяризации СПО. Далеко не в последнюю очередь Linux внедрялся на компьютерах дирекции «Манотоми». На начальном этапе возникало немало технических трудностей. Одна из них — отсутствие Linux-драйверов устройств. Тогда эти проблемы ИТ-отделу удалось разрешить. И именно на них нарабатывались навыки по настройке и администрированию ОС, малознакомой на тот момент для большинства технических сотрудников.
Основная часть внедрения заняла около года, при этом оно проходило постепенно. Как правило, Linux устанавливался на компьютере, который поступал в ИТ-отдел на ремонт. Пользователь получал свой компьютер обратно уже со свободной ОС, и ему сразу же объясняли, как работать в непривычной системе и в чем суть изменений.
«Манотомь» и СПО сегодня
На предприятии всего около 250 рабочих мест, из них около 70% на Linux, и еще 10—15% мы планируем перевести на Linux в ближайшее время. Серверов около восьми: почта, Web‑сервер, маршрутизатор, прокси — на FreeBSD, терминальные серверы «1С: Предприятие» — на SUSE. Серверов под управлением Windows уже не осталось. В качестве дистрибутива для рабочих станций вначале были выбран openSUSE (начиная с версии 10.2), но затем решили переходить на более мощную связку — SuSe Linux Enterprise Sever и Desktop. Десять лет поддержки, высокая стабильность, все необходимое работает из коробки — весомые аргументы в пользу такого решения. Немаловажным стало наличие YAST — удобного средства конфигурирования и администрирования системы. На тот момент мы уже вдоволь напрактиковались в ручном конфигурировании ОС, и возможности автоматического развертывания LDAP‑сервера авторизации, настройки домена SAMBA и некоторые другие рабочие нюансы в YAST нас порадовали.
Из прикладного свободного ПО пользователи работают с OpenOffice, Firefox, Thunderbird, GIMP, Pidgin, VLC, Evince. Для читателей, еще не столкнувшихся с использованием продуктов open source в управлении бизнесом, уточним: речь в данном случае идет о весьма широком наборе инструментов работы с электронным контентом, начиная от классического офисного пакета и почтового клиента и заканчивая инструментами работы с документарным и медиаконтентом, а также средствами неформального взаимодействия персонала. На сегодняшний день СПО уже достаточно развито, существует большой выбор свободных приложений, удовлетворяющих потребностям среднестатистического предприятия.
На Windows пока остаются конструкторы и технологи, использующие САПР-приложения. Но уже сегодня существует немало свободных аналогов AutoCAD и КОМПАС. Они сейчас тестируются и проверяются на пригодность на предприятии.
«1С: Предприятие» 7.7 и 8.2 работают на терминальном сервере с помощью WINE@Etersoft. Сотрудничество с компанией Etersoft продолжается около пяти лет, в течение которых мы внедряем свободное ПО. И за это время сложностей с запуском Windows-программ в Linux почти не возникало, за исключением разве что самописной конфигурации «1С: Предприятие». Кроме «1С», в Linux через WINE@Etersoft работают «Консультант Плюс», «ДубльГИС», «Гранд Смета» и приложения экологической службы.
В чем преимущества?
Один из основных аргументов в пользу свободного ПО: оно позволяет избежать огромных затрат на покупку лицензий, и сэкономленные средства ИТ-бюджета могут быть потрачены на более важные нужды предприятия. Например, производителю молока нет смысла вкладывать миллионы в проприетарное программное обеспечение, ведь молоко от этих вложений не станет вкуснее или качественнее, и эти миллионы никогда не вернутся компании. Это справедливо для многих производственных предприятий. Скорость обработки заявок, производственных документов, бухгалтерских проводок от перехода «Манотоми» на Linux не уменьшились, а в некоторых случаях даже увеличились. Открытость Linux делает администрирование гибким и масштабируемым и в итоге более удобным для ИТ-отдела. Настройка системы требует времени и опыта, но правильно настроенная система почти не требует вмешательства специалистов и работает как часы.
Насколько важно компании, планирующей переход на СПО, иметь своих специалистов по Linux в штате? Это зависит от масштаба организации. На малом предприятии с 10—20 сотрудниками зачастую достаточно один раз настроить систему и забыть. При необходимости администрирование можно отдать на аутсорсинг. Так, я сам помог перейти на Linux двум детским садам и школе художественной гимнастики. В первое время после этих внедрений ко мне периодически обращались за помощью. Но со временем освоились и уже самостоятельно меняют картинку на рабочем столе, настраивают темы среды GNOME и даже выставляют права на доступ к папкам.
Крупному предприятию наподобие «Манотоми» с сотнями рабочих мест и сложной ИТ-инфраструктурой уже не обойтись без своего сисадмина-гуру. В то же время в «Манотоми» сейчас на 300 рабочих станций всего четыре человека, отвечающих за ИТ-инфраструктуру на Linux, а недавно было еще меньше. И мы справляемся.
Одним из весьма перспективных направлений применения Linux на предприятиях я считаю низкоуровневую автоматизацию. Хотя в «Манотоми» пока еще рано об этом говорить, множество используемых станков ЧПУ работает под управлением собственной встроенной ОС. Но мне уже доводилось видеть работающие под Linux станки ЧПУ, а также медико-биологическое оборудование, например томографы и рентгеновские аппараты.
Многие противники внедрения Opensource в корпоративном секторе сетуют на отсутствие конкретного разработчика, отвечающего за качество ПО, к которому можно обратиться в случае проблем. Что ж, для всех популярных дистрибутивов Linux сегодня есть возможность приобрести качественную техническую поддержку. Даже с учетом ее стоимости переход на СПО останется экономически оправданным. В то же время стоит помнить, что мир Opensource — это изначально другой подход, подход сообществ и взаимопомощи. Мы со своей стороны готовы делиться опытом «Манотоми», помогать советом, обсуждать тривиальные и нетривиальные ситуации с любыми коллегами.