Авиакомпания «Эйр Астана» была основана в 2002 г. Сейчас в ее парке 24 самолета, маршрутная сеть насчитывает более 50 внутренних и зарубежных рейсов. По итогам 2010 г. услугами «Эйр Астана» воспользовались 2,35 млн пассажиров, в 2011 г. прогнозируется увеличение этого числа до 2,7 млн. Акционеры компании — Фонд национального благосостояния Казахстана «Самрук‑Казына» (51% акций) и британская компания BAE Systems PLC (49% акций).
К 2007 г. количество систем автоматизации различных участков деятельности «Эйр Астана», включая такие отраслевые системы, как iFly, iCargo, Mona Liza, AIMS, TRAX и еще целый ряд других, достигло нескольких десятков. Впрочем, это довольно типично для крупных авиакомпаний. Обмен данными между разными системами часто был сильно затруднен, что осложняло учет, планирование и прогнозирование. Кроме того, как отметил президент «Эйр Астана» Питер Фостер, многим из систем автоматизации, в частности, кадрового учета, по мере роста компании стало не хватать функциональности.
Автоматизация ряда процессов и вовсе отсутствовала. Так, например, все связанное с материально-техническим снабжением, а также планирование и бюджетирование осуществлялись в табличном процессоре Microsoft Office Excel. Свою роль играет и усложнение организационной структуры, затруднившее коммуникации между разными подразделениями и сотрудниками. В итоге руководство авиакомпании приняло стратегическое решение стандартизировать все важные бизнес-процессы на единой корпоративной платформе.
Первые шаги по переходу к такой платформе были предприняты еще в 2007 г. В рамках подготовки провели аудит и предприняли ряд организационных мер. Но этим планам помешал мировой кризис, который проявился в Казахстане раньше, чем в других странах СНГ. Правда, посткризисное восстановление тоже началось раньше. В марте 2010 г. был объявлен тендер на создание интегрированной системы, связывающей все функциональные области деятельности компании. Ожидалось, что новая система преодолеет ограничения унаследованных систем, а также интегрирует в единое информационное поле процессы снабжения, ведения складского учета, технического обслуживания и ремонта, управления финансами и человеческими ресурсами.
В качестве вариантов несколькими казахстанскими интеграторами предлагались системы на базе решений SAP, Microsoft и Oracle. В итоге было выбрано решение на основе Oracle E-Business Suite R12 и Oracle Hyperion. Генеральным подрядчиком проекта стала казахстанская компания Business Applications Solutions (BAS). Аудит внедрения осуществлялся силами самой Oracle.
Как и планировалось, система Oracle E-Business Suite R12 запущена в промышленную эксплуатацию в начале мая 2011 г. В качестве инструментов для автоматизации бюджетного планирования и анализа исполнения бюджета использовались приложения Oracle Hyperion Planning. Работа над проектом продолжалась девять месяцев — даже несколько меньше, чем планировалось изначально. Подход к внедрению в «Эйр Астане» предполагал применение методологии Oracle, использование стандартных бизнес-процессов, объединяющих лучшие мировые практики, и ряда стандартных функций Oracle E-Business Suite R12.
Вместе с тем проект оказался непростым. Особенно трудной была задача интеграции разрозненных ИТ‑систем, которые функционировали до начала проекта. Причем работоспособность многих унаследованных систем необходимо было сохранить, так же как и высочайший уровень их интеграции. «Деятельность любой авиакомпании представляет собой сложную взаимосвязь деятельности людей, функционирования процессов и работы ИТ‑систем. И между всеми этими компонентами необходимо обеспечить очень высокий уровень интеграции. Сохранение этого уровня интеграции было необходимым условием для того, чтобы компания могла успешно осуществлять свою деятельность. В итоге проект внедрения новой системы в работающей компании по сложности и возможным рискам сравним с операцией на сердце», — подчеркнул вице-президент «Эйр Астана» по ИТ и электронной коммерции Чаминдра Ленава.
Кроме того, потребовалась модернизировать серверную инфраструктуру. Это стало ясно уже на самой ранней стадии работ по данному проекту. В итоге пришлось дополнительно закупать оборудование, включая серверы и системы хранения данных. Свой выбор в «Эйр Астана» остановили на системах компании Dell. Сайзинг оборудования проводился специалистами BAS. При этом был заложен некоторый запас, как в расчете на пиковые нагрузки, так и на дальнейшее развитие функциональности системы и рост числа пользователей.
При этом масштабы закупок были довольно значительны, поскольку использование виртуализации для продуктивных серверов приложений ERP‑системы и баз данных в этом случае не представляется возможным. Хотя, как отметил Чаминдра Ленава, подобного рода технологии активно применяются для систем, обслуживающих другие сервисы. К тому же за счет использования недорогого оборудования стандартной архитектуры затраты на серверную инфраструктуру оказались сравнительно невелики.
Максимальное время простоя систем определено в два часа. Это, как отметил Чаминдра Ленава, зафиксировано в договорной базе с компанией BAS. При согласовании показателя не возникло особых проблем: величина была выработана еще для прежних систем.
Потребовалось и создание полноценной подсистемы хранения данных. Ведь любой более-менее значительный проект внедрения ERP‑системы приводит к увеличению объемов данных, причем многократному. Не стал исключением и проект в «Эйр Астана». Сайзинг СХД, как и серверного оборудования, проводился силами специалистов BAS и с расчетом на дальнейшее развитие систем автоматизации и самой «Эйр Астана».
Монтаж оборудования был произведен совместными силами интегратора и ИТ‑департамента «Эйр Астана». Работы прошли полностью в штатном режиме, и никаких сложностей при этом не возникло.
Учитывая, что проект завершен совсем недавно, задача перемещения данных по уровням хранения пока не стала актуальной для «Эйр Астана». Однако внедрение таких решений уже планируется. Скорее всего, для решения этих задач будет использован Oracle Data Integrator. Средства сжатия данных СУБД Oracle уже применяются. При этом отмечается не только сокращение объемов на дисках, но и заметное повышение производительности за счет того, что оперативная память может оперировать с большими объемами и реже обращается к более медленным дисковым хранилищам.
Как уже было сказано выше, планируется наращивание функциональности ERP системы. К моменту выхода номера из печати должен быть запущен в эксплуатацию модуль автоматизации логистики. Также в планах «Эйр Астана» — создание хранилища данных. Это первый шаг к созданию полноценной системы бизнес-аналитики. Запуск этих систем запланирован на 2012 г. Он будет использоваться не только финансовыми службами, но и для обеспечения операционной деятельности всей компании. Так что требования по объемам хранения будут повышаться, и первые планы модернизации рассматривались уже через два месяца после запуска основных систем.