Сегодня в отечественном здравоохранении запланированы серьезные реформы, одно из направлений которых — масштабное использование информационных технологий, не только для лечения, но и для управления медицинскими учреждениями, учета, оказания различных медицинских услуг населению.
Тюмень стала первым российским регионом, где создается единая централизованная система управления здравоохранением. На территории Тюменской области имеют лицензии на медицинскую деятельность более 300 лечебно-профилактических учреждений (предприятий) федеральной, государственной, муниципальной и частной форм собственности. Они оказывают помощь более чем 1300 тыс. человек в 22 районах и трех крупных городах региона
Задачей системы, получившей поэтичное название ИРИС (Интегрированная региональная информационная система здравоохранения Тюменской области), стало объединение всех информационных потоков, связанных с оказанием услуг в области здравоохранения для населения, учетом материальных ценностей, кадровым учетом, статистической и аналитической деятельностью служб здравоохранения и социальной сферы. Разработка и внедрение единой системы, автоматизирующей процессы обслуживания пациентов в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), поэтапно ведутся в регионе с 2005 г.
Созданию решения предшествовала серьезная аналитическая работа — необходимо было собрать и систематизировать все требования к современной системе здравоохранения, соотнести это с потребностями жителей региона, спецификой климатических и демографических условий. В этой работе использовался опыт организации здравоохранения за рубежом, где аналогичный подход уже давно стал стандартом. Возможность перенести полезный зарубежный опыт на российскую почву появилась и на уровне технологий: в качестве платформы для единой системы управления здравоохранением региона выбрали решение SAP ERP. Его уже используют учреждения здравоохранения, а также социальные службы Канады, Германии, Нидерландов, Мексики и других стран. В общей сложности состоялось уже более 1000 успешных внедрений в 40 странах, при этом около 600 реализованных проектов еще более масштабны, чем проект в Тюмени.
Серьезным аргументом в пользу SAP и вообще в пользу идеи централизации управления здравоохранением стали данные об экономическом эффекте от внедрения. В Великобритании за 10 лет использования информационной системы для управления здравоохранением сэкономлено более 10 млрд фунтов стерлингов (67 млрд руб.), в Швеции автоматизация здравоохранения позволяет экономить в год 240 млн шведских крон (около 960 млн руб.), в германском Гейдельберге затраты на каждого пациента уменьшились на 7%, а сроки представления отчетности по деятельности ЛПУ сократились на 20%.
Решение SAP, лежащее в основе многочисленных систем управления крупными госструктурами, холдингами и предприятиями во всем мире, было выбрано в том числе и за надежность, гибкую масштабируемость и соответствие российским требованиям к защите персональных данных. Последний фактор очень важен — ведь данные о здоровье человека составляют тайну его личной жизни, неприкосновенность и сохранность которой гарантируется Конституцией Российской Федерации. Одним из важнейших условий разработки системы стало обеспечение каналов связи средствами технической защиты информации не ниже уровня 1Г (информация, составляющая государственную тайну) — это требование строго учитывалось при создании коммуникационных сетей ЛПУ, закупке и настройке серверного и сетевого оборудования.
Важной задачей было техническое оснащение ЛПУ — по сути, пришлось создать с нуля всю ИТ‑структуру регионального здравоохранения. Это, в частности, позволило в 2009 г. начать активное развитие системы IP-телемедицины Тюменской области, а также включить в единую систему управления здравоохранением аптечные сети и другие учреждения здравоохранения и социальной помощи.
Одним из основных этапов создания единой региональной системы ИРИС стало формирование единого реестра застрахованного населения Тюменской области в системе обязательного медицинского страхования. Этот трудоемкий этап был необходим для того, чтобы обеспечить максимально полный учет населения, имеющего право на получение государственной медицинской помощи, вести на его основе планирование и аналитику.
Полезной новая система оказалась и для врачей: упростились и стали более качественными процессы кадрового учета, планирования рабочего времени врачей и медперсонала, учета закупок медикаментов, расходных материалов и оборудования.
Система внедрялась поэтапно — каждый этап должен был обеспечить автоматизацию одной из основных задач управления и учета в системе здравоохранения. Первым повсеместно реализованным проектным решением стал модуль ИРИС «Система учета дополнительного лекарственного обеспечения по льготным рецептам», внедренный в 2007 г. Цель этого внедрения — упорядочить отпуск лекарств на льготной основе, наладить прозрачный и оперативный процесс планирования, закупок, учета и отчетности по различным категориям лекарств и по обеспечению населения этими препаратами. Сегодня каждое лечебное учреждение Тюменского региона, участвующее в системе дополнительного лекарственного обеспечения, имеет возможность централизованно выписывать рецепты. Модуль ИРИС «Автоматизированная система сбора и обработки отчетности» позволяет принять и обработать в среднем 102 тыс. показателей ежедневно.
Внедрение модуля позволило также сократить объем документов, оформляемых врачом вручную, и количество ошибок при выписке рецептов и отпуске лекарств. Каждый выписанный с помощью этой программы рецепт снабжен машиночитаемым штрихкодом, в котором закодированы данные врача, фамилия пациента и его диагноз, дата выписки рецепта, наименование препарата. Аптечные учреждения, сканируя штрихкод, считывают необходимую информацию, что значительно быстрее и надежнее, чем внесение данных вручную. Что это дало пациентам? Медицинские услуги стали более доступными — через специальный сайт системы ИРИС любой житель Тюмени в считанные минуты может записаться на прием к интересующему его доктору. Выбрать лечебное учреждение, конкретного врача и время приема можно самостоятельно, требуется лишь ввести номер своего страхового полиса обязательного медицинского страхования и дату рождения. Модуль «Электронная регистратура» запущен в продуктивную эксплуатацию в декабре 2010 г. Сегодня с его помощью ведется запись к специалистам всех городских поликлиник, а также ряда областных ЛПУ, специализированных учреждений — их количество растет по мере подключения ЛПУ к системе ИРИС. «Электронная регистратура» также решает ряд важных задач:
- учет пациентов в различных аналитических разрезах;
- ведение электронной медицинской карты пациента;
- управление медицинскими процессами;
- учет оказанных медицинских услуг.
Уникальность системы, внедряемой в Тюмени, в том, что она охватывает все уровни здравоохранения, от кабинета врача в районной поликлинике до регионального аналитического центра. Эффект от внедрения «Электронной регистратуры» оценили и врачи, и пациенты. Уже сегодня можно говорить о получении таких преимуществ, как отказ от листов самозаписи — вместо них организована запись на прием через Интернет и инфокиоски, — возможность отслеживать повторные регистрации пациентов и пропущенные визиты, автоматическое формирование статистической отчетности по данным из единой системы, обеспечение прозрачности информации об обслуживании пациентов как для руководителей ЛПУ, так и для департамента здравоохранения.
Сегодня система ИРИС переходит к новому этапу развития. На основании результатов исследования в 2011 г. запланирована разработка нового функционала для работы с медицинской документацией. Проект в Тюмени, уникальный для отечественного здравоохранения, реализуется успешно и привлекает внимание врачей и специалистов по управлению здравоохранением.