Немецкая сеть гипермаркетов‑дискаунтеров Globus представлена в России уже около пяти лет под торговой маркой «Гиперглобус». Ее магазины работают в Рязани, Владимире, Ярославле, а также в подмосковных Климовске и Щелково.
Для автоматизации основных бизнес-процессов в «Гиперглобус» применяется целый ряд информационных систем: ERP‑система DISPOS, корпоративный портал на Microsoft SharePoint, формирования всевозможной отчетности, в том числе аналитической, финансового планирования, а также ряд специализированных решений (расчета бонусов поставщиков, учета рабочего времени, размещения товаров). Со временем, по мере открытия новых магазинов, эти системы усложнялись, накапливались новые массивы данных.
Требовалось все больше времени на резервное копирование данных: полный цикл занимал более 24 часов. Снижалась надежность функционирования систем, что было неприемлемо, так как любой простой вел к остановке бизнеса и прямым финансовым потерям. Для решения этих проблем необходима была радикальная модернизация центра обработки данных. Руководство «Гиперглобуса» обратилось в компанию «Микротест», с которой уже был опыт успешного сотрудничества (внедрение системы унифицированных коммуникаций и поддержка ИТ‑сервисов в течение двух лет). Специалисты предложили оптимизировать серверную инфраструктуру, использовав технологии виртуализации, и создать многоуровневую систему хранения данных с размещением на двух территориально распределенных площадках.
На первом этапе проекта провели обследование и демонстрацию решения на собственном стенде. Затем объем систем хранения в основном ЦОД был увеличен в два раза и полностью продублирован в резервной системе, построенной на базе оборудования NetApp FAS 3140. Система обеспечивает более чем 100‑процентную эффективность хранения благодаря функции «тонкого» выделения ресурсов, а также технологии дедупликации. Решение NetApp позволило компании значительно сократить потребность в дисковом пространстве и таким образом снизить затраты на хранение данных. По оценкам начальника отдела обслуживания техники и системного администрирования «Гиперглобуса» Майте Вольтерса, экономия составила от 30% до 50% для разных типов данных. Использование встроенных средств мгновенного копирования данных NetApp Snapshot позволило сократить время резервного копирования с 24 часов до 5 минут. Двухуровневая система резервного копирования с репликацией данных и последующим переносом их на ленты гарантирует сохранность информации даже при катастрофах, затрагивающих все оборудование ЦОД. Время полного восстановления ИТ‑сервисов, которое раньше занимало часы, теперь требует нескольких десятков минут.
В обоих дата-центрах создана виртуальная среда с использованием решения VMware vSphere 4. На данный момент на вычислительной платформе развернуто 53 виртуальных машины, которые размещены на шести физических системах. Это позволило обойтись существующим помещением для размещения оборудования. Кроме того, расходы на электропитание и охлаждение уменьшились в четыре раза.
Кроме того, оказалась востребованной технология кластеризации виртуальных машин. Вот что об этом сказал Мальте Вольтерс: «Кластеризация физических серверов на базе x86 в принципе возможна, но требует использования довольно дорогих программных и аппаратных решений и не всегда применима на практике. А на виртуальных машинах построить кластер высокой доступности удается без использования каких‑либо дополнительных инструментов, для этого все уже есть в VMware vSphere. В результате мы можем практически мгновенно перенести нагрузку с вышедшего из строя сервера на любой другой. Единая точка отказа теперь просто отсутствует».
Централизованные средства администрирования виртуальных серверов, а также использование целого ряда средств автоматизации позволили снизить трудозатраты администраторов. В итоге штат администраторов, несмотря на трехкратный рост нагрузки, остался на прежнем уровне.
Реализация всего проекта заняла четыре месяца. Работы проводились без остановки бизнес-процессов «Гиперглобуса». В итоге удалось достичь:
- снижения на 50% совокупной стоимости владения (TCO) серверными ресурсами;
- уменьшения сроков развертывания новых приложений в 7—12 раз в зависимости от их вида;
- обеспечения непрерывности бизнеса за счет исключения потерь данных и остановки сервисов.
Срок окупаемости проекта составил пять месяцев.
«Проделанные работы помогли увеличить мощности СХД при минимальных затратах. Экономия от этого будет проявляться и в дальнейшем, когда мы сможем использовать высвобожденное оборудование при развитии ИТ-инфраструктуры. Оптимизация системы положительно сказалась на работе всех наших сервисов: ускорила работу приложений Oracle, «1С», баз данных и почтовой системы. Было предложено решение, которое позволяет сети гипермаркетов «Глобус» безостановочно работать даже в случае сбоев», — так подвел итоги проекта Мальте Вольтерс.