Для современной розничной торговли поддержание работоспособности ИТ‑систем крайне важно. Ведь любая их остановка автоматически означает остановку бизнеса и соответственно убытки. Так что, несмотря на кризис и его последствия, приходится заниматься внедрением систем, связанных с обеспечением бесперебойного функционирования оборудования и критичного ПО.
Хорошее подтверждение тому — проект, о завершении первой фазы которого объявила компания X5 Retail Group. С тех пор как она была основана в 2006г. — в результате слияния сетей «Перекресток» и «Пятерочка», — продолжалась работа по созданию единой корпоративной информационной системы на базе SAP R/3. Алексей Перфилов, директор дирекции инфраструктурных сервисов X5 Retail Group, так оценил роль данного проекта: «Руководство компании признало внедрение SAP R/3 стратегическим. Проект рассчитан на срок от трех до пяти лет. С одной стороны, мы не можем просто тратить деньги, не думая о сроках возврата инвестиций. Но, с другой стороны, есть понимание, что инфраструктуру для работы приложений SAP нужно строить все равно. Так что любые инфраструктурные проекты не являются прибыльными по определению, прибыль приносит деятельность компании. Мы можем помочь этой деятельности, например, ускоряя ввод в действие новых магазинов или способствуя тому, чтобы свести к минимуму возможные простои».
Для решения поставленной задачи проанализировали решения от ведущих вендоров. Как сообщил директор департамента поддержки корпоративных сервисов X5 Retail Group Олег Еремченко, рассматривались системы Hitachi Data Systems и IBM. Основным требованием при этом стало обеспечение высокого уровня производительности, в том числе по мере роста нагрузки со стороны приложений и растущих баз данных, причем вне зависимости от типов этих данных. Не меньшее значение придавалось и отказоустойчивости. При этом выполнение любых сервисных операций в системе не должно было вести к снижению производительности приложений.
Окончательный выбор сделали в пользу решения от Hitachi, которое показалось наиболее проработанным и удовлетворяющим требования заказчика. Также Алексей Перфилов, директор дирекции инфраструктурных сервисов X5 Retail Group, отметил следующее: «При создании сложных, как правило мультивендорных, систем нередко возникает ситуация, когда отдельные компоненты, будь то серверы, дисковые массивы, ленточные библиотеки, работают отлично, полностью соответствуя заданным характеристикам. Но при этом все вместе они или не работают вообще, или работают с сильной деградацией. Так что крайне важно, чтобы кто‑то отвечал за работу всего решения. И Hitachi Data Systems была готова взять на себя эту ответственность, решая проблемы со всеми вендорами».
Основу комплекса систем хранения составляют две системы — Hitachi Universal Storage Platform V (USP V) и Hitachi Universal Storage Platform VM (USP VM). В качестве оборудования SAN используется оборудование компании Brocade: коммутаторы SW 5300, SW 5100 и маршрутизаторы SW 7500E.
Использование систем хранения класса hi-end позволило решить три основных задачи, которые изначально ставились:
- удовлетворение потребностей приложений SAP R/3 в системах хранения в части как емкости, так и производительности, причем с учетом роста объемов данных;
- построение катастрофоустойчивого, географически разнесенного решения;
- снижение нагрузки на продуктивные системы SAP за счет создания клонов (мгновенных слепков данных) средствами комплекса систем хранения, интеграция этих механизмов в стандартные процедуры создания резервных копий средствами SAP и ПО резервного копирования TSM компании IBM.
В ходе проекта все эти задачи были выполнены. Система USP V имеет весьма значительные резервы по масштабированию емкости. Кроме того, выполнение процедур резервного копирования производится на самом оборудовании хранения, что существенно снижает нагрузку на продуктивные системы, тем самым способствуя росту их производительности.
Чтобы обеспечить защиту данных, создают не только внутренние, но и внешние копии продуктивных данных на удаленную систему Universal Storage Platform VM, расположенную на резервной площадке. Она по своим количественным характеристикам относится к системам менее высокого класса по сравнению с USP V, но имеет функциональность, полностью идентичную их свойствам. Для данного процесса также используется ПО Hitachi Universal Replicator. Репликация производится в асинхронном режиме, с использованием протокола FiberChannel over IP.
Это позволяет приложениям SAP сохранять работоспособность при любых авариях, даже при полном выходе из строя ЦОД или любых его компонентов с самого момента возникновения сбоя. Для этого на данной площадке создана полноценная инфраструктура, позволяющая поддерживать деятельность бизнеса. Эта возможность была протестирована в ходе приемки систем. Решение доказало свою работоспособность, когда действительно возникла нештатная ситуация — основной ЦОД компании не функционировал в течение нескольких часов вследствие изменения схемы электропитания. Продуктивные SAP‑системы были переключены в РЦОД и работали в нем в течение недели.
В ходе данного проекта не обошлось без сложностей и незапланированных ситуаций. К примеру, как отметил Олег Еремченко, уже в процессе эксплуатации возникла проблема нехватки дискового пространства. К этому привел неконтролируемый рост объемов данных в системах SAP. Однако с помощью технологий виртуализации систем хранения проблему преодолели, используя свободные мощности других систем, которые имелись в распоряжении компании. Именно с помощью этих технологий задачу удалось решить в максимально короткие сроки. Влияние решения на работу приложений было абсолютно исключено, поскольку добавление новых систем хранения они восприняли как добавление новых емкостей в USP V. В результате приложения не потребовали дополнительной настройки. При этом, как особо отметил Олег Еремченко, первоначально использовать эти технологии не планировалось. Имели место и сложности в настройке систем, а также в обеспечении взаимодействия между различными частями всего комплекса. Однако с помощью специалистов Hitachi Data Systems с ними полностью справились. Так что, как подчеркнул Алексей Перфилов, работы были выполнены четко в срок, в рамках выделенного бюджета и с требуемым уровнем качества.
Пока завершена только первая фаза проекта. С новой системой хранения работают точки лишь одного из регионов присутствия X5 Retail Group — Нижегородской области. При этом объем данных продуктивных систем, по оценке Олега Еремченко, достигает 3 терабайт, а нагрузка на систему — 20 тысяч операций в секунду. Для подключения остальных филиалов планируется создать целевую инфраструктуру, чтобы к началу сентября запустить систему SAP в полном объеме в масштабах всей компании. При выходе на полную мощность объем данных продуктивных систем должен достичь 60 терабайт данных при нагрузке на систему до 50 тысяч операций в секунду.