В начале этого года «Бинбанк» завершил внедрение новой информационно-технологической платформы. На фоне всеобщего затишья в проектной деятельности данный проект выделяется, кроме самого факта его завершения, своей комплексностью, а также использованием банковской системы известного зарубежного поставщика специализированных ИТ-решений, что для России редкость.
Идея замены ИТ-инструментов для качественного изменения бизнеса возникла в «Бинбанке» задолго до начала финансового кризиса – еще в 2005 году. В то время в компании стали осознавать, что спрос на банковские услуги возрастает, причем не только количественно, но и качественно – клиенты хотят все лучших условий обслуживания, рынок банковских услуг становится все более тесным. Для того чтобы успешно конкурировать на этом рынке, необходимо было изменить не только банковскую систему, и даже не только технологическую платформу, но и бизнес-процессы, а это, как известно, нельзя сделать без активного участия топ-менеджмента. Однако в данном случае инициатором и спонсором проекта явилось само руководство компании, что и дало возможность начать, а главное, завершить столь масштабные преобразования.
Сильная поддержка отразилась на всех этапах проекта и помогла провести его в наиболее удобной для заказчика форме. В банке самостоятельно разрабатывали архитектуру решения, стратегию его развертывания, схемы информационных потоков. Также принципиальным моментом был отказ от использования услуг единого консультанта-монополиста на всех подпроектах. Управление проектом в целом осуществлялось специалистами самого банка. Во многом эти факторы были продиктованы богатым опытом по интеграции ПО, а также высокой культурой управления проектами в организации.
С технологической точки зрения важным решением для банка стал отказ от децентрализованной инфраструктуры, существовавшей ранее, и переход к централизованной, что давало возможность более быстрого внедрения изменений и существенно повышало оперативность управления.
Необходимость формирования услуг под нужды клиента диктовала очевидные требования к гибкости платформы, которые нужно было реализовать в новом решении. Исходя из этого решено было строить решение на основе сервис-ориентированной архитектуры (SOA), способствующей более быстрому построению бизнес-процессов на основе сервисов, выделенных из множества отдельных приложений. Во многом из тех же соображений строились и требования к составляющим решение системам. Кроме того, система должна была легко масштабироваться.
ИТ-службой банка было проведено тщательное исследование представленных на рынке компаний и продуктов на соответствие всем указанным требованиям, и в итоге, после сопоставления возможностей систем, стоимости и сроков внедрения, был составлен список используемых систем и партнеров по их внедрению. В качестве основного ядра решения – автоматизированной банковской системы (АБС) – была выбрана система B@NCS от компании Tata Consultancy Services (TCS). Еще одним ключевым партнером стала компания Diasoft. С ней было заключено соглашение на установку целого ряда продуктов:
- Diasoft FA# Accounting, Главная книга (SOA);
- Diasoft FA# Accounting, Регламентированная отчетность (технологии Хранилищ данных);
- Diasoft FA# Treasury;
- Diasoft FA# Balance.
Для интеграции программных продуктов решено было использовать сервисную шину AquaLogic, разработанную компанией BEA, которая позднее перешла к Oracle. При этом работы по интеграции проводились компанией ЛАНИТ. Поставку оборудования и полный комплекс работ по организации инфраструктуры центров обработки данных взяла на себя фирма IBM.
Отдельно, пожалуй, стоит остановиться на выборе банковской системы. Ведь компания TCS, несмотря на внушительный опыт работы за рубежом, новичок на российском рынке, и для «Бинбанка» быть первым «полигоном» для развертывания B@NKS в России означало серьезный риск. Однако, как объясняет Сергей Вихров, директор департамента технологического развития банка, такая «оригинальность» была вполне оправдана: «Проблема российских АБС в том, что они построены как монолит. Каждая из них включает в себя бизнес-часть, бухгалтерскую часть и отчетность. Как следствие, когда возникает необходимость быстрой смены предоставляемых банком продуктов, изменения затрагивают все эти части, что выливается в долгий и дорогостоящий процесс. И это даже если не брать в расчет производительность. В то же время современные западные системы позволяют отделить ядро банковской системы от модуля бухгалтерского учета. Поэтому если установить банковскую систему западного разработчика и российскую систему учета, то изменения в первой могут практически не затрагивать последнюю. Кроме того, у TCS свои планы по выходу на российский рынок, она готова приложить для этого значительные усилия, и мы смогли построить сотрудничество на взаимовыгодных условиях».
Проект стартовал в марте 2007 года. Как отмечает Алексей Колабухов, старший вице-президент «Бинбанка», важнейшую роль в успешном завершении проекта сыграли не технологии, а психологические факторы. Необходимо было четко донести до сотрудников, что проект не просто информационно-технологический – от его успеха зависит работа всего банка. Поэтому представители бизнеса должны были принимать в нем самое активное участие. Из этих соображений было сделано все для того, чтобы конечная цель была ясна не только руководству, но и каждому исполнителю проекта. Возможно поэтому, по словам представителей банка, удалось сохранить ключевых сотрудников (а от отдела ИТ было задействовано 9 человек) на протяжении всего хода работ.
20 февраля текущего года на новой технологической платформе начала свою работу первая точка продаж «Бинбанка». В ней используется система B@NKS с широким набором функционала, включая РКО, депозиты, банковские карты и пр. – фактически, автоматизированы все бизнес процессы, связанные с оформлением и сопровождением сделок, весь перечень банковских операций.
Для обеспечения централизованной бесперебойной работы приложений была создана отказоустойчивая инфраструктура на базе двух независимых центров обработки данных. Связь между ЦОДами организована с помощью оптоволоконных каналов передаци данных от двух независимых операторов связи. Одной из особенностей данного решения является эффективное использование вычислительных ресурсов. В нем используются технологии виртуализации и распределения нагрузки без необходимости остановки работы операционной системы, за счет чего стало возможным обеспечить функционирование разных наборов приложений в каждом из дата-центров. В случае выхода из строя одного из ЦОДов вычислительные ресурсы второго динамически, без перерыва в работе системы, отнимаются у среды разработки и передаются тем приложениям, которые переносятся в резервный дата-центр из основного.
Кроме того, в продуктивную эксплуатацию запущена Главная Книга, а также еще около 70 приложений, подключенных к интеграционной шине. На их основе в банке созданы и функционируют около 20 бизнес-продуктов.
«В B@NCS реализовано много того, чего обычно в подобных системах нет – платежи, кассы, депозиты, кредиты, карточные продукты, – подводит итог Сергей Вихров. – Когда все это находится в одной системе, становится гораздо легче создавать очень сложные продукты. Конечно, сейчас, пока у нас часть филиалов все еще использует старые разработки, мы не можем использовать новую систему в полной мере, так как по правилам банка список продуктов должен быть унифицирован. Однако как только преобразования будут окончательно закончены, мы сможем предложить клиентам новые уникальные продукты, которые до сих пор создать было просто нельзя. Кроме того, мы существенно сберегаем время и ресурсы. Если раньше, например, для введения нового функционала мы должны были три недели вести разработку, то сейчас подобные вопросы решаются в течение дня. Скорость обработки транзакций в системе также гораздо выше. Конечно, минусом использования B@NKS является отсутствие у TCS центра разработки в России, что не позволяет им достаточно быстро реагировать на наши запросы. Но, с другой стороны, это компенсируется более четкой организацией труда. Сказывается большой опыт проектных работ – четко планируются ресурсы, выдерживаются сроки».
В планах компании внедрение новой АБС во всей филиальной сети, а также построение новых бизнес-процессов на базе выделенных сервисов. Ведутся также работы по построению хранилища данных, совершенствуется система отчетности, внедряется мобильный банкинг.