«Цветоптторг» – группа компаний, осуществляющая полный цикл по выбору, доставке, хранению и переработке цветочной продукции, а также ее оптовая и розничная продажа. Торговая сеть компании состоит из 45 торговых точек, не считая магазинов франчайзи, а число ее сотрудников – около 800. Кроме розничной продажи компания имеет склады, линии по переработке (фасовке), свой автопарк для доставки продукции по магазинам и оптовым покупателям, а также осуществляет доставку из-за рубежа, то есть ведет внешнеторговую деятельность.
Для обеспечения связи всех точек присутствия компании между собой естественно возникла задача создания телекоммуникационной сети. При этом в «Цветоптторге» есть своя специфика: важно обеспечить не только надежность, но и мобильность коммуникаций. Конечно, у компании есть и некоторое количество больших магазинов, куда можно и нужно прокладывать оптические каналы связи, но в основном торговые точки не слишком велики, и в зависимости от рентабельности часто приходится менять их местоположение. К тому же объем данных, передаваемых между магазинами и головным офисом, невелик - кассовые отчеты, информация о ценах, обновление программного обеспечения. Поэтому делать капитальные вложения в построение стационарной сети неэффективно. В результате «Цветоптторг» вынужден постоянно искать решения, позволяющие в короткое время обеспечить для вновь перемещенной торговой точки связь с сетью компании.
Часть таких магазинов подключается к корпоративной сети компании по телефонной сети – для этого у «Цветоптторга» есть свой модемный пул. Иногда выручают «домовые» провайдеры, если повезет, и таковой окажется рядом. В ряде случаев можно также подключиться к ADSL-провайдеру, предоставляющему услуги связи по медным проводам. Однако все эти решения, во-первых, требуют существенного времени на подключение, а во-вторых, как правило, не предоставляют связи хорошего качества.
Кроме того, компания использует большое количество автотранспорта и осуществляет его мониторинг при помощи специализированной автоматизированной системы. Руководителей организации, используя портативные компьютеры, постоянно отслеживают картину перемещения транспорта. В то же время, большую часть рабочего времени они проводят вне офиса, посещая магазины торговой сети для решения возникающих вопросов. Чтобы руководители могли участвовать в рабочем процессе, для них организованы мобильные рабочие офисы с использованием ноутбуков, которым также необходимо Интернет-соединение. Обычно приходилось мириться с тем, что оно реализовывалось с помощью довольно дорогостоящей GPS-связи.
Однако с недавнего времени появилось и еще одно решение, как для магазинов, так и для мобильных сотрудников – WiMAX-сеть, построенная компанией Yota. Как говорит Александр Пушкин, директор по ИТ компании «Цветоптторг», использование широкополосного беспроводного соединения во многом решает проблемы организации связи внутри компании, обеспечивая требуемое качество и мобильность. При этом стоимость решения является достаточно конкурентоспособной.
Конечно, WiMAX-связь можно было организовать и раньше, но так как не было сети, построенной по «сотовому» принципу, это требовало установки больших наружных антенн, что не всегда разрешалось собственниками зданий. И даже при этом цена решения была в несколько раз выше.
Если же сравнить стоимость использования WiMAX-сети и услуг, предоставляемых провайдера проводной связи, то они вполне сопоставимы, однако качество в случае использования медных проводов, как утверждает Александр Пушкин, гораздо ниже. Кроме того, в случае нарушения работы наземного канала связи работы по его восстановлению могут идти недели, а то и месяцы.
Однако, по словам Александра Пушкина при использовании WiMAX-сети возникает и проблема неуверенного приема сети в закрытых пространствах, на первых этажах и в подвальных помещениях – а именно там находится большая часть магазинов «Цветоптторга». В качестве решения этой проблемы можно использовать повторители сигнала – устройства с двумя антеннами, одна из которых выносится как можно выше, а вторая устанавливается внутри помещения. Однако сейчас у Yota пока подобных устройств нет, они лишь ожидаются.
На данный момент «Цветоптторг» использует WiMAX-связь лишь для мобильных офисов, но Александр Пушкин надеется, что в скором будущем использование этой технологии в компании будет все более масштабным, и это позволит значительно сократить затраты на телекоммуникационные услуги, одновременно улучшив их качество.