По данным MForum Analitics, на конец третьего квартала 2008 года по учитываемым операторами SIM‑картам их абонентская база в России составила более 179 млн. человек. Федеральная служба государственной статистики говорит нам, что в стране насчитывается 142 млн. жителей. Соотношение впечатляет. Вы задумывались когда‑нибудь о происхождении своей SIM‑карты? Для одного из операторов нашей большой тройки четверть всех «симок» производит зеленоградское предприятие. О системе управления предприятием нашему журналу рассказал заместитель генерального директора компании «Ситроникс Смарт Технологии» по ИТ, кандидат экономических наук Сергей Щуркин.
Специфика производства
Стеклянный коридор. За прозрачной стеной красят «белый пластик», вырубают плагин-зоны, имплантируют чип-модули, проводят персонализацию чипов и полиграфии и упаковывают полученные комплекты для будущих владельцев контрактов с операторами сотовой связи. Дальше видна банковская сейфовая дверь. Подготовка к противодействию разного рода злоупотреблениям начинается одновременно с изготовлением SIM‑карты. С другой стороны коридора идет реконструкция. Здесь будут делать банковские EMV‑карты, на 2009 год запланированы проекты общим объемом 10 млн. штук. Плюс карты для медицинских и социальных проектов, программ лояльности. Так что здесь система безопасности будет еще суровее.
Компания «Ситроникс Смарт Технологии» (ССТ) учреждена три года назад немецким концерном Giesecke&Devrient (G&D) и российским холдингом АФК «Система». Отечественной корпорации, как известно, одновременно принадлежит оператор сотовой связи. Это не означает автоматического заказа SIM‑карт именно у ССТ. Телеком-оператор из соображений непрерывности бизнес-процессов пользуется как минимум тремя персобюро — так называются фирмы, занимающиеся выпуском и персонализацией карт.
Производство смарт‑карт имеет свои особенности. Во-первых, каждый выпускаемый комплект уникален. В случае брака SIM‑карты нельзя допечатывать произвольно. Сделанные на замену должны содержать ровно те же данные и находиться в отправляемой заказчику упаковке на том же самом месте, что и выбракованные. В карту записывается несколько десятков полей данных и ключей, а также своя операционная система. Во-вторых, не должно быть двух одинаковых карт, дублирование недопустимо. Сейчас ССТ выпускает 3 млн. SIM‑карт в месяц для операторов России и соседних стран — Украины, Казахстана, Белоруссии. Общая численность персонала ССТ — 200 человек, штат ИТ-подразделения — 10 специалистов.
Развитие автоматизации и выбор системы
Бизнес-процессы компании развивались с нуля, одновременно проводилась и их автоматизация. Зимой 2005‑го и весной 2006‑го, когда основной задачей являлся учет затрат на строительство, использовалась система «1С: Предприятие 7.7» без существенных доработок. У немецких акционеров ССТ много стопроцентных дочерних компаний по всему миру, и корпоративным стандартом для них является SAP R/3. Немцы могли консультировать и русскую дочку (редкий случай неполного владения) по вопросам КИС, но она не была готова к тем финансовым затратам, в которые выливалось такое сотрудничество. Обязательных требований по автоматизации G&D не предъявляла, но и не обещала финансовой помощи при внедрении SAP. В ССТ изучили предлагаемые акционерами регламенты и убедились в их очевидной неприменимости в отечественных условиях. «Клиенты ССТ физически не могут утвердить свой заказ с точностью до карты на полгода, как предусмотрено в методологии G&D, — говорит Сергей Щуркин. — Это одна из основных причин, по которой мы не могли пользоваться наработанной немецкой методологией без существенных изменений».
Самыми горящими на 2006 год являлись вопросы учета по РСБУ и планирования потребности в материалах для производства. Какое‑то время логистику и производство планировали в Microsoft Excel. Кроме того, несколько готовых форм предложила для использования G&D. Выбор систем, на которые ССТ могла перейти с «1C: Предприятия» и электронных таблиц, был велик. Для компаний среднего размера с дискретным производством и партионным учетом нужную функциональность предлагают практически все разработчики аналогичных решений. «1С» на тот момент стала активно предлагать конфигурацию «1С: Управление производственным предприятием 8». С одной стороны, законченных внедрений «1С: Управление производственным предприятием 8» на предприятиях с похожими бизнес-процессами на тот момент еще не было. С другой — привлекательная ценовая политика, обширная сеть партнеров, наличие специалистов по внедрению и активное использование решений «1С» в других компаниях холдинга АФК «Система» склонили чашу весов в его пользу. «Предполагалось, что раз в версии 7.7 у нас был построен учет по РСБУ, то в “1С: Управлении производственным предприятием 8” эта функциональность будет реализована как минимум не хуже, — поясняет Сергей Щуркин. — Однако в действительности оказалось, что массу механизмов и подсистем данного решения даже для РСБУ нельзя использовать без существенных доработок. Например, у нас много экспорта на Украину, в Казахстан, Белоруссию, и в системе нужно корректно учитывать экспортный НДС. Эту функциональность пришлось разрабатывать фактически с нуля. Серьезной доработки требовали также реализованные в “1С: Управлении производственным предприятием 8” механизмы для склада и производства».
Весну и начало лета 2006 года ССТ посвятила выбору консультантов. Прежде всего нужно было автоматизировать бухгалтерский, налоговый, кадровый, зарплатный учет и управление складом. Поиск внедренцев начали с официального списка сертифицированных партнеров «1С» по конфигурации «1С: Управление производственным предприятием 8», ориентировались на первую десятку из этого списка и на личный опыт и связи специалистов предприятия. В общей сложности было рассмотрено семь компаний. Кандидатам не предлагались тестовые примеры, вместо этого им давалось три дня на то, чтобы вникнуть в проблематику ССТ и сформировать свои предложения. В итоге выбрали фирму «Холд Инвест Аудит», в августе и сентябре 2006 года прошло предпроектное обследование, а в октябре начался первый этап проекта.
«Нам понравились методические подходы “Холд Инвест Аудита”, — рассказал Сергей Щуркин. — Там не только были готовы предоставить ресурсы по постановке задачи, но и смогли показать примеры реальных внедрений, консультировали по вопросам учета. А выделенный специалист этой компании в активной фазе проекта работал у нас полный рабочий день и показал себя самым лучшим образом». В проектную команду со стороны ССТ вошли руководители ключевых направлений и разработчик из «1С», задачей которого была поддержка системы по завершении активной фазы, чтобы предприятие не «садилось на иглу» внешних консультантов. Направления включали в себя производство, телеком, которому подчиняется управление заказами (order management), бухгалтерию и кадры. Для управления заказами применяется подход, предложенный немецкой стороной: к каждому клиенту прикрепляется менеджер ССТ, который контролирует весь цикл выполнения заказа — прием, производство и отгрузку.
Ход проекта
Проект был разбит на два этапа. Первый — все виды учета, причем акционеры использовали разные его формы: МСФО для G&D и РСБУ с GAAP для АФК «Система». Так что задачи первого этапа были нетривиальны. Они решались с октября 2006‑го по февраль 2007‑го. «За это время мы устранили ошибки в самостоятельно внедренной “восьмерке”, которую эксплуатировали полгода, с марта по октябрь, — вспоминает Сергей Щуркин. — Так что если раньше закрытие периода превращалось в “битву за баланс” и вызывало поток пожеланий сотрудников вернуться к привычной предыдущей версии системы, то теперь эта ситуация была переломлена. Уже в конце 2006 года мы начали закрываться “малой кровью”».
С марта по август 2007‑го прошел второй этап. В его ходе было сформулировано техническое задание и проведен анализ всех подсистем, необходимых для управления производственным циклом. Стояла общая задача автоматизации планирования производства, т.е. посменного планирования, попередельного учета и связанных с этим материальных потоков. Были выделены физические и виртуальные склады. Реальных складов у ССТ три: склад материалов, склад готовой продукции (фактически — банковский сейф, так как требования по безопасности для SIM-, а тем более для банковских карт не сильно отличаются от требований по хранению денег) и еще один вспомогательный. Сергей Щуркин продолжает свои пояснения: «Виртуальные склады были выделены на каждом производственном участке, которых у ССТ три — вырубка, персонализация и упаковка. Мы попередельно передаем полуфабрикаты со склада на склад. Для планирования потребности производства в материалах используется классический алгоритм MRP. Многие операции могут отдаваться на аутсорсинг (например, упаковка) — такая возможность движения полуфабрикатов отражена в системе».
Внедрен детальный учет затрат в производстве для определения себестоимости. Учитывается распределение расходов по различным участкам. В системе отражены спецификации продукции, заказы клиентов и аналоги материалов. Ввод аналогов понадобился потому, что одинаковая полиграфия, закупленная в разных типографиях, с точки зрения бухгалтерии является разным материалом, а с точки зрения производства — нет.
«Как и в любом бизнесе, перед нами стоит задача сокращения операционных расходов, — говорит Сергей Щуркин. — Надо четко считать затраты и понимать, на чем можно экономить. У нас жесткий контроль качества, на все операции установлен уровень брака не более 0,5%. Отдел качества ежедневно следит за этим. Сейчас на тысячу выпущенных SIM‑карт у нас в среднем приходится три бракованных, что составляет 0,3%».
Для оперативного учета брака в «1С: Управлении производственным предприятием 8» была реализована специальная функциональность. Отделу качества в конце смены нужно собрать в цехах информацию о браке с аналитикой по его причинам. Дополнительный КПК-модуль «1С: Управление производственным предприятием 8» позволяет это делать в режиме офлайн и уже после соединения КПК с базой передавать данные в автоматическом режиме. Объем ручной работы по учету брака таким образом был сокращен более чем вдвое.
Сейчас в ССТ порядка сорока пользователей системы «1С». Автоматизировано 10 подразделений, в каталог организаций занесено около 900 компаний, в картотеке основных средств уже значится более 2100 записей, а количество спецификаций номенклатуры превышает 760, из которых порядка двухсот — активные. Системой пользуются все основные подразделения, участвующие в производственном цикле, — склад, закупки, производство с попередельным учетом, управление заказами, бухгалтерия, финансовая группа, кадровый отдел и контроль качества. Отдельный этап проекта, выполненный в мае 2007 года, — интеграция «1С: Управления производственным предприятием 8» ССТ с общехолдинговой системой агрегации финансовой отчетности «Инталев» в рамках hi-tech-направления АФК «Система».
Проект был завершен к осени прошлого года, несмотря на первоначальную «сырость» самой платформы и вызванные этим сложности. «Мы видели, каким путем движется “1С”. Направление доработок было очень близко к тому, что делали мы совместно с “Холд Инвест Аудитом”, — говорит Сергей Щуркин. — Для некоторых модулей нами было дописано более половины функциональности, что с точки зрения поддержки очень тяжело, учитывая скорость обновления платформы. Когда через два года после начала проекта мы анализируем появившиеся в “1С: Управление производственным предприятием 8” изменения, то понимаем, что многое из наших доработок уже сделано программистами “1С”, только позже, чем это было нужно нам. По оценкам компании “Холд Инвест Аудит” на данный момент более 70% необходимой нам функциональности реализовано в самой платформе: тот же экспортный НДС, расчет больничных, попередельный учет. Фактически мы шли одной дорогой с “1С”, но за свои деньги».
Планы развития
У ССТ есть планы по дальнейшему развитию функционала системы исходя из требований бизнес-подразделений. Помимо замены разработанного кода на «стандартный» из актуальных редакций «1С: Управления производственным предприятием 8» на следующий год запланирована разработка детальной внутрискладской логистики (загруженность паллето-мест, оптимизация размещения материалов и т.п.), а также внедрение системы штрихкодирования, которая охватит каждую упаковку с материалами, полуфабрикатами и готовой продукцией.