При достижении по количеству ПК и серверов некоего критического порога возникает ситуация, когда управлять всем этим хозяйством становится просто невозможно. По крайней мере без значительного расширения штата ИТ-подразделения. Но можно пойти другим путем, а именно внедрить систему автоматизации управления ИТ инфраструктурой. Затраты на внедрение с лихвой окупаются экономией на заработной плате сотрудников, которых пришлось бы брать на работу, так что далеко не случайно, что количество таких проектов растет.
Именно по этому пути и решили пойти на автозаводе «Урал» («Группа ГАЗ»), создав систему управления ИТ-инфраструктурой на базе продуктов семейства IBM Tivoli. Директор центра информационных технологий автозавода Юрий Нам так прокомментировал выбор решения: «Продукты компании IBM мы выбрали в силу широкой распространённости ее серверных решений, которые используются в качестве основных вычислительных мощностей, а также потому, что применяем систему резервного копирования TSM с 2001 года». Подрядчиком работ стала компания «ГЕТНЕТ Консалтинг».
Реализация проекта проходила в два этапа. На первом была создана система мониторинга, задача которой состояла в обеспечении дежурных администраторов сведениями о состоянии ИТ-инфраструктуры завода и информационных систем. В её контур было включено телекоммуникационное, вычислительное, инженерное оборудование, системное и прикладное ПО. Таким образом участки разных групп администраторов получили доступ к общей информации, благодаря чему их работа стала слаженнее, а для руководителя система мониторинга является своего рода «арбитром» при разборах причин аварий.
«При возникновении инцидентов всё фиксируется в системе, поэтому полностью скрыть их стало сложнее, — так описывает Юрий Нам преимущества созданной системы. — Увеличилась и объективность разборов, поскольку теперь видно, что, например, персонал действовал согласно инструкциям, а инцидент имел место в результате каких‑то других причин, будь то некорректная работа ПО или что‑нибудь еще. Скажем, после запуска системы не осталось места на диске. Администратор был извещен, все было исправлено в 39 минут, что укладывается в заданные сроки, но расчет сорвался. Разбор показал, что администратор не виноват, потому что он исполнил действия согласно регламенту, причиной же инцидента стал некорректный расчет».
Второй этап работы заключался в создании системы инвентаризации ИТ-инфраструктуры, которая используется для регулярного учета имеющегося на заводе оборудования и программного обеспечения, выявления несанкционированных изменений аппаратной и программной конфигурации ПК, а также для централизованной автоматической инсталляции ПО. В рамках проекта все ПК были привязаны к работающим за ними пользователям, для чего применены данные из кадровой системы (точнее, из модуля управления персоналом ERP‑системы Baan4). Как подчеркнул Юрий Нам, это дает возможность при увольнении и переводе персонала определять, что именно изменилось в связке конфигурационная единица — персонал — подразделение.
В результате созданы базы данных об имеющемся оборудовании и установленном ПО, механизмы автоматического распространения пакетов ПО на ПК и консоль мониторинга с актуальными сведениями об ИТ-инфраструктуре, а также механизмы для актуализации этих сведений. Данный модуль интегрирован с ERP‑системой, работающей на заводе.
«Совместная работа системы мониторинга и инвентаризации позволила диспетчерской службе автозавода «Урал» отслеживать текущее состояние систем (проактивный мониторинг) и изменения, проходившие в течение двух недель (периодическая инвентаризация), — резюмирует Юрий Нам. — Всё это даёт возможность оценивать текущую ситуацию и выявлять узкие места и таким образом предотвращать вероятность сбоев».
О компании
Автомобильный завод «Урал» образован в 2001 году в результате реструктуризации производственного комплекса «УралАЗ». Новое предприятие вошло в состав холдинга «Группа ГАЗ». Основной продукцией автозавода являются полноприводные грузовые автомобили.