В освоении нового класса ИТ-систем банки часто находятся на переднем фланге, штурмуя никем еще не взятые бастионы. В случае с BPM-системами это вполне понятно — ведь именно в финансовой отрасли информационные технологии пронизывают практически все бизнес-процессы.
Банк «ТуранАлем» (БТА) — одна из наиболее быстрорастущих финансовых компаний на территории СНГ. Постоянное расширение филиальной сети, в том числе и в других странах, развитие новых направлений, активное движение в розничный бизнес — всё это требует высокой динамичности. И осознание необходимости изменить взаимоотношения между бизнесом и ИТ-службой, которые раньше строились по принципу «заказчик — исполнитель», заменив их на работу по принципу «партнер — партнер», стало толчком к новому витку в развитии банка.
По словам директора по технологическим решениям БТА Султана Досходжаева, ИТ-служба предприятия сфокусирована на поиске инновационных решений, расширяющих возможности бизнеса. Выделенные ИТ-специалисты, называемые в компании менеджерами по решениям, вовлечены в процесс планирования развития, что позволяет им своевременно готовить необходимую технологическую основу, вырабатывать идеи для бизнеса, предлагать ему возможности, которые могут предоставить современные технологии. Сопоставительный анализ текущих и будущих потребностей показал, что нужно развивать розницу, в частности расширять спектр продуктов и увеличивать скорость реагирования на изменения рынка и корпоративного бизнеса, а именно повышения технологичности услуг.
Для решения нового класса задач возникла идея использования системы управления бизнес-процессами, а также построения сервисно-ориентированной архитектуры. Параллельно с технологическим решением пришло понимание необходимости изменения подходов к управлению бизнесом — от функционального к процессному.
Таким образом, бизнес- и ИТ-подразделения банка поставили целью создание интеграционной платформы, включающей в себя управление процессами и интеграцию между системами и сотрудниками, что должно обеспечить возможность быстрой реализации процессов и их динамического изменения вместе с меняющимися потребностями рынка. Такое решение позволяло использовать функционал существующей банковской системы в качестве поставщика сервисов, причём с возможностью замены некоторых ее модулей в случае необходимости.
С технической точки зрения для этого нужно было внедрить комплекс систем и платформ, который описывается формулой SOA+BPM+BAM. После изучения аналитических материалов были определены требования к системам и создан список систем-кандидатов. Требования, которые помимо всего прочего включали необходимость создания определенного демонстрационного процесса, были разосланы поставщикам отобранных для конкурса систем. После подготовки их представители в течение месяца демонстрировали возможности своих решений, на что каждому вендору было выделено от двух до четырех дней.
В результате выбрали продукт Fabric фирмы webMethods, которая сейчас является частью компании Software AG. Основной причиной такого выбора стал тот факт, что это решение покрывает весь требуемый функционал: SOA-, BPM- и BAM-продукты уже интегрированы между собой, чего большинство вендоров предложить не могли.
Для реализации проекта был создан проектный офис по внедрению интеграционных систем, в задачи которого входит не только внедрение технологий, но и накопление знаний и опыта. В его штат на постоянной основе входят четыре разработчика и один бизнес-аналитик. Кроме того, к работе по мере необходимости привлекаются представители бизнес-подразделений, чтобы отвечать на вопросы аналитиков и помогать им «рисовать» процесс, который затем имплементируют технические специалисты. По словам директора проекта по внедрению интеграционных систем БТА Марата Губайдуллина, используемая в продукте проприетарная нотация, основанная на BPMN, вполне понятна даже далеким от ИТ бизнес-менеджерам. И ещё как существенное преимущество он отметил, что если в BPM-продуктах других компаний нет обратной связи между тем процессом, который реализовал разработчик, и тем, что изначально нарисовал аналитик, то в выбранном решении оба специалиста работают одним и тем же инструментом с одним и тем же процессом, просто поставив «галочку», соответствующую их роли.
В качестве пилотного проекта было выбрано создание платежной системы, которая включает в себя четыре процесса и более пятидесяти сервисов для интеграции с существующими системами, а также портал для взаимодействия с сотрудниками. На этот выбор повлияли, в частности, такие факторы:
- модернизация высокоавтоматизированного монолитного приложения с жесткими ограничениями по модернизации прикладной логики;
- защита инвестиций и снижение сроков, стоимости и рисков параллельного проекта по смене основной банковской системы;
- оптимизация процессов, направленных на повышение удовлетворенности клиентов банка и генерацию дополнительного дохода.
Сейчас пилотный проект находится в стадии опытной эксплуатации, и система работает параллельно с основной банковской системой. Но это только начало, и со временем банк будет управлять с помощью BPM-системы все новыми и новыми процессами. Благодаря связке BPM и SOA изначально проще строить процессы, опираясь на сервисы: со временем уже не приходится создавать сервисы для реализации новых процессов. Более того, их достаточно найти в репозитории, то есть можно использовать повторно. Главные проблемы, которые возникли на стадии реализации пилотного проекта, как и в других аналогичных проектах, — организационные. Реализация процессного подхода, затрагивающего несколько подразделений банка, естественно приводила к определенным трудностям. Персоналу не просто было понять новые подходы и принципы взаимодействия с руководством.
Говоря о выгодах использования новой системы, в компании отмечают, что появилась возможность отслеживать такие основные KPI, как время прохождения платежа и его стоимость, что раньше было невозможно. Благодаря этому банк может построить своеобразные SLA c клиентами, гарантировав необходимые им условия, что особенно важно при работе с корпоративными и VIP-клиентами.