Задачи, решаемые системами управления складом, далеко не однотипны. В холдинговой компании «Домоцентр», являющейся крупнейшим продавцом стройматериалов на территории Сибири, они особенно разнообразны и масштабны. Директор по ИТ группы компаний «Домоцентр» Виталий Минюков рассказывает о проекте внедрения WMS и полученных преимуществах.
Особенностью работы складов компании является большое разнообразие товаров, а также условий их хранения. Прежде всего это многочисленные мелкие объекты, такие как болты и шурупы, которые необходимо расфасовывать и маркировать — то есть здесь задействованы элементы производства. Выделяются также технологии по обработке рулонных напольных покрытий — каждый рулон уникален, штуки и погонные метры нужно пересчитывать в метры квадратные. Отдельно требуется учитывать товары с ограниченным сроком годности и товары, требующие соблюдения температурного режима хранения и транспортировки. Многое приходит в виде нескольких отдельных изделий, а продается уже комплектами. Различаются технологии по работе с кафелем (пересчет штук в квадратные метры) и с проводами (их получают в бухтах, а отпускают на небольших катушках). В отдельности такие технологии используются на многих складах, но «Домоцентр» использует их все в совокупности.
Масштабы складов также впечатляют: только главный распределительный центр компании в Новосибирске состоит из семи складов, объединенных в двух складских помещениях общей площадью 15 000 квадратных метров. Всего же у «Домоцентра» девять географически удаленных распределительных центров, которые помимо двадцати четырех собственных розничных магазинов обслуживают и других клиентов. Соответственно управление складом при столь специфических и масштабных задачах нуждалось в автоматизации, и список требований к WMS был весьма содержателен. Приняв решение внедрить систему управления складом, компания преследовала такие цели:
- учет движения товарно-материальных ценностей в распределительном центре, управление проходящими через него товарными потоками;
- учет затрат в распределительном центре, в том числе и по видам работ;
- учет времени и себестоимости хранения, а также работ в разрезе по видам товаров, по различным физическим характеристикам и типам товаров;
- уменьшение удельных затрат на хранение товара; увеличение производительности труда, емкости склада, пропускной способности, скорости и качества отпуска товара;
- отработка технологий деятельности распределительного центра для последующего тиражирования.
В компании самостоятельно провели исследование существовавших на тот момент WMS-решений и на основании его результатов проводили выбор. «Мы не сумели вывести формулу, чтобы подсчитать, какое из них лучше, — говорит директор по ИТ группы компаний "Домоцентр" Виталий Минюков. — Да это, наверное, и невозможно. Так как у нас используются системы управления сбытом "1С" восьмой версии, мы, естественно, в первую очередь рассматривали WMS того же производителя, но впоследствии отвергли данное решение, потому что нам не смогли показать работающий на этом продукте склад с близкими нам масштабами деятельности. Из тех, кто справляется с объемами, подобными нашим, осталось около пяти компаний. Если нам не могли показать работающий экземпляр, то такой продукт не рассматривался. Затем мы придумали таблицу с минусами и плюсами каждого решения и, полагаясь на логику и интуицию, сделали выбор». В итоге была выбрана система управления складом Logistic Vision Suite, которую в России представляет компания ant Technologies. Она уже имела опыт в реализации подобных проектов.
Была составлена проектная команда, которая включала в себя семь человек от «Домоцентра» и шесть представителей поставщика. Кроме того, периодически привлекались специалисты из разных подразделений компании. В ходе первичного обследования стало ясно, что нужно не только настраивать систему под внутренние процессы, но и сами процессы приводить в соответствие с лучшими мировыми практиками, отчасти заложенными в WMS. Вскоре был запущен пилотный проект на одном из складов — лаков и красок, для которого зима является практически «мертвым» сезоном, и в течение месяца на нем производилась «обкатка» решения. В дальнейшем к системе по одному подключались и остальные склады. Полностью проект занял шесть месяцев — за это время были автоматизированы все складские процессы. Для каждого склада созданы уникальные, учитывающие индивидуальный перечень требований алгоритмы обработки товара. Например, несколько складов, хранящих различные товарные группы, имеют общую зону приемки и общую зону отгрузки и упаковки. При этом система автоматически формирует задания на размещение по разным складам товара, пришедшего в общую зону приемки, и на обратную операцию — отбор товаров с разных складов в общую зону отгрузки. В рамках проекта складская система была интегрирована с системой управления сбытом, и теперь они в онлайновом режиме обмениваются такими данными, как справочник товаров, остатки на складах, заявки на резервирование товара и результаты резервирования, сведения об отгрузке и поступлении товаров. Сложности прибавляло и то, что одновременно производилась модернизация технологий по всему холдингу, и это не могло не влиять на взаимодействующие системы. К примеру, нужно было запускать в производство и систему управления складом, и новую версию системы управления сбытом, потому что отладка одной из них в отрыве от другой была невозможна. На введение обеих систем в устойчивый производственный режим потребовалось около четырех месяцев. Как одну из проблем, возникших на этом этапе, Виталий Минюков отметил тот факт, что даже выполнив рекомендации поставщиков по усовершенствованию ИТ-инфраструктуры, компания не получила необходимую ей производительность, и пришлось наращивать серверную мощность.
Для того чтобы использовать систему самым эффективным образом, сотрудники «Домоцентра» начали «подпитываться» знаниями еще до заключения официального договора с подрядчиками. Система еще не была установлена, а компания уже направила на обучение к поставщику две группы по семь человек. Затем учеба продолжалась при совместном написании документации на систему, а также при её установке на складах. А непосредственных исполнителей тренировали уже обученные сотрудники «Домоцентра». Всего в системе задействованы тридцать один носимый терминал и девять стационарных рабочих мест. Так как одна из целей проекта состояла в том, чтобы получить навыки для последующего тиражирования системы, в дальнейшем компания планирует самостоятельно, лишь с минимальной помощью подрядчика, устанавливать WMS и на других своих складах. Хотя, как отмечает заместитель директора по ИТ, абсолютно на всех складах систему использовать нецелесообразно: небольшим она просто не нужна. В этом году WMS будет установлена во втором распределительном центре в Новосибирске, а в следующем — в одном из крупных региональных филиалов.
Говоря о выгодах проекта, Виталий Минюков отмечает, что емкость склада теперь используется более эффективно. Однако он подчеркивает, что численность персонала не была сокращена, так как появилась возможность пропускать через склад больше товаров, а значит, увеличивается и количество операций по их обработке. Еще одним показательным результатом стало то, что теперь практически исключены случаи появления товара с истекшим сроком годности на складе.
Как одно из возможных направлений в развитии системы руководство компании видит создание электронного B2B-взаимодействия с поставщиками, но пока это только в планах.