Югра является пионером автоматизации государственного управления. Еще в 1996 году была принята концепция информатизации Xaнты-Мансийского автономного округа. За одиннадцать лет, прошедших после её утверждения, округ превратился в одного из лидеров отечественной информатизации. Накопленный за это десятилетие опыт показал: чтобы быть по-настоящему эффективным, внедрение ИКТ должно быть комплексным, а исходное стратегическое решение — начать информатизацию именно с разработки и утверждения ее правовой концепции — стало ключом ко всем дальнейшим успехам автономного округа в этой сфере.
Правовое поле
Югра справедливо считается одним из инициаторов в деле формирования единого правового поля информатизации. С самого начала здесь было принято стратегическое решение, что только развитое информационное поле позволяет справиться с системными проблемами, возникающими в области государственного управления. Ещё в 1996 году была принята концепция информатизации Xaнты-Мансийского автономного округа, а с 2002-го округ является опорной зоной по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Электронная Россия».
Для того чтобы повысить эффективность государственного управления и местного самоуправления, необходимо реализовать управляющую функцию во всей её полноте, то есть обеспечить такие параметры решения, как прогнозирование, моделирование, планирование, мониторинг и контроль. На этом строится любая информационная система, и потеря какого бы то ни было её звена означает невозможность достижения цели. А информационные технологии являются главным инструментом при реализации столь важной задачи.
Нормативную правовую базу в области информатизации в регионе составляют закон «Об информационных ресурсах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» и более 140 постановлений и распоряжений губернатора и окружного правительства.
Важным шагом в развитии информатизации стало принятие целевой программы «Электронная Югра» на 2006–2008 годы. Разработанная в Югре программа получила положительное заключение Министерства экономического развития и торговли РФ. И это дало новый импульс для ее развития и позволило убедить руководство региона в том, что необходимо идти по пути, который предлагается на федеральном уровне, выделяя для этого дополнительные средства. Во всяком случае сразу после её принятия руководство округа увеличило бюджет.
Цена вопроса
Многие считают, что бюджет в Ханты-Мансийском автономном округе безразмерный. Однако по словам председателя комитета по информационным ресурсам администрации округа Натальи Масловой, это не так: «Статью “информатика” мы ввели в состав бюджета еще в 1997 году. Дабы не дискредитировать идею информатизации большими затратами, мы двигались постепенно и начинали с малого. Первое время занимались практически только автоматизацией деятельности чиновников и лишь в 2000 году приступили к созданию комплексных информационных систем. Программа “Электронная Россия” помогла увеличить финансирование. За 10 лет мы израсходовали 285 млн. рублей. Много это или мало? Из концепции региональной информатизации, где приводятся соответствующие расчеты, мы видим, что в проектах по автоматизации региональных органов государственной власти на одного жителя приходится от 20 до 100 рублей в год. У нас эта цифра составляет 43 рубля, то есть затраты у нас средние». Участие в федеральной целевой программе позволило интегрировать информационные ресурсы на уровне региона, и в 2007 году финансирование программы «Электронная Югра» составило 164 млн. рублей.
Доля регионального бюджета, расходуемая на информатизацию, постоянно повышается. В 2004 году она составила 0,11%. Бóльшая часть этих денег расходуется на формирование автоматизированных информационных ресурсов (35%) и сопровождение локальной вычислительной сети (35%); 22% средств идет на формирование единой инфраструктуры информационной системы, 7% — на решение научно-практических вопросов и 1% — на разработку программ информатизации, поддержку консультаций и экспертиз во время проведения конкурсов.
Процесс разработки программы
Реализацией государственной политики в сфере информатизации на основе принятой концепции и целевой программы «Электронная Югра» занимается Комитет по информационным ресурсам администрации Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Для работы с муниципалитетами было создано еще одно государственное учреждение — Окружной центр ИКТ. В муниципалитетах не хватает денег, а специалистов, способных поддерживать разработку системы в единых методологических принципах и стандартах, просто нет. «Поэтому мы взяли этот труд на себя, — говорит Наталья Маслова, — убедили губернатора, и сейчас у нас 51 человек, а начинали мы в 1996 году с шести сотрудников».
В 2000 году для решения задач «Электронного правительства» был создан отдел ситуационного анализа, который обеспечивает информационную поддержку таких процессов, как стратегический анализ и планирование развития округа, структуризация решаемых проблем, оценка вариантов управленческих решений на основе современных информационных технологий и средств отображения информации. По словам Натальи Масловой, сейчас этот центр успешно функционирует: на работу в ситуационной комнате каждый день идут заявки и стоит очередь.
Что сделано
Для создания телекоммуникационной инфраструктуры информатизации в Югре создается региональная сеть органов государственной власти и местного самоуправления. Своеобразные природные особенности округа, который занимает огромную территорию в 534 кв. км, изобилующую болотистыми районами, не везде позволяют прокладывать кабельные системы. Несколько магистральных линий есть, но для труднодоступных местностей используются спутниковые каналы связи. Поскольку число пользователей Интернета и электронной почты значительно возросло, в эксплуатацию введен асимметричный спутниковый интернет-доступ, и в результате быстродействие канала увеличилось до 2 Мбит/с.
В 2006 году все органы власти были присоединены к информационной системе территориального управления. В ее состав входят ведомственный информационный портал, портал руководителя, система анализа региональной инфраструктуры «Терра», информационно-правовые, аналитические, экономические системы и подсистемы поддержки управленческой деятельности.
На базе внутренней сети и управленческих информационных ресурсов в настоящее время ведется активное создание открытой информационной системы округа, куда входят сайты администраций муниципальных образований, югорский сегмент российского портала развития (портал развития Югры), а также образовательный информационный портал Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (www. eduhmao.ru), работающий на мультипортальной основе и являющийся важнейшим элементом этой системы. С июня прошлого года запущен открытый образовательный портал, который позволил включить Югру в единую сеть дистанционного образования и дал доступ к 5495 учебным курсам от 140 виртуальных университетов. В этом проекте участвовало Министерство науки и образования Российской Федерации.
В разделе «Народ и власть» пользователи имеют возможность высказывать свое мнение о работе правительственных органов как регионального, так и муниципального уровней, а также напрямую обращаться с просьбами и пожеланиями к представителям власти.
А в существующем с 2004 года подразделе «Информация для граждан» посетители сайта могут получить информацию, которая позволит им грамотно взаимодействовать с ними: подраздел содержит правовые подсказки, перечни необходимых документов, инструкции и образцы заявлений и справок, требуемых при обращении в различные ведомства.
Количество информационных ресурсов корпоративной сети органов власти в Югре растет, пропорционально увеличивается и трафик потребления, что говорит о востребованности создаваемых порталов. Этому способствует режим интранет, удешевляющий трафик.
Первичная среда электронного взаимодействия ведомств, органов власти и граждан в Югре уже практически создана, обеспечена его оперативность, открытость, подотчетность, результативность и эффективность. Сейчас настала очередь еще одного проекта — создания системы электронного документооборота. СЭД уже функционирует в режиме производственной эксплуатации в здании правительства Югры, идет активное подключение к ней органов власти и одновременно — внедрение в муниципальные образования. Локальный вариант учета корреспонденции был внедрен во всех муниципальных образованиях еще три года назад, а сейчас начался планомерный переход на корпоративный сетевой документооборот. Одновременно с этим прорабатывается возможность использования электронной цифровой подписи, для чего создается удостоверяющий центр.
Проблемы остаются
Но проблемы остаются — те же самые, с которыми сталкиваются все регионы. Главными среди них Наталья Маслова считает следующие:
- недостаточное взаимодействие ведомств;
- слабое взаимодействие органов власти и местного самоуправления;
- недостаточное развитие нормативно-правового регулирования, прежде всего методического;
- отсутствие методических рекомендаций и нормативов по расчетам затрат на внедрение, эксплуатацию и развитие информационных систем и соответственно сложность обоснования бюджетных расходов.
Последнее — типичная проблема любого региона. «Как можно ставить вопрос экономии бюджетных средств, надо же отталкиваться от чего-то, надо выработать нормативы, по которым можно убедить руководство принимать те или иные решения, — замечает Наталья Маслова. — И что мы собираемся экономить, если вообще не знаем, что чего стоит? Чтобы первое лицо региона понимало, насколько важны вопросы финансирования сферы информатизации, необходимо представить ему результаты оценки эффективности информационной системы».