Динамично развивающаяся группа компаний "Юнимилк", одна из ведущих на молочном рынке России и Украины, провела консолидацию своих активов. Как следствие была организована единая торговая компания. Инструментом реализации этих планов послужила система управления предприятием Microsoft Axapta. Темпы развития компании, увеличение объема обрабатываемых данных потребовали модернизировать информационную инфраструктуру, чтобы поддержать функционирование ERP-системы на уровне, отвечающем требованиям акционеров.

Задача

В настоящий момент в группу компаний "Юнимилк" входят 12 молочных предприятий России и Украины, выпускающие 612 тысяч тонн молочной продукции в год. Среди крупнейших предприятий - такие, как ОАО "Петмол" (Санкт-Петербург), ООО "Милко" (Красноярск), ОАО "Самаралакто" (Самара), ОАО "Галактон" (Киев). Инсталляция централизованной версии Axapta связала все заводы и офисы продаж компании с одной базой данных. Ядром ИТ-инфраструктуры в "Юнимилк" до 2004 года служило двухпроцессорное 32-разрядное серверное решение на базе Intel Xeon. Оно же стало и аппаратной платформой ERP-системы. Такая организация ИТ-инфраструктуры обеспечивала нормальное функционирование корпоративных приложений, а также позволяла поддерживать в работоспособном состоянии все информационные системы в целом.

Стремительный рост компании привел к увеличению объема базы данных, а также к резкому увеличению числа пользователей и количества операций, осуществляемых в системе. Спрогнозировать изменения заранее было трудно. В результате запас производительности прежней аппаратной платформы ERP-системы был быстро исчерпан. Запуск новых филиалов на существующих серверах был чреват очень высоким риском остановки всей системы из-за перегрузки. Ситуация усугублялась тем, что затрагивала департаменты продаж, из-за производительности системы замедлялась отгрузка продукции и бизнес в целом. "Функционирование системы оказалось под угрозой, - говорит заместитель директора департамента информационных технологий "Юнимилк" Артем Плетнев. - Перед ИТ-отделом стояла задача в кротчайшие сроки решить проблему производительности Axapta, потому что как только система стала централизованной, вся нагрузка пошла на центральную часть, оперирующую всем функционалом коммерческой деятельности компании". В этих условиях руководство ИТ-отдела "Юнимилк" инициировало проект модернизации существующей ИТ-инфраструктуры.

Решение

"Проанализировав нашу систему, мы пришли к выводу, что узким местом является оперативная память на наших серверах баз данных, - поясняет руководитель направления бизнес-приложений информационной службы компании "Юнимилк" Алексей Барабанов. - Таким образом, борьба шла за объем памяти, выделяемый для обработки большого количества данных. Было рассчитано, что требуется увеличение оперативной памяти в восемь раз. Единственная платформа, которая существовала на момент решения поставленной задачи - 64-разрядная платформа серверов на процессорах Itanium". Был спланирован проект, от которого руководство "Юнимилк" ожидало получить: увеличение производительности системы, сокращение временных затрат на регламентные операции (запланированные простои), а также большой запас масштабирования системы, чтобы не стать заложниками постоянно растущего бизнеса.

Весь проект был разбит на этапы. Сначала решили провести тестирование системы, затем закупить оборудование, подготовить инфраструктуру и, наконец, осуществить миграцию системы управления предприятием Microsoft Axapta на 64-разрядную аппаратную платформу HP Integrity на базе процессоров Intel Itanium 2.

Тестирование

"Поскольку для нас поставленная задача была новой и непростой, то нам нужно было проверить насколько правильно мы все рассчитали, свести до минимума риски неоправданных инвестиций, - говорит Артем Плетнев. - Необходимо было протестировать решение в условиях, максимально приближенным к "боевым"". В этом компании помогли специалисты НР, Intel и системного интегратора BCC.

Тестирование проходило в два этапа. На первом проводилось функциональное тестирование - работа адаптированной базы данных Axapta в симбиозе Itanium 2 - Windows 2003 64 bit - Oracle Real Application Claster 64 bit. Эта часть теста проводилась в центре компетенции компании Intel с привлечением ее специалистов. "Результаты этого тестирования показали, что хотя наша система и работает, но используемый Windows 2003 64 bit несколько ограничивает функционал Oracle: а именно, мы не смогли на этой платформе организовать Real Application Claster. Для нас это один из критических элементов, - добавляет Артем Плетнев. - Проведя дополнительные проверки и испытания, мы пришли к выводу, что будем реализовывать систему на Red Hat Linux. С этой системой мы и начали вторую фазу тестов".

Второй этап тестирования проводился в лаборатории компании HP (Германия, Беблинген), где была развернута инфраструктура, отражающая реальную ситуацию в "Юнимилк". Сначала протестировали работу 300 одновременно подключенных пользователей системы на кластере, состоящем из двух серверов. Затем то же количество одновременно работающих пользователей было протестировано на кластере, когда один из серверов отключен: так имитировался выход одного из узлов кластера из строя. В рамках тестовых испытаний, чтобы исследовать запас производительности с учетом развития системы и ростом бизнеса компании, была смоделирована работа ERP-системы при увеличенной нагрузке. По словам Артема Плетнева, нужно было оценить предельные нагрузки системы. Поэтому не только проверялась работа системы с реальным количеством пользователей, имеющихся в "Юнимилк", но и выяснялось, насколько система масштабируема - систему протестировали при 600 одновременно работающих пользователях. Все результаты тестов автоматически сбрасывались в таблицы, которые потом анализировались ИТ-специалистами "Юнимилк". В сравнении с показателями "боевой" на тот момент системы тесты показали немалый прирост производительности. Также был сделан вывод, что при падении одного из серверов в кластере производительность системы Axapta не снижается. "Результаты оказались великолепными. Подтвердилась правильность нашего решения, - говорит Артем Плетнев. - Кроме того, мы получили финансовое обоснование этого проекта перед нашими акционерами, что для нас очень важно".

Выполненное тестирование также позволило в минимальные сроки, не прерывая ритмичности работы предприятия, осуществить запуск и настройку системы на основе трех 4-процессорных серверов HP Integrity под управлением операционной системы RedHat Enterprise Linux 3.

Миграция

Перед этапом миграции на новую платформу были поставлены определенные цели: во-первых, следовало минимизировать риски от простоя деятельности коммерческих подразделений компании, а во-вторых - миграцию требовалось провести в очень ограниченные сроки. Для этого задействовали много ресурсов - это специалисты "Юнимилк", НР, ВСС, Intel, а также представители Columbus IT Partner. "Каждый член команды знал, что, как и, самое главное, когда делать. Команда, как слаженный оркестр, достаточно быстро выполнила задачу", - говорит Алексей Барабанов.

Был разработан детальный план миграции: монтаж оборудования, его настройка, установка операционной системы Linux RedHat AS3 и Oracle, промышленная миграция. Осуществление миграции разбили на три этапа: остановка работы системы, экспорт данных из "боевой" системы, импорт данных в новую базу. "Три таких простых шага… Однако все было достаточно рискованно, потому что каждый их этих этапов представлял собой многочасовую процедуру, учитывая наш объем данных, - рассказывает Алексей Барабанов. - Достаточно представить себе, что если бы во время импорта данных, который занял у нас восемь часов, на седьмом часе что-то пошло не так, то это означало бы, что время простоя из 24 дозволенных увеличилось на время импорта данных, а это ведет нас к прямым убыткам. Но, к счастью, мы уложились в запланированные 24 часа и провели миграцию достаточно успешно".

Результат

Сейчас в "Юнимилк" в системе одновременно работают 290 пользователей (на момент начала проекта число пользователей составляло 200). Размер базы данных на сегодня 310 ГБ, что более чем в пять раз превышает объем базы данных на начало текущего года (60 ГБ). Благодаря осуществленному проекту, сократилось время выполнения операций. Пересчет бухгалтерских счетов составляет 15 минут на один счет (против прежних 12 часов). Формирование книги продаж за один месяц занимает два часа. На формирование книги покупок за один месяц тратится 15 минут, на что прежде требовался час. "Если раньше обработка одного заказа иногда доходила до 20 минут, что вызывало множество нареканий, то теперь на это уходит две-три минуты", - добавляет Алексей Барабанов.

Проект по миграции системы "ERP Axapta - СУБД Oracle" на платформу HP Integrity завершился в сжатые сроки. "Запустив систему в промышленную эксплуатацию, мы получили данные, которые оказались даже лучше тестовых, - говорит Артем Плетнев. - При этом увеличение производительности системы в штатном режиме составило от 1,7 до 73 раз по отдельным операциям (в среднем - в 14 раз). В настоящий момент система работает успешно". Высвободившиеся в результате замены серверы было решено использовать для масштабирования центральной инфраструктуры и для проекта "Архивная система".

Общие инвестиции в проект миграции не превысили 300 тысяч долл., что составляет, по словам Артема Плетнева, около 8% от стоимости всего ERP-проекта. "Резюмируя, хочу сказать, что в результате проекта поставленная задача была выполнена, - добавляет Артем Плетнев. - Мы уменьшили время получения и обработки заявок, а также сократили период отгрузки нашей продукции, что для молочной промышленности является очень важным критерием. Если говорить про технические характеристики, то мы убедились не только в том, что система производительная, но и в том, что у нас есть запас прочности и наращиваемости системы".